Не давай рыбку, давай удочку Как не испортить ребенка деньгами?

Не давай рыбку, давай удочку Как не испортить ребенка деньгами?

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с проблемой, как давать деньги ребенку. Нужны ли карманные неразумному дитя? Или проще покупать все самому? Стоит ли платить за пятерки и поощрять желание пойти работать? Психологи утверждают: от того, насколько правильно родители решат для себя эти вопросы, зависит, будет ли успешен их ребенок в старшем возрасте. Ведь деньги во многом определяют жизнь взрослого человека.

С младых ногтей

Знакомить ребенка с деньгами, а точнее с функцией денег, нужно как можно раньше. Брать в магазин, объяснять, что стоит дорого, а что дешево. Говорить о том, кто и сколько в семье зарабатывает и на какие нужды расходуются эти деньги. По словам педагога-психолога центра психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание» Анастасии Лобкаевой, дошкольник уже вполне способен переварить и усвоить такую информацию. Таким образом, ребенок понимает, что деньги – это не что-то виртуальное, возникающее из воздуха, а по сути – труд родителей, который материализуется в продукты и товары.

– В возрасте около шести лет ребенку уже нужно давать карманные деньги, – рекомендует специалист. – В это время у него появляются какие-то потребности в определенных игрушках, мечты об определенных товарах. И ребенку нужно объяснить – вот мы даем тебе деньги, ты можешь накопить и купить себе то, что хочется. А мы, родители, будем покупать тебе одежду, еду, оплачивать кружки и секции. При этом очень важно обсудить с ребенком, на что он может тратить свои средства. Понятно, что алкоголь, наркотики и сигареты из этого списка исключаются категорически, если мы говорим о более старшем возрасте.

Руководитель краевой флагманской программы «Ты – предприниматель» Дмитрий Суханов, который занимается как раз тем, что учит молодежь обращаться с деньгами, тоже считает – карманные деньги должны появиться у ребенка уже в первом классе.

– Каждый человек должен уметь делать три вещи с деньгами: зарабатывать, тратить и экономить. Общество же побуждает нас только тратить. А карманные деньги, которые мы начинаем выдавать ребенку в младшем возрасте, учат именно правильному обращению с деньгами. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось понятие экономии и инвестиций. Ведь без инвестиций невозможно развитие. К примеру, я давал своему ребенку 500 рублей в месяц на карманные расходы. Если к концу месяца он сохранял 250 и больше, я давал ему на инвестиции две тысячи рублей. Сейчас ему 15 лет, и он имеет солидную сумму на счете в банке.

Платить или не платить?

– Мама, а давай я помою пол, а ты мне дашь 50 рублей? – выдала однажды моя десятилетняя дочь. Я обещала подумать и сразу не отказала. Чем-то мне эта идея не нравилась. Нет, с виду все хорошо и в духе рыночной экономики: ребенок тратит свое свободное время на уборку, получает за это деньги, покупает ручки-шоколадки и у меня не просит. Но ведь мне-то никто не платит за то, что я готовлю еду и стираю белье на семью?

Платить за работу по дому и отметки в школе категорически нельзя, сходятся во мнении эксперты. Тем самым, говорят они, вы не поощряете ребенка, а просто покупаете нужное вам поведение. В итоге это приведет к тому, что он вообще перестанет выполнять свои обязанности по дому и учиться «за просто так».

– При такой системе воспитания родители тоже должны брать с ребенка деньги – за обед, за глаженое белье, – комментирует Дмитрий Суханов. – Ребенок должен понимать: работа по дому – это его внутрисемейная обязанность, а учеба – социальная роль. Мы все выполняем свои обязанности и роли, не получая за это деньги. Отличные оценки получать нужно для того, чтобы стать успешным в жизни. Плохо живут те, кто плохо учился. Билл Гейтс был троечником в школе, но он стал миллиардером, потому что собрал вокруг себя команду высококлассных специалистов с дипломами лучших вузов мира.

Анастасия Лобкаева советует: хотите поощрить ребенка за отличную учебу – подарите ему то, о чем он мечтал. Но не стоит обещать заядлому троечнику планшет за окончание четверти на одни пятерки. Цель будет для него недостижимой. Грандиозных подарков тоже не делайте. Иначе отношения между родителем и ребенком рискуют перерасти в товарно-денежные.

Не нужно и наказывать деньгами.

– Если деньги ребенку нужны, он их все равно найдет: возьмет без спросу из родительского кошелька, займет у друзей. А если не нужны – тогда грош цена такому наказанию, – говорит психолог. – Наказывать лучше морально. Лишить ребенка чего-то для него приятного. Например, отменить посещение зоопарка, прогулку в лесу и т. д.

На работу в семь лет

Однажды мой бывший начальник привел к нам на работу своего сына лет 11–12. Велел дизайнеру обучить ребенка элементарным приемам работы с изображением. Через пару дней попросил перевести на сына несложные заказы по изготовлению визиток. Все лето ребенок приходил на работу вместе с нами к 9 утра и уходил в 6 вечера. Оказалось, он зарабатывал себе крутой компьютер. Чтобы сын узнал цену денег, вполне состоятельный отец, который с легкостью мог бы купить ему десяток компьютеров, отправил его работать.

С первого класса можно давать ребенку работу, – считает Дмитрий Суханов. – Нужно только подумать, что ребенок в силах делать, за что он в состоянии нести ответственность. Так мы способствуем правильному его взрослению. Потому что взрослый человек – это не тот, кто может работать, а тот, кто может нести ответственность.

– Работа – это очень хорошо, если она не наносит ущерба ребенку – по силам ему и не мешает учебе, – добавляет Анастасия Лобкаева. – Но нужно правильно расставить приоритеты: сначала учеба, развитие, а потом зарабатывание денег. Если ребенок увлекся подработками, потому что ему не хватает на какие-то свои нужды, то, наверное, стоит увеличить ему лимит карманных денег. Иначе он выберет путь, который будет мешать ему развиваться.

Ты – мне, я – тебе

Недавно наблюдала в школе картинку: кружок четвероклассников, в центре – мальчишка с какими-то браслетиками в руках. Сначала просто рассматривали, потом в воздухе замелькали рубли и десятки. Довольные покупатели разбегались по классам, на ходу повязывая на запястья фенечки. В моей советской школе все происходящее назвали бы спекуляцией и разобрали бы ситуацию на каком-нибудь активе. Но сейчас подобное поведение детей не только не наказуемо, его нужно поощрять, говорят эксперты.

– Когда один ребенок продает другому какие-то уникальные вещи ручной работы – это просто шикарно! – утверждает Дмитрий Суханов. – Я считаю, что бизнес у нас в стране слабо развит именно потому, что люди не умеют продавать. И это здорово, если с младшего возраста ребенок начинает понимать, что такое клиент, какие у него есть потребности и как он может их удовлетворить.

– Однако торговые отношения нужно все же контролировать, – предостерегает Анастасия Лобкаева. – Чтобы дети не заигрались и не получилось так, что кто-то кому-то остался должен, кого-то поставили на счетчик и т. д. Чтобы они не начали покупать друг у друга домашние задания, например.

Бороться не с воровством, а с причиной

Если ребенку не дают денег родители, если он не умеет их заработать, но при этом они ему нужны, он возьмет без спроса.

– Воровством могут заниматься дети в любом возрасте, – говорит Анастасия Лобкаева. – Тут важно понять, почему ребенок это делает, зачем ему деньги. И работать не с самим явлением, а с его причинами. Может быть, таким образом ребенок хочет выделиться среди сверстников. Может быть, он не умеет копить, растратил все карманные сразу, а ему очень нужна какая-то дорогая вещь. Вот с этими проблемами и нужно разбираться, попутно объясняя, что такое воровство и чем оно грозит.

Дмитрий Суханов предлагает посмотреть на воровство с другой стороны:

– Воровство – это когда люди правильно оценивают эффективность ресурса. Они понимают, что этот ресурс ценный и стараются его заполучить себе. В каком-то смысле это проявление коммерческой жилки, нужно просто направить усилия человека по добыче ресурсов в правильное русло…

Очень часто мы, родители, в своем стремлении обеспечить детей всем необходимым забываем о том, что личность может правильно развиваться только в деятельности: даем сколько просит денег на сладости и развлечения, покупаем дорогие телефоны по первому требованию – чтобы не хуже, чем у людей. А потом вдруг удивляемся – «ребенку» уже 30, а он до сих пор просит у папы на кино, а людей, работающих от звонка до звонка, считает неудачниками.

– Ничто так не развращает человека, как халявные деньги, – говорит Дмитрий Суханов. – И это большой родительский грех – давать ребенку деньги по первому его требованию, бессистемно и безучетно. Те, кто в детстве получал все, что хотел, не прикладывая к этому никаких усилий, во взрослой жизни редко становятся успешными.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока