«Моего сердца хватит на всех»

Призвание – соцработник

«Моего сердца хватит на всех» Призвание – соцработник

– Анна Яковлевна, как здоровье? Как день прошел? – в маленьком домике на Чернышевского одна комната, у окна с расшитыми занавесками социальный работник Тамара Сафронова измеряет давление своей подопечной – 90-летней Анне Яковлевне Гусак, которая уже более 20 лет живет одна. И все это время к ней ходят такие помощники.

– Для нас ведь, Анна Яковлевна, здоровье – самое важное, так? – Тамара Леонидовна улыбается – и старушка улыбается в ответ, кивает. Видно, что общение с этим человеком доставляет ей настоящую радость.

Мама, а не мачеха

Тамаре Леонидовне в следующем году самой 55 лет, шутит, что скоро станет такой, как ее «клиенты», – «старенькой». Весь свой участок, а это дома в старой Покровке и квартиры в новостройках, она обходит пешком. По сугробам, с тяжелыми сумками, с 9 утра до 5 вечера навещает людей, которым без ее помощи не справиться. Не всегда это одинокие люди: у кого-то, как, например, у Анны Яковлевны, есть родственники, но без Тамары Леонидовны все равно не обойтись.

– Я рядом живу, в Северном, – рассказывает внучка Наташа. – Сколько ни уговаривала бабушку ко мне поехать жить – ни в какую. Сама, говорит, буду. Тут и огород маленький есть, картошку сажаем, главное – приехать окучить, иначе бабушка сама все сделает.

– У меня раньше во дворе ни одной соринки не было, – подхватывает разговор Анна Яковлевна. – Я ж всю жизнь работаю, в колхозе с 13 лет, отца не стало, когда мне 9 было. Всегда все сама делала, и за скотиной ходила, и двор убирала, а вот сейчас – не могу, помощники нужны. Спасибо, что приходят, помогают.

Работы в частном доме на самом деле много. Дрова сложить, уголь перетаскать, воды принести – и это все кроме привычных для соцработника походов по магазинам, врачам, ЖЭКам. График у сотрудников соцслужбы ненормированный – подопечные могут и вечером позвонить, попросить принести что-то, закапать глаза, да и просто – хотят поговорить.

– Только в отпуск ухожу, они мне звонят: как дела? Сижу дома с внуками, говорю, блины пеку, булочки. Они мне: молодец, отдыхай от нас. А сами все равно звонят. Привыкают, скучают. И я переживаю, – Тамара Леонидовна рассказывает, что старается даже не ходить на больничный, чтобы у старичков не было стресса, когда вместо нее приходит другой человек. – Из отпуска выхожу, а одна бабушка мне говорит: наконец-то мама пришла. Я ей: а вас что – обидели? Я же знаю, что за меня хороший человек работает. Нет, говорит, просто без тебя мачеха приходила, а ты – мама.

«Ни деньги, ни бизнес – ничего не нужно»

Соц работник СафроноваТамара Леонидовна работает третий год. До этого долгое время занималась бизнесом – они с мужем держали ларек. После смерти супруга бизнес разладился.

– Я год тогда сидела с внуками, их у меня трое – в садик очередь ждали, – вспоминает она. – Все газеты читала, вот и о соцработниках статьи в том числе. Мне нравится, когда люди благодарность выражают, когда сразу понятно, хорошо ты работаешь или нет. И я поняла – вот моя работа!

Уважение к старшему возрасту, как вспоминает Тамара Леонидовна, у нее еще с детства: мама долго ухаживала за дедушкой, ветераном войны, который семь лет лежал парализованным. В душе у юной Томы тогда осталось желание помогать тем, кто не может о себе позаботиться: больным, беспомощным людям.

– Да и вообще я жалостливая, – подводит итог Тамара Леонидовна. – У меня большое сердце – на всех хватит. Любовь наши клиенты чувствуют, без любви в нашей профессии работать не получится. Я их чувствую. Они – меня. Не знаю, почему так. И мне сейчас никакой другой работы не надо – ни денег, ни бизнеса. Кажется, я нашла свое призвание.

Тамара Леонидовна рассказывает, как помогает своим подопечным бодриться, как они, в свою очередь, поддерживают ее, когда настроение не очень. Говорит: знает чуть ли не наизусть семейные альбомы, но никогда не отказывается снова и снова их разглядывать: пока листаются старые страницы с пожелтевшими фотографиями, бабушки и дедушки превращаются во вчерашних парней и девушек. И вроде как молодые опять, и нет болячек и груза прожитых лет – вот такая терапия.

– Если честно, им просто не хватает общения, – приходит к общеизвестному, но от этого не менее значимому выводу Тамара Леонидовна. – Особенно тем, кто уже не выходит из дома. Очень не хватает. Хочется, чтобы родные приходили и звонили чаще. И мы с родственниками держим тесную связь. Если чувствуем: дедушка, например, захандрил, – сразу звоним внуку и просим, чтобы пришел в гости. У нас с родственниками одна цель – чтобы их близким было комфортно, поэтому общий язык находим всегда.

Тесная связь и у самой Тамары Леонидовны с подопечными: настолько близкая, что ее непосредственная начальница, которая была закреплена за этим участком на протяжении 20 лет, даже немного «притормаживает» свою сотрудницу. Боится того, что модные психологи называют «эмоциональным выгоранием» – переживает, что все слишком близко берет Тамара Леонидовна к сердцу. А она, как кажется на первый взгляд, совсем такой проблемы не видит – для многих она на самом деле стала полноправным членом семьи. Вот и Анну Яковлевну поучает:

– Ты только никому дверь не открывай. А то шляются по Покровке всякие, – строго говорит Тамара Леонидовна.

– А я-то что, у меня разве клад какой есть? – отшучивается Анна Яковлевна.

– Да ты, ты мой клад. К кому ж я ходить-то буду?

У социальных работников свой язык: подопечных они, в соответствии со всеми нормативными актами, называют клиентами, душевный разговор, который входит, как говорится, в обязательную программу, – это услуга. Но за всеми этими казенными словами скрывается то, что нельзя измерить и описать. То, что в наше время почему-то в большом дефиците: теплота и доброе, по-настоящему человечное отношение к тем, кто когда-то был так всем нужен, а сегодня беспомощен и нуждается в чуткости и корректной помощи. И этому на самом деле не учат ни в одном университете, это может быть только призванием.

Чтобы хотелось жить дальше

Заведующая отделением социального обслуживания на дому № 5 центра социального обслуживания населения Центрального района города Красноярска Ирина Феликсовна Акишина – непосредственный начальник Тамары Леонидовны. Долгие годы она занималась социальным обслуживанием тех клиентов, которые перешли под попечительство соцработника Сафроновой. Двадцатилетний опыт позволил ей понять, что самое важное в этой работе.

– Сейчас в нашем отделении на обслуживании 110 человек и 16 соцработников. На каждого – восемь нуждающихся в помощи. Участки смешанные – часто бывает так, что живут люди и в домах с печным отоплением, и в новостройках. В частных домах услуг, конечно, больше – нужно воды принести, двор подмести, снег почистить, дрова заказать и сложить. Иногда это достаточно тяжелый физический труд.

Прежде чем человека взять на обслуживание, нужно понять, что нужно клиенту, какие услуги он от нас ждет. Кому-то соцработник ближе по возрасту нужен – поговорить хочется. А у нас есть социальные работники – молодые девочки, с ними бабушкам, может быть, не так интересно будет. Все подбираем так, чтобы было комфортно и социальному работнику, и клиенту.

Соцработниками могут быть только те люди, которые способны к сопереживанию. Могут выслушать, понять человека. Но самое главное, чтобы человек был ответственным. От ответственности в нашей работе, можно сказать, и жизнь зависит – мы же очень часто и лекарства приносим. Контролируем, как их принимают. И деньги тоже, счета люди доверяют оплачивать, решать какие-то важные вопросы.

В наши задачи входит подбадривать человека. Он получает, например, инвалидность – и расстраивается уже даже от одного этого слова. Очень переживает, не может к новому статусу привыкнуть. И часть нашей профессии – найти такие слова, чтобы человеку хотелось жить дальше.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности