«Не хочу в школу!» Как правильно подготовить первоклашку

«Не хочу в школу!» Как правильно подготовить первоклашку

– Представляешь, я ему уже и форму купила, и рюкзак с тачками, как любит, а он ни в какую. «Не хочу в школу – и все!» – жалуется подруга на семилетнего сына. – А ведь мы с каким удовольствием в первый класс пошли, помнишь? Я каждое первое сентября как главный праздник в году ждала…

Конечно, она лукавит: не все и в нашем детстве с радостью шли в школу. Не зря появились те многочисленные анекдоты о «каторге на 11 лет». В одном подруга права: сейчас таких детей становится все больше. Хоть мы, родители, готовим их к этому периоду все с большим рвением.

Не «перекормить» школой

– Конечно, с точки зрения возрастной нормы это ненормально, ребенок должен хотеть в школу в этом возрасте, – поясняет Екатерина Шиляева, психолог, старший преподаватель кафедры практической психологии КГПУ им. В. П. Астафьева. – Но, к сожалению, такая ситуация в последнее время становится все более распространенной. Это связано с тем, что детсадовское детство потеряло самоценность. Детский сад, особенно последние два-три года, рассматривается как ступень подготовки к школе. И отказ ребенка идти в 1-й класс может быть следствием того, что он просто перезанимался. Его перекормили школой вместо того, чтобы сформировать интерес к ней.

– Ребенка нельзя садить за парту, учить писать и считать, как у нас любят делать, – объясняет Екатерина Викторовна. – Его нужно учить правильно общаться, он должен уметь играть, дружить. В последний год перед началом обучения можно играть в школу: например, он – учитель, остальные – ученики, потом наоборот. Ребенку нужно рассказывать о правилах в школе, подчеркивать высокий статус ученика по сравнению с дошкольником.

Школа для всей семьи – большой стресс. Это даже, как любят говорить психологи, один из семейных кризисов, особенно если в первый раз в первый класс идет первое чадо. Но как же некомфортно самому ребенку, который из знакомой обстановки, где его все любят и опекают, внезапно попадает совсем в другую, в которой он «уже взрослый ответственный школьник».

Что именно беспокоит вашего будущего первоклашку, нужно узнать у него. Для этого спокойно поговорите с ребенком, выслушайте его опасения. Во всех случаях, когда ваш дошкольник расстроен, нужно дать ему понять: вы знаете о его переживании – «слышите» его. Необходимо развенчать опасения малыша. Если он боится, что «учителя злые», уверить: его классная – совсем не такая, вы с ней недавно познакомились. Если «математика сложная, там столько цифр – я не справлюсь», напомнить, что папа хорошо в этом разбирается и поможет делать домашнюю работу. Только ни в коем случае нельзя обесценивать переживания ребенка, то есть фраз типа «какая ерунда» или «даже не думай об этой глупости» быть не должно.

Установить правильный режим

Если особых страхов у ребенка нет, а желание учиться есть, это совсем не означает, что все можно пустить на самотек. Настоящие мучения для начинающего школьника – ранний подъем. И это совсем не то же самое, что было в садике, куда можно было волоком притащить почти спящего ребенка и оставить его в игровой. Первоклассник с самого утра должен быть бодр, готов к занятиям. Поэтому как минимум за месяц нужно установить новый режим дня. Для начала все действия – от подъема до гигиенических процедур – распечатать, украсить картинками и повесить на самое видное место. Идеальный режим – отбой в 10 вечера, а подъем в 7.

Лучше, если у ребенка будет свой красивый и простой будильник, так можно приучить его к мысли о том, что вставать вовремя – это его ответственность.

Нелишним будет потренировать усидчивость. Делать это сложно, но можно даже в домашних условиях. Было бы полезно заниматься чем-то одним в течение длительного времени: начинать лучше с 20 минут, увеличивая постепенно время на 5 минут. Это может быть любое занятие – рисование, аппликация, лепка. Главное – делать что-то одно и доводить дело до конца.

Нужно помнить и о навыке самообслуживания. В школе нет добрых нянечек, которые помогут застегнуть противные пуговицы и завязать шнурки. Важно уметь позаботиться о себе во время еды. Еще одна деликатная проблема – походы в туалет. Нужно объяснить ребенку, что ходить в туалет обязательно, можно отпрашиваться у учителя и ни в коем случае нельзя терпеть.

Не нужно думать, что дети глупее нас, каждый ребенок прекрасно считывает эмоциональное состояние родителя, даже если тот изо всех сил бодрится. Поэтому в первую очередь нужно забыть весь свой негативный школьный опыт и настроиться позитивно. Поговорить с ребенком: объяснить, что в школе иногда бывает непросто, но полученный опыт будет ему очень полезен – не для оценок, для жизни. Чтобы окончательно успокоить себя и первоклашку, проведите разведку боем: осмотрите школу, позанимайтесь на ее стадионе, познакомьтесь с учителем, поговорите со старшими учениками. При этом нужно создать правильную «эмоциональную привязку»: восхищайтесь широтой коридоров, клумбами, спортзалом, чем угодно. Главное, чтобы бывший детсадовец понял, как ему повезло учиться именно здесь.

Светлана ЕПИФАНЦЕВА

учитель начальных классов красноярской прогимназии № 131 с 25-летним стажем

– Многие посещают различные центры дополнительного образования, к тому же сейчас родителям доступно множество развивающих игр для домашнего использования. Все это, конечно, влияет на уровень развития ребенка. Некоторые дошкольники умеют читать, но не знают очень простых вещей: месяцев, не различают времен года, не могут «развести» утро и вечер. В 6–7 лет ребенок не обязан умножать двузначные числа, если он, конечно, не вундеркинд, но он должен прежде всего уметь составить предложение и связный рассказ, уметь собрать из пазлов картину.

Полезны для дошкольника занятия рисованием – это дает прекрасную возможность познать и почувствовать мир, научиться передавать свое настроение. Важны уроки хореографии, посещение спортивных секций, занятия творчеством, где развивается мелкая моторика. Именно такое развитие, которое напрямую не касается учебного процесса, – это та база, на которую будет опираться учитель в своей работе.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но