Прощание со сказками Мы всегда – соучастники

Прощание со сказками Мы всегда – соучастники

Пожалуй, самым громким событием, сопровождавшим годовщину Беловежских соглашений, можно назвать конфликт между вдовой первого президента РФ и Никитой Михалковым по поводу Ельцин-центра, который, по версии режиссера, дает молодежи искаженное представление об отечественной истории.

– Я глубоко возмущена этими заявлениями Михалкова. И не только потому, что они лживые, не имеющие никакого отношения ни к Ельцин-центру, ни к его деятельности. Поражает то, что он на протяжении уже нескольких месяцев распространяет ложь о том, как представлена история страны в музее первого президента России, не стесняясь выдергивать из контекста элементы экспозиции, навешивать ярлыки и прямо оскорблять людей, которые в те годы работали на благо нашей страны, – сказала Наина Ельцина.

В ее поддержку выступили многие известные люди, в основном из числа раскрывшихся и засиявших в ельцинское время.

В защиту Михалкова тоже выступали, хотя в конце концов режиссер извинился перед вдовой. Пожилая все-таки женщина.

Что же касается самой причины раздора, т. е. выпуска программы «Бесогон-ТВ», то достаточно посмотреть его от начала и до конца, чтобы убедиться – ничего оскорбительного о музее в целом автор не говорил. Может быть, сочли обидным напоминание, что Ельцин-центр почти в полтора раза больше Эрмитажа и раз в десять – московского Манежа? Более того, Михалков, как человек, в свое время активно поддерживавший БН, предусмотрел все необходимые в таких ситуациях комплименты – и то, что музей действительно нужен, и лицо, которому он посвящен, обладало известной долей мужества, и вообще «из песни слов не выкинешь», как бы кто к тем временам ни относился…

Весь критический запал выстрелил в направлении демонстрируемого в музее мультфильма, который за восемь минут обрисовывает всю российскую историю от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. Пересказывать его смысла нет – мультик, как и сам выпуск «Бесогона», доступен в Интернете.

С оценкой картины невозможно не согласиться: по сути это давно всем знакомый миф об извечной «стране рабов», которая пробовала вырваться в извечно свободную Европу, но получилось это у нее только при Борисе Николаевиче. Финал можно считать данью заказчикам, а вот михалковская оценка – «такое впечатление, что российскую историю вершили какие-то звери» – абсолютно верна. Ни одного светлого пятна, ни одного святого, ученого, воина, художника, крестьянина, мореплавателя, строителя, первооткрывателя – только плеть, казни, война. Выполнена анимация в стилистике детского ужастика – в расчете на «клиповое» сознание нынешних подростков, которые, чего греха таить, в основном имеют об истории своей страны не только поверхностное, но весьма странное представление. Так вот пусть сходят в Ельцин-центр – будут знать, причем твердо.

В оставшейся части программы Никита Сергеевич просто перечислял уникальные предприятия, проданные по цене одной московской квартиры американцам, противолодочные корабли и эсминцы, загнанные туда же по стоимости одного-двух «майбахов» каждый. Это открытая информация, взятая из отчетов Счетной палаты, – какая тут клевета? И зачем вообще наносить визит в Ельцин-центр (Михалкова обвиняли в том, что он там не был), чтобы цитировать эти документы? Какая, спрашивается, клевета в видео, на которых Борис Николаевич изъявляет перед вчерашними противниками такую невероятную готовность к услугам, что те поначалу не верят рухнувшему на них счастью и не сразу принимаются аплодировать?

Но сам обширный скандал, разгоревшийся вокруг того выпуска «Бесогона», говорит о том, что миф ельцинского времени – миф об извечной «стране рабов», которая в начале 90-х сделала попытку прорваться к свету, вполне себе жив и сейчас. Правда, в последние годы он получил продолжение – прорыв к свету вновь закончился неудачей, и «страна рабов» опять погружается в привычную для нее тьму.

Кризис реализма

На самом деле не так важно, насколько эта картина мира соответствует действительности. Миф (для простоты назовем его сказкой) вообще главнее действительности, поскольку он подчиняет ее себе. Из-за радикального несходства сказок иногда начинаются войны, в том числе гражданские. Бывает, что такие войны находятся в «спящем режиме» – это видно по тому, что носители разных сказок в принципе не могут хоть в чем-то сойтись. Все споры между «людьми разных взглядов», которыми регулярно развлекает телевидение, это демонстрируют. Мир в сказках разделен на два царства – света и тьмы, между которыми не может быть ничего среднего, тем более общего. Западная пресса пишет правду не потому, что она честная, а потому, что западная. Если она сообщает, что Крым проголосовал за Россию под дулами автоматов, значит, так оно и есть; если британская Sun на следующее утро после гибели малазийского «Боинга» выходит с передовицей «Путин убил более трехсот человек» – это абсолютная правда, поскольку слова сии исходят из царства света. Слова противоположного свойства могут исходить только из царства тьмы. То же самое с упомянутой анимацией из Ельцин-центра – голосом Михалкова говорит сама тьма. Третьего не дано. И если факты – все или некоторые – не укладываются в данную сказку, тем хуже для фактов.

Абсолютно по тем же законам бытует и противоположная, «патриотическая» сказка, которая только на первый взгляд может быть «вдохновителем и организатором». На самом деле у нее такие же сложные отношения с реальностью, а подлинное вдохновение черпается из совсем других источников.

Американский православный священник Стивен Фриман опубликовал в журнале «Фома» очень интересную статью (совсем не по интересующему нас поводу) о сложных отношениях современного человека с тем, что принято называть «реальностью».

«Опыт «реальности», транслируемой СМИ, обладает чертами «вещей обобщенных»… Мы в течение долгого времени раздражаемся из-за вещей, которые находятся несказанно далеко от нашей жизни. Наше внимание как таковое становится скорее пассивным откликом, чем направленным движением души. Наши жизни по большому счету становятся проживанием опыта манипуляции – только объектами манипуляции являемся мы сами».

Интересно, что сторонники обеих сказок обвиняют друг друга как раз в отрыве от реальности и требуют «разуть глаза».

Терапия, а не хирургия

Мне приходилось встречаться с людьми, уверенными, как сказал один из них, что «при Ельцине страна хоть как-то, но развивалась, а теперь катится в болото». При этом отнести их к нажившимся на «прихватизации» нельзя. Так же как к пострадавшим от ревизии «ельцинизма». Это вполне себе приличные люди, хотя – да, зачастую живущие наполовину в европах. Просто верование у них такое, поэтому диалог с ними по данному предмету бессмыслен. Хотя есть среди них и мечтающие обратить веру в действие – как, скажем, на Болотной, пятилетие которой отмечалось недавно. Однако явственно ощущается и опасение, что действие это повторится – и не столько Болотная, сколько вернется пафос разрушения «царства тьмы», сопровождающий любую революцию, в том числе в 90-х. В многочисленных комментариях к перепалке вокруг Ельцин-центра прослеживается четкий, по духу вполне советский мотив – почему после критического выступления тов. Михалкова власть не принимает меры? (Напомню, власть в сказочном сознании – это Путин, средоточие мирового зла для одних и источник чистого добра для других). «Неужели В. Путин не знает о подлинной сущности работы Ельцин-центра и его истинном руководящем звене? Сомневаюсь. Но что тогда мешает власти пресечь идеологическую подготовку США по расколу нашей страны в самом ее центре?» – пишет один из них.

И если оставаться в сказке, то действительно – почему? Не думаю, что Путин обрадовался бы, увидев тот самый мультик. Но здесь стоит помнить, что кому-то надо оставаться вне борьбы сказок, в сфере чистой прагматики, – и ВВП один из них.

Недавно коллега, хорошо знакомый с несказочной изнанкой политики, высказал интересную мысль: Путин – не хирург, он терапевт. Он при необходимости дает гнойнику созреть и прорваться. Если в Ельцин-центре действительно такие гнойники есть – вот они и прорываются понемногу. Без жертв и разрушений. Правда, тут же последовала реакция – предложение открыть филиал музея первого президента РФ в Москве, но это так, подробности… Куда важнее другое: терапевтический эффект такого заведения в том, что это попытка сгладить давнюю беду – разрывы в истории, а значит, и в сознании. Советская сказка утверждалась, искореняя дореволюционное «царство тьмы», капиталистическая революция вершилась под знаком полного отрицания коммунистической сказки, да и царской тоже. Если продолжать в том же духе по отношению к 90-м, то это движение все по тому же порочному кругу. И не самое главное, какими мерзостями – или свершениями – наполнена каждая эпоха: того и другого хватало всегда, хоть и в разном соотношении. Надо просто замещать царящие в головах сказки чем-то более насущным и полезным – здравым смыслом, например.

Фото: yeltsin.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что