Присоединяйтесь к нам:
21 Сентября
03:01 

Ленсовет «выбросил зрителей из кресел»

Петербургский театр привез в край новое искусство


Ленсовет «выбросил зрителей из кресел»

Красноярскую публику в четвертый раз порадовал, удивил, ошеломил «Театральный синдром». Порадовал приездом любимых артистов. Удивил новым прочтением классики. Ошеломил неожиданной трактовкой привычных сюжетов.

35 лет спустя

На одном из «Театральных синдромов» Ирина Прохорова сказала: «Ненормально, когда театры не приезжают. Тогда начинается стагнация и культурный провинциализм». Красноярску это пока не грозит. Фонд Михаила Прохорова четвертый раз проводит в Красноярске большой фестиваль современного театрального искусства. Первые два года сибиряков удивляли своим прочтением классики вахтанговцы. В 2016 году (тогда фестиваль был посвящен детям) в край прибыла команда сразу из нескольких московских и новосибирских театров. Нынче на сценах драматического и оперного больше недели шли спектакли театра имени Ленсовета. Труппа, казалось, и сама была ошарашена свалившейся на нее поездкой в Сибирь.

– Последние наши гастроли в Красноярске были 35 лет назад, – сказал директор Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета Валерий Градковский. – Тогда мы представляли наши лучшие спектакли и актеров – Алису Фрейндлих, Михаила Боярского, Анатолия Равиковича. Затем гастрольная практика была утеряна.

Сейчас традиция возрождается понемногу, но не так активно, как хотелось бы актерам и зрителям. Валерий Градковский с сожалением замечает – гастролировать нынче очень дорого, не каждый театр осилит. И для артистов помощь Фонда Прохорова – не меньший подарок, чем для любителей искусства.

В Красноярск петербуржцы привезли спектакли главного режиссера театра Юрия Бутусова, которого считают концептуальным автором. Как говорят в театре, это лицо Ленсовета, его развитие. Участвуют в постановках и молодые актеры, и уже опытные, известные зрителям по кино и телевизионным сериалам, – Анна Ковальчук, Сергей Перегудов, Александр Новиков, Сергей Мигицко, Евгения Евстигнеева.

– Мы волнуемся, – признался Юрий Бутусов перед началом «Театрального синдрома». – Это важный этап и для меня, и для театра. На гастролях всегда чувствуешь себя по-особенному.

Выйти за рамки привычного

На красноярской сцене актеры играли «как в последний раз» – всех себя отдавая тому действу, что происходило на сцене. Щедро выплескивали энергию, которая стремительно переливалась с подмостков в зрительный зал. «Кабаре Брехт» – спектакль, в котором играют только молодые. При этом актеру Сергею Волкову удается убеждать публику, что он умудренный опытом писатель и скандалист Бертольт Брехт. Кстати, за эту роль Волков удостоен национальной театральной премии «Золотая маска».

– На сцене вся ответственность ложится на артиста, – считает молодой актер. – Ты должен отвечать за то, что делаешь, говоришь, как существуешь. На сцене ты не делаешь никому одолжения, не исполняешь чужую волю вопреки своей. Каждый спектакль ты включаешься и чувствуешь, что это важнейшая часть твоей жизни. Ты должен расти в этом, развиваться, иначе ты никто.

Бутусов считает: его постановки можно смотреть даже непосвященному зрителю. Не обязательно читать произведения, которые он берет за основу. Ведь спектакль существует прежде всего в воображении зрителя – когда он сопереживает, размышляет. Цель режиссера – «выбросить зрителя из кресла», сделать так, чтобы волны эмоций заполнили зал. Только тогда создается единое поле жизни – и на сцене, и в зале. Тогда зрители становятся участниками происходящего. А стереотипы, созданные школой, традиционной культурой, книгой, могут помешать человеку выйти за рамки привычного понимания и представления – только так и никак иначе.

Другой театр

У Бутусова все иначе. В его спектаклях не стоит искать четко выстроенной сюжетной линии. Это этюды, отдельные кусочки, соединенные в единое целое невидимыми нитями.

– Я, как и другие режиссеры, отталкиваясь от материала, стараюсь создать авторский проект, – поясняет Юрий Бутусов. – Свою параллельную реальность. С ней мы выстраиваем свои отношения.

В реальности, созданной труппой театра имени Ленсовета, образы схематичны, вся их сущность написана на лице. В «Макбет. Кино» главные герои – развратники и убийцы, ведьмы и прочие злодеи. Королевство, описанное когда-то Шекспиром, представляет зрителю парад пороков.

Бутусов минималистичен. На сцене нет лишних предметов, каждый из них участвует в действе. Главная декорация его спектаклей – дверь. Без стен и замков. Она открывается лишь в особых случаях, то впуская, то выпуская героев. А замкнута оказывается лишь в единственный момент, когда Подколесин («Город. Женитьба. Гоголь») пытается скрыться от свахи или от необходимости что-то менять в своей жизни. Двери используют в качестве столов в адском пире в «Макбет. Кино».

В XIX веке суеверные англичане, опасаясь вслух называть имя дьявола, употребляли слово на ту же букву – «дверь». Дьявол-дверь на сцене как будто подсказывает зрителю: внимание, все в этой истории от лукавого.

«Кабаре Брехт», «Макбет. Кино», «Город. Женитьба. Гоголь», «Три сестры» Бутусова – это другой театр, только общим настроением перекликающийся с произведениями классиков, заявленными в названиях. Но именно он, по мнению критиков, воплощает современные тенденции развития искусства Мельпомены.

Полезными стали и так называемые цеховые встречи труппы театра имени Ленсовета с красноярскими коллегами. Во время гастролей Юрий Бутусов успел провести мастер-классы для студентов, актеров и режиссеров нашего региона, поучаствовать в читках пьес. А в свободное от спектаклей и репетиций время актеры Санкт-Петербурга и Красноярска провели дружеский матч по мини-футболу.

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика