Жительница поселка Солонцы Емельяновского района Марина Лейниш написала на сайт газеты «Наш Красноярский край»: «Помогите разобраться в ситуации. Проживаю в частном доме по улице Гаражной, 22. Через дорогу устроена несанкционированная свалка, куда свозят мусор не только жители Солонцов, но и поселка Нанжуль. Мусорка горит каждую неделю, боюсь пожара».
Марина Николаевна с несанкционированной свалкой борется не первый месяц. Ходила и в сельсовет, написала письмо депутатам, жалобу в прокуратуру. Но эта бумажная работа пока не принесла никаких результатов.
Фейерверк на мусорке
В Солонцах Марина Лейниш живет всю жизнь. Дом, напротив которого находится несанкционированная свалка, достался ей от матери. Он уже горел, лет 20 назад. Тогда все Солонцы пылали, местные жители ночами выходили на дежурство – тушили огонь.
– До сих пор помню, как было страшно, – рассказывает женщина. – Мы выскакивали из дома кто в чем был. У соседей взорвался газовый баллон, стоишь, а вокруг тебя все пылает. Боюсь повторения той истории.
Вспомнить о пожарах 20-летней давности жительницу Солонцов заставила обыкновенная свалка, которая с пустыря переместилась к дому женщины. На перекрестке улиц Новая и Гаражная – через узкую дорогу от дома Марины Лейниш – сначала организовали площадку по сбору твердых бытовых отходов. Благое вроде бы дело, но обернулось оно экологическим бедствием. Рядом с контейнерами сваливали различный мусор – от баллонов до горячей еще угольной золы. В результате свалка заполыхала.
– В прошлом году я, наверное, 50 раз вызывала пожарных – мусорка горела, – рассказывает Марина Николаевна. – В этом году поменьше. Выхожу в баню – зарево до самого неба. В последний раз полыхало два месяца назад.
Женщина говорит: во время пожаров на свалке случается настоящая бомбардировка – баллончики от аэрозолей, нагреваясь, летят в огород, как снаряды. А летом здесь дважды гремели взрывы. Да такой силы, что сначала выворотило железобетонные плиты забора, обрамляющего производственную площадку, а в другой раз покорежило металлический забор дома номер 22 на улице Гаражной. Вот тут-то Марина Николаевна испугалась всерьез и пошла по разным инстанциям.
В сельсовете от нее только отмахнулись: «Меньше жалуйся». Бывший глава Солонцов досиживал в кресле последние дни, не до свалки ему было. Второй раз обратилась к новому руководителю сельсовета, которого только что избрали. Результат нулевой, только мусорные контейнеры с места взрыва (здесь теперь образовалась большая яма) переставили на другую сторону дороги – аккурат под ее забор.
Существующая яма периодически наполняется отходами, несмотря на запрещающую табличку. Везут сюда и бытовой мусор жители Солонцов, Нанжуля, и производственный – находящиеся рядом предприятия.
– Яму не засыпают, в нее так и сыплют горячую золу, – говорит Марина Лейниш.
И свалка есть, и контейнеры
За помощью Марина Николаевна обратилась к депутату Законодательного собрания края Юрию Швыткину. Он уже проявил участие к судьбе Солонцов, когда местных жителей возмущало самоуправство бывшего главы поссовета. По свалке депутат направил запросы в министерство природных ресурсов и экологии, а также в администрацию Емельяновского района.
Ведомства отчитались: работаем. МКУ «Управление строительства жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района» проверило угол улиц Новой и Гаражной в Солонцах. И. о. главы района сообщил: несанкционированное размещение отходов выявили, направили в Солонцовский поссовет рекомендации ликвидировать свалку и организовать контейнерную площадку.
– Сбор ТБО в Солонцах организован, – уверяет глава поселкового совета Александр Бутинец. – Установлено 130 контейнеров. Но люди путают бытовые отходы и крупногабаритный мусор, пытаются высыпать горячую золу. Свалку на улице Гаражной мы регулярно тушим, ликвидируем, она появляется снова. Валят все – Красноярск, СНТ, прилегающие предприятия. Пытаемся ловить за руку, но это процесс непрекращающийся.
По информации главы поселкового совета, на территории Солонцов сейчас действует три несанкционированные свалки. Местные жители замечают: вместо того чтобы ехать в Чистые на полигон ТБО, «Газели» и грузовики с красноярской трассы заворачивают в Солонцы и выгружаются на пустырях. Недавно сторож местного кладбища за руку поймал нарушителя, который в контейнеры, предназначенные для сбора мусора на территории погоста, пытался запихнуть строительные отходы.
Примеры, когда ловят с поличным, – редкость. Несанкционированные свалки в Солонцах не оборудованы видеонаблюдением – нет денег у поссовета. Бюджетные средства тратятся на уборку. В 2015 году мусорки «съели» два миллиона рублей. В следующем, подсчитывает глава, столько не наскребут – бюджет дефицитный. Придется приучать население правильно выбрасывать отходы.
– Сейчас директор МУП разрабатывает тарифы, будет принимать крупногабаритный мусор у населения, – говорит Александр Бутинец. – Отходы можно на территорию предприятия привезти или по телефону вызвать машину. За деньги. А сколько все бесплатно делать?
Беда…
Несанкционированные свалки – беда всех муниципалитетов Красноярского края, да, наверное, и России. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов поселениям отдали только в конце 2014 года. Может быть, не научились еще главы сельсоветов убеждать сограждан следить за порядком на своей территории, относиться к ней по-хозяйски? А может, наш отечественный предприниматель не дорос до понимания выгоды обладания мусором, переработка которого может приносить неплохой доход.
СПРАВКА
Генеральная схема очистки
По информации министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, 2 февраля 2015 года утверждена генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Емельяновского района. Согласно документу, каждый населенный пункт в зависимости от численности жителей выбирает тип сбора ТБО: с обочины в мешках, контейнерный или комбинированный. Бесконтейнерная система будет действовать в индивидуальных жилых строениях, мусор рекомендуют собирать с обочины: мешки объемом 60–120 литров из полиэтилена высокого давления наполняются отходами и выставляются на обочину дороги к приезду мусоровоза.
На территории Емельяновского района предполагается организация трех мусороперегрузочных пунктов, которые будут направлять отходы, в том числе из Солонцов, на предприятия комплексной переработки. Но сначала – с 2015 года – должен быть ликвидирован мусор, складированный в местах временного накопления.
Также минприроды сообщает: «В соответствии с программой «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы для Емельяновского района приобретено 550 контейнеров для сбора ТБО, три машины, шесть систем видеонаблюдения за местами несанкционированного размещения отходов, шесть контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов».
Отсортированные отходы – в доходы
Проблема сбора отходов существует во всем мире. Вот только решается в одних странах более успешно, в других – менее.
В Италии, например, с конца 1980-х годов существует понятие раздельного сбора мусора. А в 2009 году здесь был принят закон, обязывающий все коммуны разделять отходы на перерабатываемое сырье. В Риме население сортирует мусор на три основные категории: бумага и картон; стекло, пластик и металл; неперерабатываемые отходы, в том числе пищевые. Около домов стоят разноцветные баки, куда горожане определяют мусор разных видов. Существуют также отдельные контейнеры для опасных отходов: батареек, лекарственных препаратов, красок, лаков, растворителей, а также тары из-под них.
Крупногабаритный хлам, такой как старая мебель, матрасы, бытовая техника, вывозят бесплатно, стоит вызвать машину по телефону. Кроме того, раз в месяц в каждом районе города организуют временные пункты сбора такого мусора.
Вывоз и переработка мусора лежат на плечах муниципалитетов. Итальянцы платят налог на мусор, и государство берет на себя обязанности по его утилизации, если он как следует рассортирован.
На Западе давно поняли, что отходы – это потенциальные доходы. Здесь стараются находить применение уже использованному сырью. В Германии, например, крупные мусорные предприятия исчисляют свои доходы в миллиардах евро, а небольшие, скажем, зарабатывающие на переработке электронного мусора, имеют ежегодный оборот в 190 тысяч евро.



