Наше человечье дело Кто поможет бездомным собакам и котам?

Наше человечье дело Кто поможет бездомным собакам и котам?

Начала осени в приюте собачьих сердец «Верность» ждут с содроганием: как только будет выкопана вся картошка, законсервированы на зиму теплицы, банды хвостатых бездомных ждет пополнение. И не надо думать, что бросают лишь «двортерьеров». Волонтерам постоянно приходится пристраивать породистых собак и кошек, которые в одночасье стали ненужными.

Гуманно или эффективно?

– Вот сегодня позвонили мне из приюта, начался сезон отъездов с дач – наплыв брошенок, – рассказывает Наталья Чернобровкина из Лесосибирска. – Предлагали французского бульдога. Прибился на дачах, кто-то выбросил. А я не могу взять – некуда уже.

У Наташи живет сфинкс Лучано, кошка Ириска и двое псов. Все они – приютские. Трехлапого и одноглазого дворнягу Тошку забрали из красноярских «Хвостиков»: прочитали историю на сайте, зацепило. Пес, говорит хозяйка, несмотря на свои травмы, очень активный и жизнерадостный. Другого дворнягу забрали из лесосибирского общества – зимой сгорели помещения приюта «Симба», собак и кошек разобрали неравнодушные люди – не погибать же им на морозе. Лучано – кот из общества «Верность», изящный сфинкс поменял шестерых хозяев – сейчас греется под лампой в имении под Лесосибирском. И это не все «хвосты», в свое время находившие приют в Наташином доме. Людей, готовых взять брошенок, немало. И это хорошо – именно на их отзывчивости держится работа многочисленных благотворительных организаций, подбирающих, выхаживающих и пристраивающих в добрые руки тех, кто в одночасье стал не нужен.

Таких организаций только в краевом центре четыре крупных, у каждой – своя специализация: кто-то занимается в основном покалеченными животными, кто-то пристраивает здоровых. Все это – на собранные на выставках-квестах-концертах деньги. Работы хватает на всех, хотя, по мнению многих горожан, задачу можно было бы решить эффективнее.

«Эта проблема решаема за одни сутки – перестрелять всех бродячих собак и закопать в скотомогильнике! – читаем на одном из красноярских сайтов. – А этим «зоозащитникам» показать фото изувеченных собаками детей, или все равно им будет собачку жалко?!.»

Подобная позиция находит не только противников, но и сторонников. Да что уж тут говорить, официальный подход долгое время не уходил за рамки «перестрелять». Несколько лет назад наш город сделал первый шаг к гуманному решению проблемы: по нынешнему муниципальному контракту животных должны поймать, стерилизовать и найти хозяина. Однако, как показала внезапная проверка активистов, животные содержались в жутких условиях: без света, тепла, еды… Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска, которое неожиданно курирует эту сферу, направило вечному подрядчику по отлову бездомных собак претензию на сумму более 400 тысяч рублей – за ненадлежащее содержание животных. Сейчас городские депутаты рассматривают возможность перезаключения контракта.

Месяца достаточно

– Сколько стоит содержание животного? – Ксения Бекишева на мгновение задумывается. В объединении «Хвостики» она курирует организацию выставок, стояла у истоков этого благотворительного общества. – Вот считайте: когда животное берем на баланс нашей организации, в течение месяца мы его стерилизуем, прививаем, лечим от глистов – на все это уходит 2–2,5 тысячи рублей. На передержке стоимость корма и наполнителя еще 500 рублей в месяц.

Передержка – ключевое слово в деятельности всех благотворительных организаций: это буквально квартира, в которую волонтер фонда берет животное. На то время, пока ему не найдут нового хозяина.

– Мы пытались построить приют, чтобы держать животных, – делится Ксения. – Но поняли, что это полная утопия. Бесплатно человек может работать недолго, а приют – это ежедневный неблагодарный труд. Пришли к выводу, что передержки – это самый удобный, оптимальный вариант. Именно по квартирам. Если все правильно организовано, контролируется, будет хороший результат для животного.

Хороший результат – это устройство в новую семью. По наблюдениям Ксении, если животное адекватное – ласковое, домашнее, – оно имеет все шансы пристроиться в течение месяца. Сколько именно собак и кошек проходит через руки общественников, подсчитать сложно.

По словам Екатерины Ильюхиной, координатора приюта собачьих сердец «Верность», ежегодно к ним попадает около тысячи животных (к слову, у этой организации небольшой приют все-таки есть). «Хвостики» пристраивают чуть больше 50 подопечных в месяц. Примерно такая же цифра и у других крупных благотворительных организаций. Насколько это существенно для города-миллионника? Сложно сказать. Никто и никогда не считал по головам собачьи стаи на наших окраинах. Средств муниципального контракта явно недостаточно для того, чтобы решить проблему окончательно, поэтому без благотворительных организаций город просто не справится.

– Пока нет закона, регулирующего правила содержания животного, проблему не решить, – уверена Екатерина. – Пока в сознании людей бытует мнение: кошечка обязательно должна стать мамой, мои котята будут очень красивыми, обязательно их пристрою, – проблема не решится. Людям нужно понять, что любой, самый красивый котенок или щенок может оказаться на улице, ведь даже породистых сейчас подбираем, что уж говорить о беспородных… Нужно стерилизовать животных, не имеющих племенной ценности. Тогда проблем и у хозяев, и у общественных организаций станет меньше. Ну а тем, кто уверен, что без проблем раздаст помет своего питомца, всегда могу выдать хотя бы пару щенков, чтобы они убедились: это совсем непросто.

Как в семье

Волонтеры таких организаций – особая каста. У них свой язык, свои мероприятия. Многие активисты рассказывают о том, что с детства таскали с улицы котят, щеночков, мечтали построить приют – и подобрать, обогреть, помочь всем, кто в этом нуждается. Кажется, это какой-то особый ген ответственности, который природа раздает, к сожалению, не поровну: владельцам животных, выбросивших их на улицу, его почему-то вообще не досталось.

– Сейчас у организации 25–30 волонтеров, – подсчитывает Ксения. – Это активные члены движения. Есть новички. Например, человек увидел пост, загорелся – пишет нам. Мы пробуем: поручаем ему животное, бывает, что человек втягивается и начинает активно участвовать. Или оставляет себе животное и уходит из группы.

Надо сказать, только в интернет-группе «Хвостики» состоит около 30 тысяч человек, в остальных немногим меньше. Все это люди, которые неравнодушны к проблемам животных. Кто-то берет их к себе домой, кто-то распространяет информацию, помогает деньгами или кормом.

– С каждым пристроенным хвостатым растет желание помогать еще и еще, – делится Екатерина. – К счастью, в нашей организации преобладают хорошие люди, готовые помочь не только животным, но и друг другу. И детишкам мы иногда помогаем. Люди, с которыми я познакомилась в «Верности», стали мне дороги и важны.

– Почему мы берем животных из приютов? – удивляется вопросу Наташа Чернобровкина. – Во-первых, одним несчастным бездомным станет меньше, и если есть желание завести животное, я считаю, лучше помочь ребятам-волонтерам в их неблагодарном труде. Во-вторых, в приютах подопечные уже пролечены, им ставят нужные прививки, кастрируют или стерилизуют, все кошки приучены к лотку. Остается только немного приучить к своему дому – и все, минимум забот в сравнении с тем, если ты берешь котенка у заводчика, например, или подбираешь бродяжку с улицы сам, особенно если у тебя в доме дети. От уличного пса – блохи, глисты и еще может быть немало «сюрпризов», а тут уже здоровое животное, остается дать ему заботу и ласку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света