29 Марта
00:15 

Неэкстренная помощь

Неэкстренная помощь

В январе страну всколыхнула новость о массовом убийстве в Нижнем Новгороде. Олег Белов хладнокровно расчленил супругу и шестерых детей. Буквально за несколько минут до трагедии его жена набрала номер спасения 112. Юлия Белова успела прошептать в трубку «Убивают», – но ее услышал… автоответчик. Когда диспетчер поднял трубку, отвечать уже было некому.

Эти данные, появившиеся в процессе расследования, дали повод для вопроса: можно ли помощь по телефону 112 на самом деле назвать экстренной?

Послать на три цифры

«До службы дозвониться невероятно сложно – просто никто не берет трубку, сдохнешь быстрее, – написал на нашем сайте читатель Дмитрий в ноябре 2013 года, в крае к этому времени номер 112 был в активном пользовании уже два года. – На просьбу перевести звонок на нужный экстренный номер диспетчер или грубо отвечает, что, мол, не туда попали и бросает трубку, или просто сразу бросает трубку. Я хотел оставить обращение о плачущем весь вечер ребенке у соседей сверху и орущем на него пьяном родителе».

«Один раз на даче соседи жгли траву, «что-то пошло не так», начался пожар, воды еще нет ни у кого, – возмущается человек в Сети уже в 2015-м. – Звоню в 112, с четвертого раза дозвонилась, горим, помогите. Мне в ответ: подождите, щас переведем, – и перевели на скорую... Потом скорая перевела на пожарку, но Сосновоборска, а дело было в районе Овсянки, потом перевели на Дивногорск, те отправили в МЧС, и через 47 (!) минут, когда мы своими силами практически потушили, позвонили и попросили встретить их через 15 минут на дороге. Столько времени тратится просто впустую».

Таких сообщений очень много, и появляются они не только в нашем крае: вся страна говорит о том, что телефон спасения работает как-то не так. Это признают не только простые граждане: 20 октября 2015 года во время заседания комитета по вопросам законности и защите прав граждан депутаты Законодательного собрания края отметили: по их наблюдениям, служба не работает должным образом.

– Да и сейчас, через четыре месяца, сложно говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки, – уверен депутат краевого парламента Юрий Швыткин. – В общей организации пока существуют пробелы. Очевидно, что реагирование всех спецслужб должно быть оперативным. В течение месяца-двух мы будем следить за развитием событий и планировать очередные контрольные мероприятия.

Системы еще нет?

Почему так происходит? Для многих станет большой неожиданностью информация о том, что «Системы 112», которая и должна, как в американских фильмах, по одному звонку за минуту собрать в зоне ЧП все оперативные службы, еще не существует. И в этом с точки зрения закона нет ничего криминального: в соответствии с постановлением Правительства РФ «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112» эта служба должна заработать до (!) 2017 года – то есть можно еще потянуть время.

В крае подготовлен и согласован технический проект по созданию «Системы 112». В 2015 году была проведена его актуализация с учетом импортозамещения, – поясняет Виталий Терский, начальник отдела информационных технологий автоматизированных систем управления и связи ГУ МЧС по краю. – В этом году правительство края подготовило и направило пакет документов на выделение субсидии из федерального бюджета. В 2016 году предусмотрено 18,2 млн руб. для нашего края.

На эти деньги создадут центр обработки вызовов на 23 рабочих места. Там в круглосуточном режиме диспетчеры будут принимать звонки со всего края и направлять в «горячие» точки оперативные службы.

В этом году финансирование выделяется и нашим соседям: Алтаю, Туве, Хакасии и Кемеровской области.

«Так что же делалось все эти годы?» – спросит простой гражданин, которому уже несколько лет в СМИ говорят: пользуйтесь единым номером 112!

Происходило объединение диспетчерских служб, которых сейчас на территории края 53. Именно голоса этих диспетчеров слышат те, кто набирает номер 112 (автоответчик в трубке услышат только клиенты сотовой компании «Мегафон»). Специальной статистики, сколько звонков поступает на этот номер по всему региону, в МЧС не ведется – ведь самой системы еще нет. Но только в одном Красноярске через телефон 112 ежедневно проходит не меньше тысячи звонков, особенно жарко во время гриппозных эпидемий, в основном звонящие хотят получить медицинскую помощь.

Для того чтобы проверить, насколько быстро работает единая дежурная диспетчерская служба в Красноярске, мы сами позвонили на телефон 112. Трубку подняли в течение первых пяти секунд. Как нам пояснил диспетчер, алгоритм его работы зависит от того, насколько экстренная ситуация: если помощь нужна срочно, он соединяет с нужной службой, если все не так серьезно, могут дать необходимый телефон – и дозваниваться человек уже будет сам.

Все участники процесса понимают, что, с одной стороны, пока на экстренную помощь тратится слишком много времени: человека соединяют, он говорит о своей проблеме еще и еще раз.

С другой стороны, пока в крае нет единой службы спасения, все отдельные диспетчерские пункты работают на свое усмотрение – поэтому и скорость оказания помощи зависит от случая, а истории о том, как не помогли там, где должны, множатся день ото дня.

Зачем спешили?

Большое негодование среди граждан вызывает сам факт появления нового телефона: если раньше все с молоком матери впитывали: 01, 02, 03, то теперь схема усложняется. Зачем?

У этой затеи есть один существенный плюс. «Система 112» будет устроена таким образом, что к звонящему в сложной ситуации диспетчер сможет отправить сразу несколько экстренных служб. При тяжелой автомобильной аварии не нужно будет ждать, пока ГИБДД вызовет на место скорую, а та – спасателей. Все службы должны приехать мгновенно и одновременно.

Еще один плюс – при запуске системы, которую интегрируют в программу «Безопасный город», оператор будет видеть не только телефонный номер звонящего, но и точно знать его местоположение, что позволит сэкономить драгоценные минуты, от которых порой зависит жизнь человека.

Также оператор сам сможет отслеживать, сколько времени необходимо экстренным службам, чтобы добраться на место (если в машинах будет установлена система ГЛОНАСС).

Так что нам остается набраться терпения. В 2017 году система должна заработать.

infografika_112

А совершенно оправданное возмущение населения связано с тем, что одни недорассказали, другие – недопоняли.

Возможно, если бы людям объяснили, что переходный период чреват такими «накладками», но в будущем все обернется только благом, они бы поняли и не роптали.

Куда звонить?

  • С мобильного телефона

Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112

  • С городского и сотового телефонов

Единый номер пожарных и спасателей – 101

Полиция – 102

Скорая помощь – 103

Аварийная газовая служба – 104

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика