«Народный фронт не должен подменять собой органы власти» «Наша задача – создать площадку для диалога и добиться ответа»

«Народный фронт не должен подменять собой органы власти» «Наша задача – создать площадку для диалога и добиться ответа»

Два года назад состоялся учредительный съезд Общероссийского народного фронта – в стране возникло общественное движение, во главе которого встал президент Владимир Путин. В каждом регионе были созданы региональные отделения и руководящий орган – штаб. Движение задумывалось как инструмент воздействия обычных россиян на власть. Удалось ли претворить идею в жизнь? Об этом – разговор с одним из трех сопредседателей красноярского регионального отделения движения «Народный фронт – за Россию» Анатолием САМКОВЫМ.

Мускулы нарастили

– Анатолий Петрович, на чем сосредоточены усилия Народного фронта?

– У нас два основных направления работы: борьба за рациональное расходование бюджетных средств и мониторинг майских указов президента 2012 года. Первое направление реализуем в рамках проекта «За честные закупки». Тесно работаем здесь со счетной палатой и антимонопольной службой края. Пока не достигли впечатляющих результатов, но несколько закупок роскошных автомобилей государственными организациями были отменены после нашего вмешательства и другие факты расточительства госпредприятиями пресечены. К нам обращались акционеры «Красноярскнефтепродукта» по поводу использования руководством компании служебных командировок в личных целях, и сейчас этот материал фигурирует в уголовном деле. По нашей инициативе начато расследование безосновательного расходования бюджетных средств руководителями одного из районов края. Вопиющие факты удалось обнаружить! К сожалению, в силу тайны следствия пока не могу озвучить название района.

Огромная работа проводится и по мониторингу майских указов. Подключаем экспертов, активистов, сотрудников ведомств.

– Удовлетворены ли вы итогами работы?

– Сделано многое. Прежде всего, по образцу центрального штаба выстроена структура. У нас действует пять рабочих групп: «Общество и власть», «Образование и культура», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость», «Качество повседневной жизни». Мы наращивали мускулы, сформировали пул активистов и экспертов. Сегодня их у нас около 300 человек. Активисты – это люди, которые находят болевые точки и информируют нас. Эксперты – это специалисты в определенных областях, которые дают оценку этой информации. Проведено множество круглых столов и совещаний.

– Чем конкретно занимаются эти пять групп?

– Приведу лишь несколько примеров. Группой «Общество и власть» рассматривались проблемы коррупции, и по итогам ее работы я выступал с докладом на антикоррупционной комиссии при губернаторе края. Группа «Социальная справедливость» занимается сбором информации по проблеме качества и доступности медицинской помощи населению, особенно для пожилых людей. Члены рабочей группы «Образование и культура» выявили несколько узких мест, возникающих при формировании электронной очереди в дошкольные учреждения. Это создавало почву для коррупционных сделок. Сейчас проблема решена. «Качество повседневной жизни» наблюдает за сферой коммунального хозяйства, переселением людей из ветхого и аварийного жилья в новые дома, контролирует программу капитального ремонта. Здесь масса вопросов – нерациональное расходование средств, недобросовестные подрядчики и т. д. Можно уже говорить о таком явлении, как новое аварийное жилье. В группе «Честная и эффективная экономика» рассматриваются и анализируются антикризисные меры, которые принимаются на уровне руководства края. Эта же группа занималась и проблемой платных парковок в Красноярске. Наши предложения были приняты во внимание руководством города: время бесплатной стоянки увеличили до 30 минут, кое-где убрали знаки, запрещающие парковку в «бесплатных» карманах, скорректировали и другие решения, вызвавшие неприятие горожан.

Инициатива, солидарность и контроль

– Власти слышат вас? К ОНФ прислушиваются?

– Не было ни одного случая, чтобы представители властных органов отказались прийти к нам на круглые столы. Но надо понимать, что не в наших полномочиях вторгаться в сферу деятельности ведомств – министерств, антимонопольной службы, прокуратуры… Наша задача информировать о выявленных нарушениях или организовать площадку для диалога и добиться того, чтобы эти органы реагировали на проблемы и принимали соответствующие меры, информировали общественников о результатах. Иначе общественная инициатива уничтожится на корню. Мы работаем под девизом: гражданская инициатива, солидарность и общественный контроль.

Я хочу выразить признательность губернатору Виктору Александровичу Толоконскому. Первая его встреча со штабом ОНФ состоялась в июле 2014 года. Мы обозначили тогда несколько проблем. И большинство их решено. В мае этого года мы встретились вновь, уже по его инициативе. Подняли несколько проблем, в том числе в сфере ЖКХ в Норильске и отсутствие радиовещания в северных районах края на средних и длинных волнах. По первому вопросу были даны конкретные поручения, и уже с нашим участием проведена проверка, а вторая проблема – федерального масштаба. Мы подключим к ее решению и наш центральный штаб, чтобы они по своим каналам передали информацию в инстанции.

– Как к вам могут обратиться простые жители?

– Мы принимаем обращения через исполком. Можно позвонить, но лучше письменно, по электронной почте или на бумаге. Оформлять обращения рекомендуем так, чтобы они были не голословными, а проверяемыми. Нужны документальные доказательства, особенно когда речь идет о правонарушениях. Но надо понимать, что мы не можем выступать заявителем вместо того человека, который к нам обратился.

– Получается, ваш инструментарий – это рабочая группа, привлечение СМИ и советы, куда пойти?

– В интересную плоскость вы перевели разговор. Многие считают, что мы такой своеобразный народный контроль, какой был в Советском Союзе. Но это не так. У нас нет такой структуры, зарплат. Поэтому повторюсь: у нас две основные задачи – контроль за рациональным расходованием бюджетных средств и контроль за выполнением майских указов. Это главное. А «болячек» у людей, конечно, много. Я с этим сталкиваюсь не только по линии Народного фронта. И мы рекомендуем людям сразу идти в соответствующие инстанции без нашего посредничества. Но, естественно, никого не отталкиваем. Особенно если видим, что происходит волокита. Очень много примеров, когда органы власти перебрасывают друг на друга проблему с формулировкой «не наша компетенция». С вырубкой рощи возле деревни Бугачево в Емельяновском районе примерно такая ситуация.

Чтобы люди не проходили мимо

– В чем выражается эффективность работы Народного фронта? Как оценивает работу красноярского отделения центральный штаб?

– Эффективность нашу сложно оценить в каких-то баллах. Мы же не правоохранительные органы, чтобы подсчитывать количество возбужденных дел, килограммы изъятых наркотиков и так далее. Это невозможно в нашем случае. Мы общественники, мы не должны подменять собой прокуратуру, полицию и другие органы государственной власти.

Есть, конечно, проекты, где легко отследить эффективность. Речь идет о деятельности центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса. Вот, к примеру, в Архангельской области или в другом регионе выявили столько-то незаконных порубок, а в нашем крае ни одной. А леса у нас больше, чем в Архангельской области… Будет повод для размышления.

Лично меня не удовлетворяет работа проекта «За честные закупки» в нашем регионе. Я считаю, мы делаем далеко не все, что возможно. Нам нужно усилить контроль за приватизацией государственного и муниципального имущества. Для этого мы привлекаем молодежь, проводим обучающие семинары. Нам здесь крайне необходима инициатива жителей. Чтобы люди не проходили мимо фактов расточительства, нерационального расходования бюджетных средств, сообщали нам о таких фактах. Можно даже анонимно.

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать для более результативной работы красноярского ОНФ?

– Прежде всего нам необходимо организационное укрепление. Но это не наша сфера ответственности. В штабе работает 35 человек, все региональное отделение – 90 человек. И это на весь край. Наш региональный исполком, в котором трудятся четверо сотрудников, просто не успевает «переваривать» всю поступающую с мест информацию. Не хватает нам и экспертов, и активистов. В городах и районах края активистов немного, и это проблема. Над этим мы работаем. Стараемся постоянно искать и вовлекать в нашу общую работу людей неравнодушных, с активной жизненной позицией и, конечно, компетентных.

Я хотел бы отметить огромный вклад в работу отделения наших сопредседателей – Зои Васильевой, директора института управления бизнес-процессами и экономики СФУ, и директора краевого детско-юношеского «Центра туризма и краеведения» Натальи Грушевской; членов нашего штаба – Владимира Черных, Михаила Яшина, Галину Вычужанину, Александра Пузанова, Юрия Муравьева, Егора Васильева, Геннадия Храмова и многих других членов регионального отделения. Все – люди уважаемые и известные, все прикладывают большие усилия для того, чтобы наше общественное движение реально улучшало качество жизни россиян.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что