На пересечении сибирских дорог Фестиваль помогает вспомнить, какими мы были

На пересечении сибирских дорог Фестиваль помогает вспомнить, какими мы были

– Это инструмент марокканских рабов – гимбри. Мы играем на нем, когда кто-то болеет, чтобы вылечить человека, – Нуру Кане, черный как смоль сенегальский певец, демонстрирует, как именно нужно играть на гимбри. Звуки заглушает «Месяц спрятался за рощу» – это проводит саунд-чек коллектив «Карагод». Нуру пританцовывает, показывает купленные здесь же верблюжьи тапочки и говорит, что с удовольствием спел бы с русским хором, если бы его взяли.

– А еще мы играем, чтобы везде был мир, – внезапно он становится серьезным. – Знаете, сейчас везде очень-очень много проблем: на Украине, в Сирии, на Мали… А мы хотим, чтобы все были счастливы.

Вернуться к истокам

«Миру мир! Мир Сибири» – так заканчивал свое выступление чуть ли не каждый член жюри. Эти слова в современной ситуации обретают особое значение.

Мир СибириВ раскаленном от зноя Шушенском, которое ежегодно на несколько июльских дней разрастается в несколько раз, собрались этнические коллективы со всего света. Монголия, Мордовия, Молдова, Тыва, Норвегия, Сенегал… Количество заявок на конкурс приблизилось к двум сотням – такого интереса к «Миру Сибири» еще не было. Говорят, что нынешние фавориты, монгольская группа Khusugtun, успели заявиться за пять минут до полуночи последнего дня. По общему мнению жюри, конкурс получился очень сильным и интересным: определить победителя было ой как непросто. Но зато и зрители за три конкурсных дня смогли посмотреть и послушать все – от азербайджанских танцев до музыки раннего средневековья. Даже палящее солнце не смогло испугать публику, очень разнообразную, нужно сказать: дети, молодежь, средний возраст, старики и старушки – кто на лавочках, а кто прямо на траве слушали выступления фольклорных коллективов.

– Мы, русские, фактически утратили свою народную культуру, мы не живем в традиции, как это, например, происходит в наших республиках, – делилась наблюдениями Тамара Пуртова, директор Государственного российского дома народного творчества. Она «жюрила» в первый раз. – Благодаря событиям такого рода мы делаем очень важное дело – «вживляем» традиции в современную социокультурную ситуацию. Мы возвращаем молодежь, детей и среднее поколение к собственным этническим истокам.

Стать «соучастником»

Главной особенностью нашего фестиваля в Шушенском с первого его дня была возможность участвовать в процессе, тот самый пресловутый интерактив.

– Вы, зрители, – это не просто «потребители» зрелища, а равноправные участники действа, – объясняет Тамара Пуртова. – Это дорогого стоит! Таких проектов, чтобы заинтересовать этникой, корнями, обрядами, национальной народной культурой, раньше не было. Сейчас этот формат копируется – и это хорошо. Но фестиваль в Шушенском все-таки был первым.

Мир СибириПосетить все площадки, помогающие стать «соучастником» в этом году было все равно что объять необъятное. В городе мастеров ежеминутно что-то шили, вязали и раскрашивали. На малой сцене водили хороводы, пели обрядовые песни, а самое главное – объясняли, чем традиции одного района отличаются от традиций другого. В перерыве между песнями и плясками здесь расписали скатерть мира, создали песочную мандалу и «Азбуку мира». Тут же на поляне Василий Слонов катал детей то на «лаптемобиле», то на «утюгомобиле», а в отдалении сверкала молниями катушка Тесла, наряженная по случаю фестиваля в сарафан – это Ньютон-парк развлекал мастер-классами. На обрядовой площадке снимали этноклип – десяток костюмов и любой образ на выбор: индеец, якут, русская красавица. В последний день почти 200 актеров смогли увидеть этот самый клип – больше часа в режиме нон-стоп. Все остальное время здесь ночами показывали фильмы, в том числе и «Детство Кришны» 1919 года – в сопровождении ансамбля «Торама». А на большой сцене в этот момент выступали хэдлайнеры.

Культурный микс

– Простите, когда мы играем, всегда идет дождь, – заканчивался второй день, на сцене босая Мария Франц, вокалистка норвежской группы Euzen. Она успела «немножко поучить русский» – «как дела» и «спасибо» – и искупаться в Енисее. Даже для норвежцев он очень холодный.

Дождь льет стеной, в небе всполохи молний. Народ не уходит, хотя об этой группе, в отличие от хэдлайнеров первого дня Zdob si Zdub, никто даже не слышал – и за такие сюрпризы отдельное спасибо фестивалю. На закрытии последним играет Nuru Kane – группа того самого сенегальца. На пятой песне на сцену выходят парни из «Одлар Юрду» с барабанами. Карабахские пастухи и сенегальский певец танцуют и играют на барабанах вместе. Такое можно увидеть только здесь. И это отчасти дает ответ на вопрос, зачем сюда собираются такие разные люди из разных мест – зачем на перекладных приехал австралиец, а другой парень на велосипеде добирался из Питера. Что влечет эти 32 тысячи человек в Шушенское, которое раньше было на карте только местом ссылки вождя мирового пролетариата?

– Здесь особенная атмосфера дружелюбия, – считает член жюри и руководитель коллектива «Айархаан» Альбина Дегтярева. – Я считаю, во многом это определяется тем, что фестиваль проходит на пересечении всех сибирских дорог. Здесь пересекаются и разные музыкальные традиции – степные, северные, казачьи, старообрядческие.

Только здесь, только в Шушенском можно увидеть такой культурный микс – дотянуться рукой и в буквальном смысле потрогать чужую традицию: монгольскую, чувашскую, молдавскую. И понять: есть все-таки то, что нас роднит. Что все мы одинаковые, пусть и выглядим, и говорим по-своему.

– Все музыкальные коллективы разные, но нас объединяет счастье от того, что мы можем играть свою национальную музыку, – так считает Ариунболд Дашдорж, руководитель коллектива Khusugtun, который и забрал Гран-при фестиваля – «Ладу мира». – Россия – очень большая страна, в ней живут разные народности, – и фестиваль дает возможность получить уникальный опыт приобщения к другой культуре. Мы не были уверены, что у нас получится попасть сюда, а сейчас счастливы, что все получилось.

ТолоконскийВиктор ТОЛОКОНСКИЙ, врио губернатора Красноярского края:

– Я в первый раз на этом фестивале, с огромным удовольствием смотрю, как выступают коллективы, гуляю по городу мастеров. Самое главное на «Мире Сибири» – это особая энергия людей, которая органично вписана в энергию очень красивой природы.

Я люблю народное творчество, мне нравятся этнографические записи. Огромное уважение вызывают те, кто наделен каким-либо талантом: они овладели ремеслом, научили других, живут творчеством. И когда люди поглощены таким особым образом жизни, это всегда заряжает энергией.

Фестиваль родился как частная инициатива, значит, он на самом деле нужен людям. Будущее у него огромно – у меня есть ощущение, что очень многие сюда вернутся в следующем году.

tatiana-veselinaТатьяна ВЕСЕЛИНА, первый заместитель министра культуры Красноярского края:

– Бюджет фестиваля не меняется в течение четырех лет, это в совокупности около 20 млн рублей. Нас спрашивают: насколько оправданы такие вложения? Люди часто забывают о том, что патриотизм, собственную культуру, глубинное чувство самодостаточности не измерить никакими деньгами.

По отношению к «Миру Сибири» вообще не имеет смысла говорить о чистой финансово-экономической выгоде – нужно иметь ввиду безусловный имиджевый компонент: о Красноярском крае теперь знает фактически вся планета. Уже в первый день фестиваля наш сайт посетили пользователи из 70 стран мира. И знаменитых музыкантов мы привлекаем не большими гонорарами, а атмосферой и любовью к чистоте жанра. Люди это считывают, и у нас за все время существования фестиваля не было ни одного отказа от участия.

Фоторепортаж: Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири-2014»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных