«Я в фотографы пойду», – говорит Алексей Заварзин, обычный красноярский школьник. Есть у парня увлечение – щелкать камерой. И жизнь фотографа он себе представляет как одно большое путешествие. Еще и хорошо оплачиваемое. Алексей и слышать пока не хочет про потребности краевой экономики, которой нужны инженеры, технологи. Не определился он и с вузом.
От стратегии к тактике
По данным Агентства труда и занятости населения Красноярского края, мониторинг сферы профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов общеобразовательных школ края показал, что более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор. Около половины не знают, какие профессии востребованы на рынке труда. Более 70 % выбирают вуз в качестве места учебы, в то время как на рынке труда востребованы в основном рабочие профессии. При этом основными критериями выбора будущей профессии являются «ее современность и перспективность», «высокая заработная плата», «соответствие профессии моим способностям». В результате возникает проблема трудоустройства выпускников с высшим образованием.
Ежегодно около 5 тысяч молодых специалистов с дипломом вуза обращаются в органы службы занятости по вопросам поиска работы. Из них свыше 60 % признаются безработными. Около 10 % направляются на профессиональное переобучение.
С проблемой выбора сталкиваются и взрослые – уволили, сократили, надоела нелюбимая работа. В службу занятости населения края ежегодно обращаются около 100 тысяч граждан. Из них более 70 тысяч безработных, 7 тысяч уволенных в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением штата. 11 тысяч человек приходят, чтобы сменить деятельность и переобучиться.
Краевую экономику на сомневающихся в своем профессиональном выборе жителях не построишь. Поэтому на государственном уровне разработана стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае на период до 2020 года. Она определяет цели и задачи создания системы профориентации, чтобы помогать жителям края не только в поисках работы, но и в выборе специальности, направления деятельности.
Разработчики стратегии отмечают главные недостатки нынешней профориентационной работы. Среди них: несовершенство межведомственного взаимодействия участников системы профессиональной ориентации: органов и учреждений образования, службы занятости, молодежной и социальной политики, здравоохранения, средств массовой информации, работодателей; неопределенность функций, недостаточный уровень либо отсутствие специальной подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения; отсутствие отдельного нормативно-правового акта по организации профориентационной работы в Красноярском крае.
Шаги навстречу
Планы по профориентации на будущий год уже сейчас составляют в Ачинске. Городской центр занятости населения провел большое совещание. К участию пригласили более 30 директоров школ и руководителей учебных заведений профессионального образования. В повестке дня один главный вопрос: как организовать систему профориентации в городе, наладить взаимодействие между всеми ведомствами, чтобы выбор профессии был не только личной проблемой школьника и его родителей?
Один из успешных проектов – добровольческое движение «Твои горизонты». Он развивается в крае с 2007 года. Ежегодно добровольцы из числа студентов и старшеклассников обучаются в «Школе волонтеров», после чего проводят занятия со школьниками, помогая им в выборе будущей профессии. Одна из ступеней обучения участников добровольческого движения, площадка по обмену опытом – краевой фестиваль «ПрофYESиЯ: ориентиры молодым».
В этом году он состоялся уже в шестой раз. В фестивале приняли участие около 300 представителей добровольческого движения из 24 городов и районов края – школьники и специалисты учреждений культуры, образования, социальной сферы, службы занятости, молодежных центров.
Пока нет единой системы, каждый район края ищет свои пути и форматы поддержки профессиональной ориентации молодежи и взрослых. Игры, квесты, ярмарки вакансий… У каждого мероприятия одна цель – помочь определиться с выбором. Обычно на таких встречах ребята обязательно разбирают профессиограммы специальностей, востребованных на территории города и края. А также выясняют, какие знания и умения требуются для выполнения различных работ, какие могут быть противопоказания по здоровью. Особенно популярно у молодых тестирование на определение подходящей сферы деятельности.