Потребительские кредитные кооперативы нередко становятся «героями» новостей. Причина, как правило, одна и та же – закрылись, забыв отдать вложенные людьми средства. Очередная история, похоже, сейчас разворачивается в Ачинске. Контора, куда многие жители этого города вложили свои средства, внезапно перестала работать. Дверь учреждения на замке. С клиентами никто общаться не желает. В такой ситуации оказалась одна из наших читательниц, которая недавно отнесла в кооператив несколько десятков тысяч рублей.



– На зубы копила, – со вздохом поясняет Надежда Дмитриевна. – Но кто знал, что так случится? Люди внушали доверие. В Красноярске он, насколько я знаю, еще продолжал работу. Нам вначале говорили, что нужно позвонить после 20 апреля – а сейчас и вообще никто не отвечает. У моей подруги был подобный случай с банком, который закрыли. И ведь до копеечки всю сумму вклада вернули!

К сожалению, большинство людей путают понятия «кооператив» и «банк». Только в последнем на самом деле вклады застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Даже сам термин «вклад» может использовать только кредитная организация (банк). КПК же не входят в государственную систему страхования вкладов.

Что касается кооператива, закрывшего свой филиал в Ачинске, то нам также не удалось дозвониться до этой организации.

Зато их сайт продолжает работать. На странице можно посчитать свою прибыль, и здесь же – чтобы не осталось никаких сомнений – среди целей компании отмечено «быть всегда на связи», а среди преимуществ – «высокая доходность по сбережениям».

Могут ли такие учреждения вообще гарантировать доходность? Что необходимо знать, прежде чем заключать договор? Как распознать надежную, ответственную организацию? За ответами мы обратились в Центробанк.

Комментирует управляющий Отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Сергей ЖУРАВЛЕВ:

– Уважаемые ачинцы, первое, что рекомендую сделать, если есть вопросы к кредитному потребительскому кооперативу, в том числе по поводу возврата сбережений, – обратиться к КПК в письменном порядке. С января 2018 года у кооперативов есть юридическая обязанность отвечать на все обращения в течение 15 рабочих дней. Не стоит игнорировать этот канал коммуникации. Если ответа нет или он вас не удовлетворяет, можно направить обращение в интернет-приемную на сайте Банка России, специалисты разберутся с вашей жалобой. Также пайщик имеет право обратиться в суд, чтобы обеспечить защиту своих прав.

По поводу страховых гарантий: КПК не входят в государственную систему страхования вкладов. Паи не застрахованы в АСВ (Агентство по страхованию вкладов), как банковские вклады. Однако многие КПК самостоятельно заключают договоры со страховыми организациями. Пайщики должны следить за этим, уточнять, что именно застраховано. Бывает, что денежные средства, например, страхуются только на случай пожара в КПК. Так что рекомендую внимательно изучать документы, в которых может быть очень много нюансов.

Есть еще один механизм: возмещение финансовых потерь пайщиков в случае неплатежеспособности КПК обеспечивается из компенсационных фондов саморегулируемых организаций (СРО). Каждый кооператив обязан состоять в СРО и делать регулярные отчисления в такой фонд. В случае банкротства СРО может направить в пределах 5 % фонда на возмещение потерь пайщиков прогоревшего КПК. Отмечу, что риск потерять сбережения, размещенные в КПК, существует всегда. Вытекает он из самой сути финансовой организации: пайщики самостоятельно управляют своим кооперативом и вместе принимают решения, в том числе кому и какой выдать заем. Следовательно, все члены КПК отвечают за последствия, включая возможные убытки. Если убытки возникают, они вносят дополнительные членские взносы, чтобы их покрыть. Для понимания, что происходит в вашем КПК, лучше участвовать в собраниях, изучать отчеты кооператива и следить за новостями.

Обращаю внимание: мы говорим о работе добропорядочных кооперативов, которые могут сталкиваться с финансовыми трудностями. Но бывает и такое, что под кредитными кооперативами маскируются финансовые пирамиды и мошенники. Предложу читателям несколько советов, как не столкнуться с ними.
1. Проверьте название. Юридическая форма организации должна быть «Кредитный потребительский кооператив» (КПК) или «Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив» (СКПК). Все остальные формы – ООО, ОАО, ЗАО, ИП – не имеют к КПК и СКПК никакого отношения. Бывают такие уловки: ООО «Кредитный потребительский кооператив» или ЗАО «Приобретательский кредитный кооператив», знайте: перед вами мошенники. При этом следует всегда смотреть на расшифровку аббревиатуры КПК или СКПК, чтобы за этими буквами не скрывались другие слова.

2. Найдите КПК в реестре. Зайдите на сайт Банка России и найдите там свой кооператив. Сверьте данные госреестра с реквизитами КПК: название, ИНН, ОГРН. Зайдите на сайт СРО (саморегулируемой организации) и найдите свой кооператив там.

3. Опасайтесь агрессивной рекламы. Если видите кричащую рекламу: «20, 30, 40, 50 % годовых по вкладам в КПК!», «Вклады в КПК застрахованы государством», это явный обман. Проценты в кооперативах выше банковских, но не в несколько раз. Стандарты СРО кооперативов ограничивают доходность вложений: максимум составляет 1,8 от действующей ключевой ставки (можно посмотреть на главной странице сайта Банка России). Например, ключевая ставка составляет 7,25 % – и значит, КПК не могут предлагать доходность выше 13,05 % годовых. Также в рекламе кооператив обязан сообщить, что оказывает услуги исключительно членам КПК, а пайщики солидарно несут субсидиарную ответственность.

4. Изучите документы и любую другую информацию о кооперативе – устав КПК, договор, условия страхования. С 1 января текущего года вступил в силу базовый стандарт защиты прав и интересов всех получателей финансовых услуг для КПК, утвержденный Банком России. Кредитные потребительские кооперативы теперь обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности, членстве в СРО, органах управления и действующих от имени кооператива третьих лицах. Данная информация должна быть доступна во всех офисах КПК, где оказываются услуги. КПК не должны злоупотреблять доверием или недостаточной финансовой грамотностью потребителей.
Кредитный потребительский кооператив может быть альтернативой банковским услугам. Но членство в КПК требует осмотрительности и активного участия в работе кооператива.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Есть сомнения в правомерности действий банка?

Появились вопросы по ипотечному кредитованию?
Отправляйте вопросы на адрес автора рубрики meid4@yandex.ru или сообщайте по телефону редакции 8 (391) 219-17-71. Мы передадим их управляющему Отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Сергею Журавлеву и разместим ответ на страницах издания.

Автор: Светлана Буренко     № 30 / 1013

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения