Научиться слышать… Уникальные имплантаты изменили судьбы ста маленьких жителей края

Научиться слышать… Уникальные имплантаты изменили судьбы ста маленьких жителей края

В России насчитывается несколько миллионов человек с нарушением слуха. Многие из них не слышат вообще. Ни голоса родного человека, ни крика птиц, ни музыки…

Как смириться со словами врача, что твоему ребенку не поможет даже самый совершенный слуховой аппарат? С тем, что он никогда не произнесет ни одного слова – потому что глухой с рождения не способен развить свою речь даже до уровня годовалого крохи?

К счастью, сегодня медицина способна справиться и с этой проблемой.

Уже 100 детям в нашем крае возвращен слух с помощью одного из самых современных и в то же время сложных методов – кохлеарной имплантации.

Имплантат за миллион

Ее результаты не могут не поражать: ребенок начинает слышать, постепенно учится говорить и при интенсивной реабилитации через несколько лет ничем не будет отличаться от своих сверстников. Такую возможность дает уникальная встроенная система, которая состоит из имплантата и речевого процессора, который крепится за ухом и передает закодированную информацию «вовнутрь».

– Благодаря тому, что аудиологическим скринингом охвачены сейчас фактически все новорожденные дети, нарушения слуха выявляются в очень раннем возрасте, – поясняет Ольга Ярусова, консультант отдела организации педиатрической и акушерско-гинекологический помощи Министерства здравоохранения Красноярского края. – Это позволяет до того момента, пока ребенку исполнится три года, поставить диагноз и при необходимости сделать операцию кохлеарной имплантации. У нас в крае ежегодно в операции нуждаются 20–25 человек. Основную часть операций мы делаем за счет федерального бюджета – в Москве или Санкт-Петербурге, до пяти – у нас, в Красноярске, на базе краевой клинической больницы. Показание для подобного рода вмешательства только одно – сенсоневральная глухота. При необходимости оформляется пакет документов и выделяется квота на такой вид высокотехнологичного лечения.

Почему же только 20–25 операций? Неужели невозможно сделать слышащими всех? Операция зачастую показана и взрослым, которые потеряли слух в результате несчастного случая или болезни…

– При операции имплантируется электрод во внутреннее ухо, анатомически прилегая к слуховому нерву, – поясняет Сергей Вахрушев, профессор, заведующий кафедрой ЛОР-болезней КрасГМУ, главный оториноларинголог министерства здравоохранения Красноярского края. – Электрод разведен на мельчайшие волоски, которые подключаются к нервам, воспринимающим звуковой сигнал. То есть прибор просто исключительный, совершенный. Но! Звуковая картина мира при его использовании все равно будет немного искажена. Именно поэтому операцию не делают тем людям, у которых хотя бы частично сохранился собственный слух. К сожалению, далеко не всегда метод кохлеарной имплантации поможет вернуть способность нормально слышать. Если в ходе дооперационного обследования выясняется, что проблема лежит не в области слухового нерва, а выше – к примеру, нарушены связи в участке головного мозга, то результата мы не достигнем.

Причин, которые могут привести к рождению глухого малыша, немало. Даже те, кто выписался из роддома с совершенно здоровым младенцем, не застрахованы от того, что их сыну или дочери могут поставить страшный диагноз.

Свою историю рассказала Виктория, мама пятилетней Насти – девочки, которой не так давно была выполнена кохлеарная имплантация в Красноярске.

– Дочка родилась здоровой, а в полтора месяца нас пригласили в поликлинику – на плановое взвешивание, – вспоминает женщина. – Буквально через четыре дня после визита Настя оказалась в реанимации. Менингоэнцефалит. Отек головного мозга, парализация. Мне сказали: «Готовьтесь к худшему». Но она выжила. Только перестала слышать. После выписки из больницы пришла педиатр, которая призналась: она знала, что у нее на участке менингоэнцефалит, но «не думала, что так получится». Конечно, я старалась сделать все возможное для восстановления слуха. Было очень тяжело. Особенно когда некоторые говорили: «Ну что ты мучаешься, отдай ее, и все».

В один из особенно мрачных дней Виктория зашла на форум для мам, в раздел «Не такой, как все». В отчаянии она написала про то, как тяжело подобрать слуховой аппарат, как ее пытаются уговорить отказаться от единственного и долгожданного ребенка просто потому, что он не слышит… Ее сообщение увидела специалист НИИ уха, горла, носа и речи из Санкт-Петербурга. Оказалось, что шанс вернуть Насте слух есть. Необходимо сделать кохлеарную имплантацию. Устройство, которое дает шанс вести обычный образ жизни, стоит миллион рублей. Деньги выделяет государство.

От лепета к диалогу

имплантыИмплантат – прибор на самом деле поразительный. Но не волшебный. И от самого факта его установки в жизни маленького человечка ничего не поменяется.

– Чтобы ребенок смог нормально слышать после операции, научился говорить, необходима помощь более чем двух десятков специалистов! – говорит Сергей Вахрушев. – Инженеры, дефектологи, сурдологи, аудиологи… Последние принимают участие в настройке имплантата, который имеет более 20 каналов. Если вдруг работа будет выполнена некорректно, то при включении процессора у ребенка в голове возникнет сильный шум. Маленький пациент сорвет наружную часть процессора, и все – никакими усилиями не заставите его надеть: малышу было больно, он напугался. Совместная работа педагогов и медицинских сотрудников – одно из основополагающих условий качественной реабилитации. Этим занимается сурдологический центр при детской краевой больнице.

Но вопросы о максимально полноценной системе адаптации, обучения таких малышей неминуемо возникают и перед специалистами в системе образования. Совсем недавно в Красноярске прошел круглый стол на базе детского сада комбинированного вида № 194, где специалисты обсуждали вопросы законодательного закрепления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников c кохлеарными имплантатами в группах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

– На сегодняшний день вообще нигде не прописано, какую именно группу должны посещать дети после имплантации, – рассказывает участница круглого стола, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева Ольга Беляева. – Получается, что инвалидность детям ставят по слуху, но по факту после операции у них именно речевые проблемы. Поэтому мы и подняли вопрос о том, что их надо переводить в логопедические группы. Сейчас малышей направляют либо в обычные, либо в группы для детей с нарушениями слуха. А ведь сурдопедагогические методы крайне противопоказаны «проимплантированным», они настолько специфичны, что не дают этой категории ребятишек нормально овладеть речью. И, несмотря на огромные усилия, после дорогостоящей операции дети так и останутся «классическими» слабослышащими со своеобразием речевого развития.

На круглом столе мы решили закрепить схему, когда детей с имплантатами будут тщательно обследовать и, если возникнут основания полагать, что необходимо развивать их в логопедической группе, направление выдадут именно туда.

Усилий понадобится немало. Опыт показывает, что успех послеоперационной слухо-речевой реабилитации зависит от того, насколько много времени этому готовы уделять родители. Как невозможно из семечка сосны получить одномоментно могучее дерево, так же невозможно ребенка, который до пяти лет не слышал ни единого слова, мгновенно превратить в говорливого малыша. После того как имплантат установлен и подключен, ребенок проходит в своем развитии все стандартные этапы речевого онтогенеза: лепет, короткие фразы, полные предложения.

– Конечно, операция оказывает влияние и на образ жизни, – говорит Виктория (мама пятилетней Насти, которой выполнена кохлеарная имплантация). – Нужно следить, чтобы были запасные батарейки для аппарата, чтобы на процессор не попала влага и он не повредился… Но это все мелочи. У меня настрой очень оптимистичный. Настя всего месяц ходила в речевую группу детского сада, а прогресс уже заметен: она слышит, как говорят другие дети, учится у них. Сейчас в ее активном словаре уже около 150 слов. Собираемся с ней учить первое стихотворение. Совсем недавно состоялся наш первый настоящий диалог! Я спросила, что сказали врачи на осмотре в детском саду, и в ответ услышала: «Все номально!»

ВАЖНО

С 28 по 29 ноября в красноярском Международном выставочно-деловом центре «Сибирь» (ул. Авиаторов,19) проходит научная конференция оториноларингологов и сурдологов ФМБА России «Вопросы кохлеарной имплантации». Среди участников и докладчиков — ведущие специалисты сурдопедагогики Н. Д. Шматко, Т. В. Николаева, директор ФГБУН РНПЦ «Аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России, д.м.н., профессор Таварткиладзе Г.А. К участию приглашаются родители и специалисты, которые могут задать волнующие их вопросы докладчикам.

Программа конференции

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока