В Красноярске завершился VII Сибирский муниципальный форум. Представители муниципалитетов нашего края, а также 11 регионов обсуждали наиболее злободневные вопросы местного самоуправления. Как сделать бюджет эффективным и по-настоящему народным, как избежать коррупционных рисков, привлечь на работу молодых специалистов, где найти дополнительные средства на проекты, как привлечь людей к управлению?
Привычка ошибаться
По словам директора Института муниципального развития Алексея Менщикова, повестка каждого форума формируется снизу самими муниципалитетами, а не спускается сверху по разнарядке. Оттого у людей и реальный интерес к мероприятию. После каждого форума резолюции уходят в Заксобрание региона, Госдуму, правительство, где уже принимаются конкретные решения. К примеру, в прошлом году по итогам обсуждений форумчан краевой парламент принял закон о поддержке местного самоуправления. На федеральном уровне решили упорядочить проверки муниципалитетов надзорными органами – местные власти смогли вздохнуть свободнее и больше времени уделять проблемам территорий, а не готовить бумаги для ревизоров.
Особое внимание при обсуждении в этом году было уделено коррупционным рискам в территориях. Зачастую местные чиновники, назначенные или выбранные на эти должности, допускают ошибки, которые квалифицируются как коррупция. Дело даже не во взятках, а в банальном незнании законов. Простой пример привел руководитель проектного офиса Союза российских городов Виктор Астанин: в Красноярском крае на данный момент официально не отменено более двух тысяч правовых актов, оставшихся в «наследство» от того времени, когда Таймыр и Эвенкия были отдельными субъектами. Местные чиновники зачастую даже не подозревают об этом и пользуются устаревшими нормами. Мелочь? Но она порождает такие правовые коллизии, которые могут довести до суда.
По словам Астанина, чаще всего чиновники местного самоуправления совершают ошибки в сфере госзакупок, иногда даже не подозревая об этом. Чтобы исправить ситуацию, нужно заниматься их обучением.
– Большой пробел в образовании. Необходимо организовывать курсы повышения квалификации, но и тут есть сложность – удаленность территорий, многочисленность «учащихся». Такие форумы как раз и позволяют повысить уровень знаний местных чиновников. Главы территорий, к примеру, иногда в силу незнания законов допускают ошибки. Для них это кажется привычным методом управления, но это квалифицируется как коррупционное нарушение.
Основа основ
Зачастую взаимодействие территорий с центром сводится к одной формуле: «деньги – действия» или банальному «дайте денег». При этом в ряде случаев даже наличие необходимых средств не гарантирует, что территория решит существующие проблемы. Все потому, что нет хозяйского подхода.
В некоторых муниципалитетах уже пошли другим путем – так, в Балахтинском районе пока в качестве пилотного проекта запущено так называемое инициативное бюджетирование. Люди самостоятельно решают, на какие цели направить средства в первую очередь. Очевидно, что речь идет не о банальных «хотелках», а о разумных предложениях, которые принесут пользу всему муниципалитету.
По словам губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, вовлечение населения в решение вопросов местного значения является первоочередной задачей. Именно такой подход и делает жизнь в отдельно взятом районе, поселке или дворе комфортной:
– Местное самоуправление – это не администрация района или поселка. Это прежде всего совет школы, улицы, двора… Форматов может быть множество. Общественность должна участвовать в жизни территории. Местное самоуправление должно быть максимально самостоятельным и ни в коем случае не копировать систему государственной власти.
Фото: ККГБУ ДПО "Институт муниципального развития"