Летать, гореть и вдохновлять других

И кто придумал, что женщины – слабый пол?

Летать, гореть и вдохновлять других И кто придумал, что женщины – слабый пол?

Учителя истории школы № 163 поселка Октябрьский знают далеко за пределами учебного заведения. Лидия КОРШУНОВА, пожалуй, самый упоминаемый человек в ЗАТО Зеленогорск. Эта активная женщина и сама на месте сидеть не любит, и другим не дает. Она – организатор школьного музея, инициатор и активный участник краеведческих, геологических и палеонтологических походов-раскопок, командир местного поискового отряда, член общественной палаты Зеленогорска. И при этом – многодетная мать, счастливая жена и бабушка.

От Дона до Сибири

О себе Лидия Артемовна говорит:

– Я человек увлекающийся. С детства такой была, – а потом добавляет: – Секрет вам открою: до сих пор не знаю, сколько мне лет и когда я родилась.

Эта неопределенность не мешает ей всю жизнь летать, гореть и зажигать других. Коршунова уверена: все из детства – и увлечения, и жизнестойкость, и активность. Она приемный ребенок в семье. Ее удочерили в младенчестве.

Лишь 16 лет назад узнала, что есть у нее три сестры и другое имя, данное при рождении биологической матерью. Сестер по просьбе Лидии Артемовны отыскали сотрудники передачи «Жди меня».

Своих приемных родителей считает самыми близкими людьми.

Ржев 2014Отец – кадровый офицер, прошел финскую и Вторую мировую войны, демобилизовался, работал комендантом советского гарнизона в Восточной Померании. Малышка в семье появилась, когда военного перевели на Дон – вторым секретарем горкома партии. С детства Лида пребывала в атмосфере не просто военной дисциплины, а почитания истории родной страны. Мама большая любительница собирать старые документы. В семье сохранились справки деда от 1937 года, в которых говорилось, что он батрак. Лида любила разглядывать семейные реликвии, написанные от руки химическим карандашом.

С трех лет девочка увлеклась авиацией. Буквально грезила самолетами, хотела летать. А когда родители решили определить шестилетнюю дочь в музыкальную школу, поступила в нее только потому, что увидела по телевизору фильм «Парень из нашего города». Летчика играл Марк Бернес, он пел и играл на фортепиано. Тогда мама заметила: «Видишь, летчики – всесторонне развитые люди». И Лида пошла осваивать аккордеон и фортепиано. Так и окончила Таганрогское музыкальное училище.

Но первое образование было все же летное. В 10-м классе поступила в Волгодонский аэроклуб. Сам Александр Покрышкин дал разрешение девочке на изучение теории и самостоятельные полеты. Сначала был Як-12, потом Як-18. До сих пор это любимый самолет Коршуновой. Она налетала 47 часов, совершила 12 прыжков с парашютом. После школы собралась уже поступать в Волчанское авиационное училище, но там закрылось отделение самолетовождения, а вертолет и планер Лида не признавала.

– Думала: год поработаю, потом буду учиться. Но тут папу перевели работать в Воронеж, и он предложил: «Поехали со мной». Мудро поступил, – улыбается женщина. – В Воронеже его друг работал деканом истгеофака местного педагогического института. Туда и пришли посмотреть, как живут студенты.

Отец прекрасно знал слабое место дочери: она не терпела сомнений в своих способностях. А папа подкалывал: «Слабо поступить в институт?» – «Мне? – загорелась Лида. – Да запросто!» Выбрала историю и отлично сдала экзамены. Факультет оказался уникальным – в те годы только пять таких работало по стране – история с правом преподавания иностранного языка, литературы, географии. Но девушке было на нем скучно, параллельно поступила в медицинский вуз. И получила два образования разом – учитель истории и врач-терапевт. Год поработала медиком и ушла в педагогику. Да так и осталась в ней на всю жизнь.

– В 1985 году пришла в школу и осталась, – рассказывает Лидия Артемовна. – Моя первая – в поселке Шахтерском в Белокалитвенском районе недалеко от Ростова-на-Дону. Здесь расположен музей «Баян». И я окунулась в музейную деятельность…

Этой школе Лидия Коршунова отдала десять лет. А потом пришлось переехать – умер папа, мама осталась одна, и дочь (к тому времени уже замужем и с детьми) поехала к ней в город Морозовск в 200 км от Волгограда. Еще десять лет в образовании. А в 1995 году началась первая чеченская война.

В военном городке располагалась авиационная база, отсюда совершались вылеты в район Грозного. Населенный пункт быстро оказался на военном положении, на улицах появились усиленные наряды, стали привычны люди с автоматами, стоящие у входа в школу.

– 20 ноября в отдел народного образования, где я работала инспектором, позвонили и сказали: школу военного городка распускают. Получено сообщение, что на Морозовск идет вооруженный отряд боевиков, – рассказывает Лидия Артемовна. – Начиналась эвакуация.

Три дня семья сидела на чемоданах. Ночью супруги выходили на улицу и слушали, как недалеко идет бой, летают самолеты, раздается стрельба. Тогда-то муж и предложил: «Едем ко мне на родину».

Вот так – с тремя детьми – Коршуновы приехали в Красноярский край, где у них родилось еще двое детей.

История на новом месте

Лидия Артемовна говорит: ей всегда трудно дается решение о смене работы. Прикипает к школе, коллегам, к детям.

После переезда ей пришлось строить жизнь заново. Пошла работать в деревенскую школу (под Зеленогорском) учителем и взялась изучать историю нового места жительства. А как без знаний местных традиций и особенностей преподавать предмет?

Зеленогорские деревни оказались благодатным местом. Жители хранили у себя в домах несметные богатства с точки зрения историка – старинные предметы быта, книги, иконы. Эти вещи стали первыми экспонатами школьного музея.

Сегодня учитель истории с удовольствием демонстрирует поистине уникальные вещи – тяжелые утюги, осколки настоящей сахарной головы, кованый сундук, овальный стакан турецкого стекла, 300-летнюю икону Вседержителя и массу других ценных, собранных школьниками вещей.

– У нас традиция: что в доме ненужное, не выбрасывается, а приносится в музей. Здесь мы уже определяем ценность вещи.

За девять лет школьный музей разросся. Здесь работает зал быта местных крестьян, выставка минералов и останков древних мамонтов, носорогов, найденных школьниками в многочисленных походах и экспедициях под руководством учителя истории. Есть раздел, посвященный Великой Отечественной войне. На стендах ржавые каски, гильзы, искореженные солдатские фляжки и оплавленные куски железа от ленд-лизовских самолетов, потерпевших крушение в сибирской тайге.

Первым делом самолеты

Поисковая работа – особая страсть учительницы. Занимается этим с детства (благодаря военному прошлому семьи). В Ростовской области на памятниках погибших воинов несколько десятков фамилий, установленных Коршуновой. Но в Сибири воплотились в жизнь две ее страсти – авиация и поиск артефактов. В годы Великой Отечественной войны на территории Красноярского края потерпели крушение 55 самолетов, перегоняемых из Америки в СССР. Первый поход в район падения в устье реки Рыбной (приток Кана) состоялся в 2010 году. Затем находили истребители, погибшие под Канском, Иланским, Зеледеево, станцией Кача.

– Мне говорят: они тебя сами ищут, – улыбается Лидия Артемовна. – Самолеты стали моей основной темой. Ведь любовь к авиации никуда не уходит. А для нас главное – не просто поднять погибший борт, но и установить личности пилотов.

За годы работы красноярских поисковиков отряд Коршуновой показал наилучшие результаты в крае: поднято шесть самолетов, найдены родственники четырех экипажей. Кроме того, в поселковой школе работает проект «Возвращение». Ребята восстанавливают боевой путь погибших на войне прадедов, разыскивают места захоронения. А каждое лето отправляются под Ржев, где воевала 78-я добровольческая бригада, поднимают останки погибших солдат. Эта работа была отмечена в год 70-летия Победы. Лидия Коршунова получила медаль президента «За вклад в сохранение истории и патриотическое воспитание подрастающего поколения».

В поисковый отряд охотно принимают всех – и успешных, и трудных ребят, не нашедших себя в школе, социуме. Преподаватели говорят: это не просто хорошая школа воспитания подростков, здесь мальчишки и девчонки учатся работать в команде, подставлять плечо другу, если ему тяжело. А Лидия Коршунова отмечает: за этих ребят спокойна. Они не просто патриоты, это настоящие граждане своей страны.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 января 2026
В Красноярском крае наладят серийный выпуск инновационных лекарств
Соглашение, которое позволит начать производство уникальных препаратов, подписали исполняющий обязанности ректора КрасГМУ Дмитрий Черданцев, директор Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской
Без рубрики
19 января 2026
«Спросите Василия Сурикова»
Появился проект не случайно – в 2026 году исполняется 145 лет картине «Утро стрелецкой казни». Признанный мастер исторической живописи изобразил
Без рубрики
18 января 2026
Ежемесячная надбавка и не только: какие выплаты могут получить россияне «серебряного возраста»
Сегодня пенсионная система включает в себя не только базовую пенсию, но и значительный набор дополнительных выплат, которые могут существенно увеличить
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности