Еще гремело эхо войны, когда на площадку будущего крупнейшего в России разреза пришли строители и через четыре года, в 1950-м, на Бородинском началась добыча угля. Бородинские горняки первыми взяли на себя миссию обеспечить поднимающийся после войны край топливом, энергией для промышленного роста. Началась история освоения Канско-Ачинского угольного бассейна. Затем пришла эпоха КАТЭКа.
Сибирские рекордсмены
С первых взрывов породы, первой тонны угля началась эпоха трудовых рекордов. Более 3 млн тонн в месяц добывал разрез. В сутки Бородинский отгружал столько черного золота, сколько некоторые предприятия добывают за год. Прошло более полувека, а рекорды продолжаются. 2013 год для угольщиков начался с юбилея – в феврале добыта 950-миллионная тонна угля со дня эксплуатации Бородинского разреза. 65 лет назад строители разреза вскрыли основной угольный пласт. В том же году разрез отправил потребителям 260 тысяч составов с углем! До этого такого количества топлива не отгружал в России ни один угольный разрез.
На «Бородинском поле» продолжается сражение за черное золото. Хоть и не в его честь назвали ржаную булку, но веет от Бородинского теплом и спокойствием, как от легендарного хлеба, любимого сибиряками. Уголь – это настоящий хлеб экономики края.
Бородино – город горняков. В первую очередь он живет производственными планами, экскаваторами и тоннами. Но есть и другая сторона жизни – богатый культурный пласт, который закладывался долгие годы. Неслучайно в этом году Бородино стал культурной столицей края. Музейные работники с гордостью рассказывают о том, как слились в имени города две Отечественные войны, две эпохи, два мира. Участники знаменитого Бородинского сражения 1812 года, солдаты славного Семеновского полка, волей судьбы и власти загремели кандалами по московскому тракту в холодную Сибирь, где после боев и сражений стали заниматься сугубо мирным делом: обживать и благоустраивать поселок, которому дали имя Бородино. Участники другой войны – Великой Отечественной, военнопленные, прибыли сюда строить угольный разрез.
В культурной концепции бородинский уголь – архиватор человеческих судеб. Полезное ископаемое прессуется миллионами лет, отпечатывая все события своей земли. Безусловно, ярким отпечатком истории Бородино стали победы знаменитых чемпионок по биатлону, которых воспитал заслуженный тренер России, бородинец Гарри Эллер. Сегодня их имена – Ольга Ромасько, Ольга Медведцева, Ольга Галич – спортивное достояние Красноярского края.
Анатолий Глухов, машинист роторного экскаватора разреза «Бородинский»:
– 30 лет работаю на разрезе. Переехал в Бородино из соседнего шахтерского региона. На разрезе гораздо веселее работать, нежели в шахте. Мой отец – тоже шахтер. И сын выбрал горняцкое дело, так как считает его надежным ремеслом, уважаемым во все времена. Нашу бригаду машинистов часто спрашивают, гордимся ли мы своей профессией? Что тут ответишь? Здесь каждый специалист чувствует себя на своем месте. И со сложной техникой всегда интересно работать. Кроме того, зарплата высокая, льготы. Сегодня уровень жизни горняков не менее достойный, чем в советское время.
КАТЭК – путевка для романтиков
Бородинский – только один из объектов КАТЭКа. Начало масштабного освоения Канско-Ачинского бассейна положено в 1979 году, когда на месте Березовского месторождения угля началось строительство Березовского разреза и Березовской ГРЭС-1, а также нового города Шарыпово. К началу 1990-х КАТЭК включал 3 угольных разреза (Назаровский, Бородинский, Березовский) и две электростанции (Назаровскую и Березовскую ГРЭС).
Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс вошел в историю как последняя ударная комсомольская стройка советской страны. Всего их было 135: Магнитка, КамАЗ, Экибастуз, Саяно-Шушенская ГЭС, Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль… Они возводились молодыми людьми, уезжавшими в далекие края по особой путевке. Своими руками строили города, электростанции, заводы и дороги…
1985 год для КАТЭКа был самым «урожайным» – по комсомольским путевкам в Шарыпово прибыло около 3000 комсомольцев. Их манила не только романтика, но и значимость стройки. Ведь на шарыповской земле намечалась главнейшая топливно-энергетическая база страны. Цифры впечатляли: 140 миллиардов тонн только хорошо разведанных запасов бурого угля. Небольшая глубина залегания угольных пластов позволяла вести добычу открытым способом, дешевле и быстрее. В короткие сроки завершилось проектирование опытно-промышленного разреза, а также изыскания на месте будущей Березовской ГРЭС.
Жизнь на стройке кипела. В Шарыпово приезжали именитые гости. Геннадий Хазанов побывал на КАТЭКе летом1985-го. Для первостроителей пели песни группы «Земляне» и «Верасы», проводились творческие встречи с актерами, например, с Игорем Старыгиным, звездами ТВ – ведущей Ангелиной Вовк, олимпийскими чемпионами. Молодежь жила в лучших традициях, проводя туристические слеты, конкурсы песни, спортивные мероприятия, смотры самодеятельности, субботники.
Скучать на досуге не приходилось, и работа каждый день звала в бой. Труд разрезостроителей-первопроходцев всегда был тяжелым. Молодежь работала в основном руками, под открытым небом в морозы и жару. Упорство и труд людей заставили природу сдаться. Осенью 1975 года первые тоны березовского угля были подняты из земли. А в 2013 году бригада роторного экскаватора под руководством машиниста Виктора Самарцева отгрузила 100-миллионную тонну угля.
Его основной потребитель – самая мощная в мире тепловая электростанция – Березовская ГРЭС. Настоящий гигант. Первоначально проект предполагал строительство восьми энергоблоков. Пуск первого энергоблока состоялся 1 декабря 1987 года, второго – в апреле 1991 года. Третий блок долго оставался недостроенным. Работы возобновились в 2011 году, и планируется, что в начале 2015 года он будет сдан в эксплуатацию. Сегодня Березовская ГРЭС – самая мощная тепловая электростанция Красноярского края, производит 6 % электроэнергии объединенной энергетической системы Сибири. Она имеет отличительные особенности. Например, уникальная схема поставки топлива с разреза по транспортной галерее длиной 15 км. Еще одна особенность – дымовая труба высотой 370 метров. Трубу называют самым высоким промышленным объектом в России. Есть байка, что трубу хотели строить выше, но против выступили японцы: они побоялись, что сажа будет долетать до Фудзиямы… Хоть и не удалось до конца реализовать грандиозные энергетические замыслы, освоение энергетических богатств КАТЭКа продолжается.
Наталья Дорохова и Лариса Соловьян, шарыповские активисты 80-х, вспоминают:
– Главной задачей руководства стройки было разместить и закрепить прибывающую молодежь. В отличие от других комсомольских новостроек, Шарыпово собирались возводить сразу набело, без времянок и «палаточной романтики». Потому 20 июня 1978 года на окраине села Шарыпово установили детали первой комнаты на фундамент жилого дома будущего Пионерного микрорайона. К прибытию первых отрядов их уже ждали несколько благоустроенных общежитий. Это даже смутило многих прибывших ребят – ведь они ехали в неизвестность и неустроенность, готовые к палаткам и прочей «экзотике». Однако не всем так повезло. Куйбышевский комсомольский отряд в составе 104 человек был направлен на станцию Дубинино. Мест в двух общежитиях, выстроенных в лесу, хватило не всем. Пришлось жить в палатке. Девчат определили на строительство подъездных железнодорожных путей. Как вспоминает боец отряда Валентина Пчела, «в сильные морозы разрубали шпалу, грелись у костра и снова спешили работать; не забываются ночи, когда под светящими фарами тепловоза в пургу сгребали снег с железнодорожных путей, чтобы поезд мог доставить груз на станцию». Шарыповская земля не знала сна и покоя. Все 24 часа кругом стучало, ухало, рокотало вперемешку с заливистым и дружным смехом. Работа шла круглые сутки. Конца рабочего дня не поджидали – работали столько, сколько было нужно. Но суббота и воскресенье были свадебными днями. В первый год строительства, несмотря на бытовую неустроенность, в городе было сыграно 380 свадеб и родилось 580 мальчиков и девочек.