Не плачьте в подушку! Для ребенка с особенностями необходимо общение со сверстниками

Не плачьте в подушку! Для ребенка с особенностями необходимо общение со сверстниками

К дверце шкафчика в детском саду, куда складывает свою одежду маленькая Катюша, прикреплено несколько табличек с фотографиями штанишек, шапочки, кофточки. Изображения помогают восстановить порядок, в котором следует одеваться и раздеваться. Еще один набор карточек помогает разобраться с физкультурной формой. Девочка страдает расстройством аутистического спектра, и без таких подсказок ей не обойтись. А сотрудники красноярского детского сада № 50 постоянно придумывают, как развивать в особенных детях самостоятельность, ведь таких ребятишек здесь несколько.

Не застрахован никто

На первый взгляд, Катя ничем не отличается от сверстников. Симпатичная девочка с косичками. Подозвал педагог – подошла. Открыли специальную корзину с мелкими игрушками – начала увлеченно исследовать содержимое. Нас с фотографом – незнакомых взрослых людей – совершенно не испугалась.

Девочка расхаживала по кукольному уголку, не обращая внимания на других детей, взмахивая ручками, как крылышками, и походила на маленькую птичку. На первый взгляд, это похоже на милую детскую игру, и только. На самом деле стереотипные (то есть повторяющиеся) движения и отсутствие речи – это один из признаков расстройства аутистического спектра. Однако распознать их, особенно если у ребенка легкая форма аутизма, удается не сразу. Сейчас Кате шесть лет. В три года девочку направили в детский сад № 50 с «речевым» диагнозом. И только через год стало ясно: одними лишь занятиями с логопедом не обойтись.

– От такого диагноза не застрахован никто. Поэтому, если у вас особенный ребенок, советую: не сидите дома, не скрывайте свою беду, не плачьте в подушку (хотя и сама я так делала поначалу), – рассказывает мама Кати, Наталья. – Ребенку-аутисту очень важно находиться в обществе других людей. Ходите по гостям. Да, реагировать на это дети могут очень тяжело. Но не сдавайтесь! Главное – не замыкаться в себе. И, конечно, без помощи специалистов, без общения в специальном детском саду развивать ребенка с особенностями невозможно.

Женщина рассказывает: поначалу Катюша не могла находиться в гостях даже у родной бабушки – настолько ее отпугивала непривычная обстановка. Однако усилия всей семьи дали результаты. Кроме детского сада, у девочки дополнительные уроки с педагогами и логопедами, она плавает в бассейне и даже занимается скалолазанием!

На занятиях в детсаду учится вести себя в обществе, выполняет некоторые задания. У Кати появились подружки. Впереди школа. При выборе учебного заведения родители консультируются с врачом и учитывают реальные возможности ребенка.

Индивидуальный подход

садик №50Детский сад № 50 больше 20 лет принимает детей с речевыми проблемами. За эти годы сложился коллектив профессиональных преподавателей и сотрудников. Именно это детское учреждение три года назад стало пилотной площадкой по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Для каждого ребенка здесь разрабатывается собственная программа с участием нескольких специалистов. Важной частью реабилитации являются игры, которые помогают развивать предметное мышление, мелкую моторику.

– Наш детский сад стал пилотной площадкой по инклюзии относительно недавно. До этого нашими воспитанниками были ребятишки с тяжелыми нарушениями речи, – рассказывает заведующая детским садом № 50 Галина Челазнова. – Но три года назад к нам пришли особые дети. Все они разные: есть те, кто страдает расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью разной степени тяжести. Но их немного – по одному-два ребенка в группе. Ведь инклюзия заключается именно в том, чтобы погрузить особенного ребенка в здоровую среду.

Право быть другим

Школы и детские сады края должны стать безбарьерными

Реализация проекта по интеграции в обычную образовательную среду детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, начата в Красноярском крае с 2012 года. С 2013-го регион участвует в федеральной программе «Доступная среда».

Равные возможности

За 2015 год в 110 общеобразовательных учреждениях края была создана безбарьерная среда для организации инклюзивного образования. Увеличивается количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья (в 2013 году их было 2 749, в 2015-м – 5 659).

– По закону родители имеют право на выбор учреждения и формы образования. Зачисление ребенка происходит на основании рекомендаций специальной комиссии, – объясняет главный специалист отдела спецобразования минобра края Марина Савченко. – На основании этих рекомендаций школа или детский сад разрабатывают адаптированную программу с учетом психофизических особенностей ребенка.

Присутствие такого ребенка в школе или детском саду как минимум не должно усложнять его и так непростую жизнь. Образовательное учреждение должно соорудить пандусы, расширить дверные проемы, установить поручни, подъемные устройства. Оборудовать санитарно-гигиенические комнаты, кабинеты специалистов. Для ребенка с нарушением зрения необходимы тактильные направляющие, с нарушением слуха – специальные информационные табло.

Разумеется, внедрение инклюзии в школы сопровождается сложностями, не отрицают в краевом министерстве образования. Непросто обстоят дела в дошкольных учреждениях, ведь до недавнего времени они не попадали в процесс развития инклюзии. Сейчас это направление присутствует в программе социального развития на 2016 год, его стараются развивать в первоочередном порядке.

Найти свое место в жизни

…Как правило, аутизм дает о себе знать в первые же месяцы жизни. Младенец не реагирует ни на мать, ни на других близких. Не сообщает громким плачем о дискомфорте (чувстве голода или холода от мокрых пеленок). Неопытные мамочки иногда радуются: какой спокойный ребенок! На самом деле такое поведение малыша должно насторожить женщину.

– Много лет работаю с детьми, и с каждым годом малышей, страдающих от аутизма, становится все больше, – рассказывает учитель-логопед детского сада № 50 Ольга Маюрова. – Хотя, возможно, раньше это расстройство просто не диагностировали. В любом случае заболевание это не до конца изучено, и ни один ученый вам не скажет, почему оно появляется.

В полгода обычные дети начинают лепетать, в год – произносить первые слова. У малышей, страдающих аутизмом, речь не развита. Ребенок живет как в вакууме, в своем собственном мире. Из этого кокона его нужно вытащить как можно раньше при помощи специальных упражнений, игр, общения со сверстниками, серьезной работы со специалистами. Ведь если речь идет о неглубокой форме аутизма, человек может не просто найти свое место с жизни, но и быть по-своему счастливым и успешным. Некоторые профессии, требующие погружения, сосредоточенности, будто созданы для аутистов.

Например, среди воспитанников детского сада № 50 есть мальчик с РАС, который сам научился работать на компьютере в 5 лет – раньше, чем говорить. Сейчас изучает английский язык и иврит. Возможно, когда вырастет, он станет переводчиком – почему нет?

Все особенные дети, которые занимаются в этом детсаду, меняются, развиваются. Тот, кто раньше не умел разговаривать, заговорил, научился выражать свои просьбы. Некоторые даже учат стихи. И, самое главное, они общаются со сверстниками.

Воспитанники детсада относятся и к Катюше, и к другим деткам с РАС и с умственной отсталостью как к равным и в то же время их опекают. Формирование такой атмосферы принятия человека, который отличается от тебя, зависит не только от сотрудников учреждения, но и от родителей.

И еще один результат инклюзивного проекта – возможно, один из важнейших – тот урок, который получают обычные дети, общаясь не с такими, как они, людьми. Урок принятия ДРУГОГО человека, не похожего на тебя.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но