Марафон как судьба Не ради олимпийского золота – во имя любви к жизни

Марафон как судьба Не ради олимпийского золота – во имя любви к жизни

Минусинца Алексея Кургеева иначе как «железным человеком» и назвать сложно. На своем любимом байке он может ехать без остановки двое суток и, вздремнув пару часов на голой земле, вновь отправиться в путь. Его велотренировки проходят в экстремальном режиме – с рюкзаком, набитым камнями, за спиной. На обед он может запросто сгонять из Минусинска на Саяно-Шушенскую ГЭС и при этом не жаловаться на усталость. Прошлым летом Алексей стал вторым в веломарафоне «Чуйский тракт». 1 200 км он преодолел за 73 часа, хотя, по всем прикидкам, дорога занимает не менее 90 часов.

И кто его «Туристом» назвал!

Алексей Кургеев– Я не велосипедист, я больше лыжник, – с улыбкой замечает Алексей Кургеев. – На лыжах могу целый день кататься. А на велосипед сел, чтобы лето проходило интересно. Но опять получилось испытание себя в экстремальной ситуации.

Алексей – заядлый марафонец: любит длинные дистанции, расстояния в 200 км не признает – неинтересно. Он и на лыжах в долгие путешествия всегда ходит, и бегает как марафонец 42 км, а теперь вот и на байке летает.

Спортивная карьера Алексея Кургеева начиналась с обычных туристических походов. Как-то в 1993 году минусинец решил съездить в Москву. Не на поезде, на велосипеде. Собрал рюкзак продуктов (в магазинах тогда ничего купить было невозможно, все с собой везти приходилось), сел на старенький «Урал» и покатил.

– У меня мечта была – посмотреть страну, – говорит Алексей Владимирович. – И она сбылась. Как раз разруха в стране началась, под Москвой танки стояли, в магазинах пусто. Интересно!

От Минусинска до Москвы 32 дня ходу на велосипеде. Бытом Алексей не заморачивался – ночевал около дороги или на дачах. «Подъеду к дачам, спрошу у хозяев – можно переночевать? Всегда позволяли. Да и у дорожников с этим проблем нет, пускали». Но ночевки не самое трудное, что встретило его на пути в столицу.

– Самое сложное – после 10 часов утра ехать, когда солнце встает и наступает 30-градусная жара, – говорит Алексей. – При этом за спиной 20-килограммовый рюкзак, а под тобой старенький «Турист».

К чести отечественного велосипеда, дорогу до Москвы он выдержал. Единственное – сиденье развалилось уже на второй день пути.

– И кто его «Туристом» назвал! – восклицает путешественник. – Мне интересно было бы посмотреть на этого человека.

Пришлось сиденье из запасной камеры мастерить.

Из той поездки Алексей привез массу впечатлений.

– Какая страна у нас большая и какие люди разные! – удивлялся минусинец. – Я тогда столько любопытного узнал, как будто пять лет в институте проучился. Страна делилась на две половины: до Урала и после Урала. Чувашию, Башкирию, Татарию я за один день проскакивал, а по Сибири ехал несколько дней, а она все не кончалась.

Уже на подъезде к Москве сибирский путешественник случайно на военную точку забрел. Туда-то заехал, а обратно не выпускают. Он в воинском поселке в магазин сунулся, его спрашивают: «Какой твой номер?», – а тот и ответить не может. Патруль вызвали, давай допрашивать, кто и как сюда попал. Но тогда в воинских частях такая неразбериха была, что удалось Алексею вывернуться и удрать с точки.

– По деревням ехал – замечательно, – вспоминает турист. – Меня поразило то, что у нас в Красноярском крае и еще на Урале самая удивительная природа, самые красивые дороги. Едешь и испытываешь настоящий восторг, какую-то гордость за Россию…

Целлофановый пакет и три кусочка хлеба

– Это так, баловство одно, – улыбается Алексей Кургеев. – А спортом я семь лет назад занялся. В Минусинске есть фанат велоспорта Алексей Никулин. Он организовал соревнования для ребятишек и взрослых позвал: «Давайте прокатимся». Мои велосипеды из прошлых путешествий все в плохом состоянии, в гараже, как в музее, висят – на память. Я у друга «Урал» взял. Другие участники соревнований на скоростных байках – щелк, щелк и на подъеме, а мне приходилось долго педали крутить. Но так мне понравилось, что начал я раскатываться. В велоспорте люди разного возраста, знакомства, общение – жизнь!

Попробовал Алексей короткие гонки и шорт-треки, но остановился на марафонских дистанциях. Сейчас, говорит, даже на 300 км уже не захватывают, ему тысячу подавай. Первую гонку Кургеев выиграл в 2011 году. Тогда братчане проводили марафон «Северный Байкал» – 700 км вдоль БАМа. Там минусинец установил абсолютный рекорд – преодолел трассу за 47 часов.

– На эту гонку люди со всей России приехали – фанаты велоспорта из Москвы, Хабаровска, с Урала. Очень сильный состав подобрался, – рассказывает Алексей. – Я к ней долго готовился – каждый день на тренировках 15-килограммовый рюкзак с камнями на себе возил. За все время подготовки машину гравия перевез. Но самое сложное в гонке – не спать.

В том Северобайкальском марафоне Алексей Кургеев установил и свой личный рекорд – двое суток крутил педали без сна и отдыха. Говорит, есть у него свой секрет, как не уснуть, но раскрывать он его не станет – не собирается пока закрывать карьеру марафонца.

– Я спокойно могу спать на голой земле, мне не нужен теплый душ или обильная еда. Для меня главное – проехать, – поясняет Кургеев. А на мой вопрос относительно спального мешка за спиной отрезает: – Никакого мешка! Может быть, со стороны это непонятно, но сплю я на целлофановом пакете. Когда организм в течение двух суток разогревается, потом ничего не нужно, чтобы 1,5–2 часа поспать на земле. Голову на колесо кладешь, накрываешься пакетом и спишь. И никогда не замерзаешь.

В веломарафоне другое отношение к боли, к тренировкам. Когда Кургеева спрашивают, сколько раз в неделю он садится в седло байка, отвечает – 15. Ведь тренировки приходится проводить даже не по два, а по три раза в день. Но зато в гонке для Алексея существуют только две точки остановки – старта и финиша. Все остальное делай на ходу.

– Ты должен и в дождь, и в ветер ехать, должен уметь спать на земле, должен терпеть, когда есть охота, – напутствует спортсмен. – Я, когда к «Чуйскому тракту» готовился, проезжал по 300 км, имея в кармане три кусочка хлеба и чай. На недостатке пищи тоже тренировка идет.

Клетчатая рубашка лидера

Алексею Кургееву 51 год. Спортсмен считает, это оптимальный возраст для марафонца.

– Именно к 50 годам человек начинает понимать, как без вреда для своего здоровья преодолевать большие дистанции, – уверяет Алексей Владимирович. – В этом возрасте человек уже знает, что его ждет дальше. Например, проезжая двое суток без перерыва, я понимаю, какие галлюцинации у меня появятся (цифры на велосипедном компьютере прыгать начинают, или скорость невозможная выскакивает, люди на обочине появляются, плакаты, звери), или когда можешь упасть с открытыми глазами.

Но марафонец в возрасте не обращает внимания на досадные мелочи. Например, на то, какая на тебе форма.

Среди марафонцев о минусинце Алексее Кургееве легенды ходят. На трассу он выходит не в традиционной форме велосипедиста, а в обыкновенной клетчатой рубашке, простеньких трико и стареньких кроссовках. Из-за такого одеяния на старте его серьезно не воспринимают. Может быть, это такой хитрый психологический прием?

– В Братске и Новосибирске на 600-километровые гонки меня зарегистрировали только из жалости: приехал какой-то дедок из Красноярского края в старых тапочках, пусть уж прокатится, – улыбается Алексей. – А на старте даже отогнать хотели: «Отойдите, тут серьезные соревнования». Зато когда я выиграл, они все упали.

Алексей Кургеев считает, что форма ничего не определяет в соревнованиях. Однажды он попробовал марафонить в модной спортивной майке, но, говорит, такой дискомфорт испытал, что больше ее не надевает. С тех пор выступает как привык – в рубашке. Из спортивных атрибутов только каска.

– У меня иногда спрашивают: «Ты в одной рубашке ездишь?» Нет, у меня их штук 10. Просто все они похожи друг на друга – в клетку.

Но Алексей их отличает друг от друга, ведь среди рубашек есть счастливые – те, в которых он выигрывал гонки. Их надевает на особо ответственные соревнования.

– Это целый ритуал, – признается Алексей Владимирович. – На серьезные гонки надеваю рубашки проверенные, например, ту, в которой в Братске выступал. Это придает мне устойчивое психологическое равновесие.

Еще один секрет марафонца – едет он под музыку, которая звучит в его душе. Он не запоминает специально слова песен, они подбираются сами собой – в ритм движениям велосипедиста. Например, «Северный Байкал» Кургеев проехал под «Яблоки на снегу», а «Чуйский тракт» – под «Золотые купола». В его душе так и звучало: «И людям чудится, что все, о чем они мечтают, скоро сбудется». И так распелся, что на стареньком байке, купленном по дешевке с рук, проехал сложнейшую трассу, как на суперскоростном шоссейнике.

– Своим велосипедом я хочу показать ребятам, которые мечтают заниматься спортом, но не имеют хорошей техники или формы: не стоит ждать, когда у тебя что-то появится. Можно стать победителем, только если у тебя есть желание.

Фото из архива Союза велосипедистов Минусинска и Абакана

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь