Месяц освобождения В апреле 1944 года началась операция по изгнанию нацистов из Крыма

Месяц освобождения В апреле 1944 года началась операция по изгнанию нацистов из Крыма

70-летие ПобедыКрымская наступательная операция считается одной из самых успешных за все время Великой Отечественной войны. Продолжалась она ровно месяц, с 8 апреля по 9 мая (тогда как только осада Севастополя гитлеровскими войсками в 1941–1942 годах длилась более 250 дней), и закончилась полным освобождением полуострова от врага.

Как учил Суворов

Потеря Крыма привела к выходу Румынии и Болгарии из состава нацистского блока. Была возвращена военно-морская база в Севастополе, в результате чего советский флот восстановил контроль над Черным морем.

Но, пожалуй, самым значимым итогом операции стало то, что общие потери советских войск (убитыми и ранеными) были, по разным данным, вдвое меньшими, чем у немцев и румын, – при том что бились оккупанты, как впоследствии напишет немецкий генерал Типпельскирх, «с отчаянием обреченных».

Благодаря некоторому затишью на фронтах в конце 1943-го – начале 1944 года командование получило возможность готовить войска к Крымской операции с особой тщательностью.

В буквальном смысле использовался опыт Суворова, приказавшего построить для обучения солдат копию укреплений Измаила.

«Долгая оперативная пауза позволила советской стороне хорошо подготовить войска, – пишет историк А. Исаев. – В тылах армий были оборудованы учебные поля и штурмовые городки, воспроизводящие участки обороны противника на Перекопском перешейке и на плацдарме за Сивашом. Последовательность атаки отрабатывалась до автоматизма. Для введения противника в заблуждение при ложных переносах огня в дивизиях первого эшелона заготавливалось по 150–200 чучел, поднимавшихся над окопами в «атаку» и вызывавших огонь противника. Учения проводились с боевой стрельбой артиллерии и отработкой взаимодействия с авиацией».

Кроме того, к началу операции была сосредоточена ударная группировка из 462 тысяч солдат и офицеров, которая более чем вдвое превосходила силы противника. Такое же превосходство было в танках и самоходных артиллерийских установках, в пушках и минометах.

Трагические события первых лет войны научили командиров беречь солдат. Крымская операция это подтвердила, несмотря на то что задача перед Красной армией стояла труднейшая. Полуостров, соединенный с материком узким перешейком, который к тому же охраняет «гнилое море» – Сиваш, – с древнейших времен превращал Крым в практически неприступную крепость. Но у этой операции была предыстория, ставшая одним из главных оснований будущей победы: осенью 1943 года советские войска захватили плацдарм на крымском берегу залива Сиваш.

Пушки начинают…

Началась операция 8 апреля в 8:00 с артиллерийской подготовки, длившейся два с половиной часа. Бомбардировку вели орудия особой мощности, доставленные на Перекоп зимой. Артиллеристы били по заранее установленным целям. При поддержке авиации в наступление пошли пехота и танки.

На первую линию обороны немцы выставили румынские части, которые были смяты. Также наступление началось на Керченский полуостров. В первый же день операции был освобожден Армянск, и затем перечень отбитых у врага городов пополнялся почти ежедневно. 11 апреля – Джанкой и Керчь, 13 апреля – Феодосия, Симферополь, Евпатория, Саки, 14-го взяли Судак, на следующий день – Алушту, и, наконец, 16 апреля советские войска вышли к Севастополю. «Гордость русских моряков» попробовали освободить с ходу, но попытка оказалась неудачной, и командование приказало готовиться к штурму города.

Однако начало оказалось не таким легким, как можно подумать, читая сводки. Продуманная до мелочей масштабная операция с участием всех родов войск и флота не была застрахована от неожиданностей, из которых состоит любая война. Противник, хоть и потерял Сиваш до начала нашего наступления, тоже не сидел сложа руки. Позиции румынской пехоты были укреплены мощными штурмовыми орудиями, кроме того, в атаке 19-й танковый корпус потерял 15 машин, нарвавшись на минное поле, которое просмотрела наша разведка.

Но самая большая неожиданность произошла уже через день после начала операции. «Вечером 10 апреля группа командиров из 19-го танкового корпуса отправилась на передовую для рекогносцировки перед вводом корпуса в прорыв. Во время уточнения задачи на местности налетели немецкие бомбардировщики, и почти вся группа вышла из строя. Был тяжело ранен командир корпуса, начальник оперативного отдела штаба, ранены заместитель комкора, командующий артиллерией корпуса и командиры 6-й гвардейской и 79-й танковых бригад. Это поставило корпус в исключительно тяжелое положение и имело последствия для операции в целом» (А. Исаев).

Фактически лишенный высшего командного состава, корпус поначалу продолжал успешно наступать, но затем в действиях командиров начался разнобой, который считают одной из причин того, что противнику удалось отступить в Севастополь и город не был взят с ходу. Кроме того, выяснилось, что при подготовке операции неправильно были спланированы запасы горючего для самолетов. В итоге авиация, совершавшая в первые трое суток операции до тысячи вылетов, снизила активность в несколько раз. Вскоре горючее подвезли, но благоприятный момент, когда отступающего врага можно было добить с воздуха, был упущен.

Штурм Севастополя

Штурм СевастополяИсторики сходятся на том, что штурм Севастополя повторил события 1941–1942 годов, с той лишь разницей, что на месте обороняющихся и отступающих были немцы и румыны, и битва оказалась куда более скоротечной. Наши держали город более восьми месяцев, гитлеровцы выдержали чуть больше двух недель.

С 16 по 30 апреля советские войска неоднократно предпринимали попытки штурма города, но каждый раз добивались лишь частных успехов. 3 мая генерал вермахта Эрвин Йенеке, не веривший в возможность успешно защищать город, был отстранен от должности. Генеральный штурм Севастополя был назначен советским командованием на 5 мая. Начав его по плану, после четырех дней тяжелейших боев 9 мая войска фронта освободили город.

12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие. Уже упомянутый немецкий генерал Типпельскирх так описал последние дни группировки: «Остатки трех немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к Херсонесскому мысу, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обреченных, ни на минуту не переставая надеяться, что за ними будут присланы суда. Однако их стойкость оказалась бесполезной. 10 мая они получили ошеломляющее известие, что обещанная погрузка на корабли задерживается на 24 часа. Но и на следующий день напрасно искали они на горизонте спасительные суда. Зажатые на узком клочке земли, подавленные непрерывными воздушными налетами и измотанные атаками намного превосходящих сил противника, немецкие войска, потерявшие всякую надежду избавиться от этого ада, не выдержали. Переговоры с противником о сдаче положили конец ставшему бессмысленным ожиданию помощи. Русские, в своих сводках обычно не соблюдавшие никаких границ правдоподобности, на сей раз, пожалуй, были правы, определив потери 17-й армии убитыми и пленными цифрой в 100 тысяч».

Все же часть группировки удалось вывезти из Крыма морем, но эвакуация стала еще одной катастрофой. Черноморский флот практически полностью уничтожил румынскую флотилию, а наша морская авиация потопила два больших германских транспорта «Тотила» и «Тейя», около восьми тысяч пассажиров которых пошли на дно. С учетом войны на море общие потери врага составили около 140 тысяч человек.

Два года тьмы

Доктор исторических наук, профессор Олег Романько сообщает в своей статье «Крым в период немецкой оккупации», что уже к началу 1942 года, т. е. когда еще не весь полуостров был занят фашистскими войсками, в разных населенных пунктах было уничтожено более 20 тысяч мирных жителей. За два года эта цифра увеличилась в несколько раз.

«Одной из первых акций оккупантов после занятия полуострова стали регистрация и уничтожение «враждебных» (коммунисты) и «расово неполноценных» (евреи, крымчаки, цыгане) элементов. Эти функции были возложены на оперативную группу «Д». Ее подразделения действовали в Симферополе и крупных населенных пунктах полуострова. Постоянным местом казней в Симферополе гитлеровцы избрали противотанковый ров в Курцовской балке, в двух километрах от города, балку у села Дубки и так называемый Картофельный городок. Сюда пригоняли на расстрелы мирное население. Совхоз «Красный» был превращен в лагерь смерти, в котором находились тысячи заключенных – советских военнопленных и жителей Крыма. Ежедневно здесь совершались расстрелы, которые за годы оккупации забрали жизни более чем 8 тысяч человек. В других городах и селах нацисты также устраивали жестокие расправы. Так, местами массовых расстрелов мирных жителей стали Красная Горка в Евпатории, Аджимушкайские каменоломни и Багеровский ров в Керчи. Всего же за время своего пребывания в Крыму нацисты расстреляли 72 тысячи, а более 18 тысяч крымчан замучили в тюрьмах и лагерях. Кроме того, на территории Крыма оккупанты уничтожили 45 тысяч советских военнослужащих, которые оказались в плену».

За свои зверства враг заплатил дорого. Но возмездие не закончилось с освобождением полуострова. Один из главных палачей крымской земли Отто Олендорф руководил группой «Д» чуть больше года, затем был отозван в Берлин на повышение. В мае 1945 года его арестовали западные союзники. Олендорфа судили, признали виновным в смерти 91 тысячи человек и повесили в 1951 году.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории