Мы выбираем, нас выбирают… Судьба первоклашек решается в марте

Мы выбираем, нас выбирают… Судьба первоклашек решается в марте


Мамы и папы первоклашек – особая категория родителей. Еще когда земля надежно укрыта снегом, они начинают думать о том самом первом сентября. И происходит это не только из-за особой тревожности, но и потому, что именно в марте начинается запись в первые классы. А до этого нужно сделать много чего: выбрать школу, программу, учителя. Как сделать это правильно, обсуждалось за круглым столом «Первый класс: проблема выбора», который прошел в редакции нашей газеты.

В дискуссии приняли участие начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Красноярского края Татьяна ГРИДАСОВА, руководитель главного управления образования администрации Красноярска Алексей ХРАМЦОВ, заместитель председателя Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, член регионального Совета регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание» Галина ВЫЧУЖАНИНА, заместитель декана факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева Игорь АЛИКИН, учитель начальных классов школы № 137 Красноярска, участник всероссийского конкурса «Учитель года» Надежда КНЯЗЕВА и психолог, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Сознание» Людмила СКАКУН.

Микроучастки придумали в Москве

«Наш Красноярский край»:

– Начать сегодняшнюю дискуссию хотелось бы с обсуждения регламента приема в первый класс.

Гидасова Татьяна Гридасова:

– В первую очередь обозначим общие цифры. На сегодняшний день в Красноярском крае обучаются 30 900 первоклашек, это более 1 500 первых классов. По прогнозам, в этом году в первый класс пойдут более 31 тысячи детей. Для каждого ребенка – вне зависимости от того, в городской или сельской местности он живет, – будут созданы условия для поступления в первый класс.

Теперь о порядке приема в первый класс. Не позднее 10 марта школы должны начать прием заявлений граждан. Как это происходит. Родители приходят в школу, пишут заявление о приеме, предъявляют свидетельство о рождении и паспорт родителя. По желанию родителя также предъявляется медицинская карта, которая дается ребенку еще в садике.

В первую очередь осуществляется прием детей с участка, который закреплен за этой школой. Отказать родителям могут, только если места в этом общеобразовательном учреждении нет. И если это произошло, управление образования найдет рядом школу, в которой ребенок будет получать общее образование.

И только с 1 августа начинают поступать заявления от родителей тех детей, которые не относятся к микроучастку. При наличии свободных мест их зачислят в первый класс.

Алексей Храмцов:

– На сайте каждого образовательного учреждения есть список участков, с которым можно ознакомиться. В этом году в федеральных СМИ прошла информация о том, что в некоторых городах отказались от территориального принципа. Для нашего города разумней пока его сохранить.

В этом году в Красноярске будет более 10 тысяч первоклассников. Нужно напомнить, что в школу принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 6,5 года. Если нет 6,5 года, готовность ребенка к школе определяется медико-психолого-педагогической комиссией. Такие комиссии созданы в каждом районе города – на сайте главного управления образования и районных управлений образования есть их адреса. В эти же комиссии нужно обращаться, если ребенок достиг 7-летнего возраста, а родители считают, что он еще в силу разных причин не готов.

Вычужанина Галина Вычужанина:

– Нужно помнить, что фактически эти микроучастки придуманы были в Москве, чтобы остановить там чудовищную коррупцию в сфере начального образования. Теперь это противоречит желанию родителя выбирать школу! Я думаю, что к отмене этой территориальной привязки придем и мы, когда смягчим эту ситуацию.

Что происходит в Красноярске? Родители рассказывают: чтобы устроиться в школу, директор предлагает зарегистрироваться на этом микроучастке и принести какой-то взнос. Эту ситуацию нужно вынести на свет и прекратить безобразие! Выяснять, где зарегистрирован ребенок, а где он живет постоянно. Потому что это порочит абсолютное большинство нормальных школ!

Школу мы сейчас в конце концов перестаем обвинять во всех грехах. Она действительно не виновата! Школа сейчас – как канатоходец: балансирует на политических, экономических, социальных преобразованиях. Сегодня как никогда мы все должны понимать нашу ответственность. Между нами должны быть созданы партнерские отношения – в помощь нашей школе.

Школа должна быть рядом

«Наш Красноярский край»:

– Мы будем зачитывать вопросы родителей с сайта. Я сразу объединю три истории в один вопрос.

Наталья:

– Добрый день! В прошлом году я купила квартиру. Специально подбирала, чтобы дом был как можно ближе к школе, ведь дочке в 2014 году нужно идти в школу. И вдруг узнаю – эта школа (№ 4, по улице Горького) закрывается на ремонт. Я сначала пришла в ужас – потому что по опыту городской детской больницы, куда дочка прикреплена, знаю, что такой ремонт тянется годами. А потом увидела на сайте школы, что вроде бы там ведется набор. Подскажите, все-таки закрывается школа № 4 на ремонт или нет?

Александр, Дивногорск:

– Живем мы недалеко от гимназии № 10, в которой учится моя старшая дочь, считали, что и младшая пойдет туда же, но вдруг выяснилось, что это не так. Младшую чиновники отправляют в другую школу, а она и дальше от дома, и репутация у нее не самая лучшая. Зачем насильно гнать людей туда, куда они не хотят идти?

Анна:

– Здравствуйте! По микроучастку мы должны идти в школу № 70 на Аэровокзальной. Мне более симпатична школа № 66 на Партизана Железняка – она очень ухоженная, летом цветочки, зимой снег всегда почищен. А вот с 70-й просто беда – через нее все идут на рынок, вечерами подростки распивают там спиртные напитки, зимой перестали заливать каток, а летом крапива и трава по пояс. Но тут увидела, что в рейтинге школ 70-я школа на 74-м месте, а мною облюбованная 66-я только на 109-м! По какому принципу составляют эти рейтинги?

«Наш Красноярский край»:

– Хотелось бы узнать, что это за рейтинги и нужно ли им доверять, выбирая место, куда можно отдать ребенка? И по какому все-таки принципу подходить к выбору школы? И как быть тем, чьи школы на ремонте?

ХрамцовАлексей Храмцов:

– На сегодняшний день закрыты на ремонт школы № 34, 72, 73 и 79. Мы планируем, что 1 сентября их откроем, и дети вернутся в свои родные школы. Работы по ремонту будут продолжены, на самом деле запланирован ремонт 4-й школы, 21-й и еще нескольких. Точно об их закрытии мы сможем сообщить в конце марта. Но! Даже если мы закрываем учреждение, это совсем не означает, что и детей распускаем. Образовательный процесс не прекращается – те же учителя учат тех же детей, но в другой школе.

Мы практикуем закрытие учреждения на год – никто по пять лет школы не ремонтирует. Было одно исключение – 34-я школа. Поэтому родителям не нужно беспокоиться – обращайтесь в школу по месту жительства.

Что касается вопроса выбора школы, то я бы в первую очередь ориентировался на учителя.

«Наш Красноярский край»:

– Но как понять, к какому педагогу идти, если совсем никого в школе не знаешь?

Татьяна Гридасова:

– Многие школы перед началом приема заявлений проводят родительские собрания. На них выступают учителя, которые набирают первые классы, – рассказывают о себе… Это хороший вариант познакомиться с учителем.

Алексей Храмцов:

– Теперь о рейтингах. Интегрированный рейтинг школ мы начали готовить с 2013 года. Рейтинг прошлого года был результатом итоговой аттестации учеников. В этом году он будет дополнен другими параметрами, всего запланировано больше 100 позиций, по которым будет вестись оценка.

На рейтинг обязательно нужно ориентироваться, но ограничиваться только им я бы не рекомендовал.

Людмила Скакун:

– При выборе учебного заведения очень важно, чтобы школа была недалеко от дома. Родители должны помнить, что учеба для ребенка – это труд. Для не подготовленного к школе ребенка это труд тяжелый. А есть родители, которые возят ребенка в школу с одного конца города на другой. Это недопустимо, потому что он уже в дороге устает. Школьник напряжен: не опоздает ли на урок, заберут ли его вовремя. Эта лишняя нагрузка становится стрессовой для ребенка.

Также хотелось бы сказать родителям, что не нужно лишнего напряжения по поводу учителя. Ему все-таки нужно доверять. Все учителя аттестованы: контроль над уровнем квалификации ведется. Очень важно, чтобы ребенок видел уважительное отношение родителей к учителю. Только тогда можно ожидать от ученика успеха.

Родители также должны быть готовы к тому, что акценты значимости взрослого для ребенка будут смещены. Если раньше для него значимы были родители, то теперь – учитель. Иногда родители этого не понимают – их это пугает и, даже можно сказать, ошарашивает. Но так и должно быть! Это говорит о том, что ребенок хорошо – в соответствии с нормой – развивается.

Читать – не обязательно

Школа №151«Наш Красноярский край»:

– Игорь Анатольевич, на вашем факультете готовят тех самых первых учительниц. Можно ли родителю в беседе определить, какой учитель?

Игорь Аликин:

– В беседе, пожалуй, сложно. Потому что настоящие профессионалы могут быть и молчаливыми. Но все-таки тот диплом, который получен у нас, – это гарантия высокого качества профессиональной подготовки.

В беседе можно оценить только некоторые коммуникативные качества: уважительное отношение, умение говорить, умение слушать и понимать взволнованного родителя, у которого сейчас решается судьба 11 лет ребенка. Другие профессиональные качества – уже сложно.

«Наш Красноярский край»:

– Родители также озабочены тем, какую программу выбрать. Есть «Школа России», «Школа-2100», система Занкова – звучит все красиво, но все-таки чем руководствоваться?

Галина Вычужанина:

– Мы переходим на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В соответствии с ними опубликована основная программа – и все существующие сейчас программы ей соответствуют. То есть по окончании начальной школы все будут обладать одинаковым набором знаний, умений и навыков, вне зависимости от того, по какой программе они учились. Просто осваивать их они будут за разное время.

«Наш Красноярский край»:

– Как определить готовность ребенка? И должен ли он уметь читать?

Галина Вычужанина:

– Готовность ребенка к школе, на мой взгляд, нужно определять его самочувствием, состоянием здоровья. Родитель должен видеть, утомляется или нет ребенок.

«Наш Красноярский край»:

– Но можно ведь и передержать, ребенок не захочет учиться.

КнязеваНадежда Князева:

– У меня в классе есть ребенок, которому 1 сентября не было 6,5, – он прошел комиссию и пришел учиться. И есть ребенок, которого родители отдали только почти в 8 лет. Сейчас и тот и другой вполне успешны. Они оба чувствуют себя прекрасно.

Что касается вопроса, что должен уметь дошколенок, хотелось бы ответить так. Ребенок по большому счету вообще ничего не должен – это школа должна принять его таким, какой он есть.

Но все-таки хорошо, если он умеет сотрудничать – со своими сверстниками и с учителем. У нас есть дети, которые совсем не могут работать в группах – для них есть только одно мнение, свое. Не прислушиваются к другому. Хорошо, если он умеет слушать и слышать других, умеет договариваться о чем-то. Ведь главное – навыки общения со сверстниками, которые появляются в детском саду в коллективной игре.

Так что уметь читать и писать совсем не обязательно. Желательно, конечно, чтобы ребенок знал графический образ букв, но они сами в 6 лет активно этим интересуются.

Школа как камера хранения

«Наш Красноярский край»:

– У меня есть еще вопрос – об ответственности. Вот такое письмо пришло на наш сайт.

Елена Валерьевна:

– Не буду называть школу, но в прошлом году с нами приключилась такая история. Мы не побоялись и записались в класс к молодой учительнице, вчерашней выпускнице. На протяжении года актив родителей нашего класса выражал недовольство учителем, посещал занятия. В конце года на итоговых контрольных работах многие дети показали низкие результаты. Моего ребенка это не коснулось – мы весь год усердно делали вместе уроки, и он показал один из лучших результатов. Родители во всем обвинили педагога, и она уволилась, а нам срочно искали учителя к новому году. Можно ли узнать мнение специалистов – как должна распределяться ответственность за результаты в начальной школе между родителями и учителем?

Татьяна Гридасова:

– Администрация школы должна была видеть конфликты, которые возникали, и как-то с этим работать. Если учитель пытался с ситуацией справиться сам, это было очень сложно. Я предполагаю, что администрация эту ситуацию просмотрела.

Алексей Храмцов:

– Я услышал очень важный факт: мама занималась с ребенком в начальной школе. Нужно точно понимать, что вольная жизнь родителей после зачисления ребенка в первый класс закончилась.

Родителям хотелось бы напомнить, что не должно быть полного перекладывания ответственности на учреждение – прохождение начальной школы должно быть совместным. В то же время нужно помнить о самостоятельности – чтобы ребенок мог научиться делать задание, а потом отвечать за результат.

Мы, к сожалению, сталкиваемся с ситуацией, когда школу расценивают как камеру хранения: сдал ребенка, через 8 часов получил, а потом спросил в конце года, почему за ним плохо приглядывали – почему результата нет. И это встречается все чаще и чаще.

Конфликты учителей и родителей бывают, мы с ними разбираемся. И хочу предупредить: по нашему опыту, если это началось в школе, потом очень трудно эту волну остановить. Все это скатывается в череду постоянных замен учителей. Администрация учреждения должна просто не допустить такую ситуацию – и вовремя выступить арбитром. Ни в коем случае не уходить от этого и обсуждать ситуацию с родителями. Тем более в начальной школе.

Надежда Князева:

– Молодые педагоги – это как раз самые активные педагоги. А вот с причиной низких результатов нужно разобраться. Просто чаще всего, когда приходит молодой педагог, ему отдают тех детей, которые никуда не записались. И, может быть, низкий результат – совсем не результат педагога.

Если честно, я очень люблю активных родителей. Прошу своих родителей, если есть какие-то конфликты, приходить ко мне и обсуждать их со мной. У нас на собраниях такие споры! И я рада этому – что они не посидели-помолчали-ушли, а обсудили публично.

«Наш Красноярский край»:

– Игорь Анатольевич, вам, наверное, обиднее всего слышать, когда говорят: молодой педагог, а значит не справится. Что лучше всего удается как раз молодому педагогу и почему стоило бы попробовать записаться именно к нему?

– Каждый выбирает педагога для себя, не обязательно он должен быть молодым или в возрасте. Нужно понимать, что делить в школе родителя, ребенка и педагога нельзя, как божественную Троицу. Это такая триединая педагогическая суть.

Главная проблема в описанной ситуации в том, что педагог не обратился за помощью – ни к руководству, ни к нам. Мы не контролируем каждого нашего выпускника – в этом нет необходимости, но всем, кто обратился за советом, помогаем. И обращаются к нам очень часто.

Кроме того, система педпрактик в педуниверситете понемногу меняется – вводится педагогическая интернатура. В ней последние полгода, а то и год студент находится в школе. Он будет работать на правах педагога – и тогда индивидуально каждого будет контролировать методист. Надеюсь, это позволит избежать таких случаев в дальнейшем.

Что касается родителей, то слава богу, что есть активные и буйные – есть на кого опереться. Потому что, пока родитель упирается, хорошо, как только провис, интерес потерял – можно продавливать сколько угодно, в том числе и в финансовых вопросах.

Единственное, что я призываю помнить, что есть педагоги, которые дают прекрасный результат, а детям у них некомфортно. И есть учителя, с которыми ребенок комфортно прожил, прочувствовал себя в «началке», но показал достаточно средние результаты. После начальной школы, слава богу, мы детей не отправляем ни в вузы, ни в космонавты. Если школьник научился учиться, потом в средней школе он все наверстает. Был бы интерес, уверенность в себе и уверенность в помощи, которую тебе могут оказать, потому что обратишься к педагогу сам и не ждешь, пока тебя накажут. Неизвестно за что поставят неизвестно какую оценку. В таком случае школа превращается не только в камеру хранения, а еще там решетки есть и колючая проволока.

Слушать своего ребенка

«Наш Красноярский край»:

– Как поступать в таких случаях – прислушиваться к своему ребенку или к педагогу?

СкакунЛюдмила Скакун:

– Нужно быть настроенным на своего ребенка. Если вы замечаете, что он подавлен, мало интересуется окружающим, погружен в себя, может быть, даже плохо ест, плохо спит, просыпается ночью – это не должно уйти от внимания родителей. И если они сами не могут понять, в чем причины, нужно обратиться к психологу – в центр психолого-медико-социального сопровождения, который есть в каждом районе города. Там обязательно помогут в этом разобраться.

В дополнение к тому, что мы обсуждали, хочу сказать, что бояться конфликтов не нужно. Конфликт – это всегда точка развития, новый шаг вперед. Но только тогда, когда он происходит конструктивно.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт