Незаменимый урок Чему учат или не учат наших детей на уроках ОБЖ?

Незаменимый урок Чему учат или не учат наших детей на уроках ОБЖ?

Землетрясения, которые совсем недавно смог ощутить на себе практически каждый красноярец, взбудоражили наше сознание. И если взрослые более-менее представляют, как вести себя в случае угрозы, то дети оказываются незащищенными. Корреспондент «Нашего Красноярского края» побывал на уроках обеспечения безопасности жизнедеятельности.

– Землетрясения – это подземные толчки, которые возникают в результате разрыва земной коры, – рассказывает домашнее задание ученица восьмого класса Маша.

– А что необходимо предпринять, если вы находитесь дома и почувствовали первые толчки? – спрашивает у всего класса учитель ОБЖ. Первой поднимает руку Аня:

– Прежде всего – встать в дверной проем. Еще нужно держаться подальше от окон, выключить газ и электричество.

После того как ученики хорошо усвоили теоретическую часть, учитель вызывает ученика и показывает, как правильно наложить повязку пострадавшему. По статистике, к наиболее частым травмам, которые можно получить при землетрясении, да и других ЧС, относится перелом.

Как изменилась подготовка школьников к стихийным бедствиям после недавних землетрясений, нам рассказал директор Красноярской общеобразовательной школы № 4 Валерий Сачков:

– После каждого землетрясения со школьниками проводится повторный инструктаж по правилам поведения, также МЧС нам присылает методические разработки. Если посчитать все мероприятия, которые проводятся в течение года, то я даже затрудняюсь назвать их точную цифру – их действительно немало. По регламенту, например, раз в четверть мы должны провести пожарную эвакуацию.

При этом очевидно: с какой бы регулярностью сегодня в школах ни проводились инструктажи, главным остается вопрос, как среагируют дети во время реального чрезвычайного происшествия, потому что поведение ребят непредсказуемо и зависит от ряда факторов.

– На любую экстремальную ситуацию нужно выработать определенный стереотип поведения, – поясняет учитель ОБЖ школы № 4 Вячеслав Шолохов. – Самая главная проблема – так называемое стадное чувство. Дело в том, что по отдельности дети идеально все выполняют. Стоит школьнику, которого считают в классе лидером, начать делать что-либо – вне зависимости от того, правильно это или нет, – как большая часть коллектива безропотно следует за ним. Любопытный факт: в Японии, например, при соотносимых масштабах землетрясений жертв меньше, чем в других странах. Дело в том, что эти стихийные бедствия на островах довольно часты, и обучению населения властями уделяется большое внимание. В итоге стихийные бедствия у японцев паники не вызывают, просто срабатывает сложившийся стереотип поведения: они спокойно встают и выходят. Россияне же испытывают панический страх и совершают ошибочные действия.

Специалист главного управления по ГО и ЧС администрации Красноярска Татьяна Мейнгот рассказала, что школьники сегодня намного ответственнее взрослых:

– Практика показывает, что именно дети оказываются более подготовленными и более правильно реагируют на стихийные ситуации.

А что сегодня из себя представляет ОБЖ как школьная дисциплина? Как учат безопасности на этих уроках? В наших школах этот предмет начинается с пятого класса. Смотрим учебную программу по ОБЖ и видим разделы по здоровому образу жизни, о том, как готовиться к турпоходу. Есть отдельный параграф, посвященный правилам дорожного движения. С 5-го по 7-й класс дети изучают правила пожарной безопасности, им рассказывают, какие бывают аварии: химические, радиационные, на гидротехнических сооружениях. С 9-го класса начинается усиленная подготовка к военной службе – около 70 % учебного времени посвящено этому. В 10-м классе дети изучают основы медицины, есть параграф, посвященный теме «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека». Далее, в 11-м классе, рассказывается о личной гигиене, об инфекциях, передающихся половым путем. Все эти знания, безусловно, важны.

Но многого в программе нет. Разве для ребенка не важно знать о мобильных мошенниках, об опасностях в Интернете, о педофилии? Как вести себя с представителями разных социальных групп? Ведь безопасность жизнедеятельности не ограничивается правилами поведения при стихийных бедствиях.

Каждую весну из новостных сводок мы можем слышать о том, как подростки оказались на оторванной льдине и уплыли от берега… На мой вопрос, как в школе детям объясняют, что делать, чтобы таких ситуаций не возникало, учитель ОБЖ средней образовательной школы № 32 Александр Чижиков только пожал плечами:

– Дети и лед… Такого нет в программе. Мы, конечно, объясняем на уроке, как вести себя при наводнениях, при прорыве плотины…

Большое внимание уделяется теме терроризма. Как рассказали нам учителя, для этого прямо на уроке устраиваются ролевые игры: класс разделяется на заложников и террористов – так дети быстрее усваивают эту тему.

Вместе с тем сегодня в общеобразовательных учреждениях нет предметов по психологической культуре. У нас не готовят детей к стрессовым ситуациям, не учат управлять своими эмоциями, внутренним миром. Теория теорией, но как при ЧС победить состояние паники и быстро приступить к действиям?

Учителя этого предмета нам рассказали, что если бы уроки ОБЖ проходили хотя бы два раза в неделю, эффекта было бы больше. Жертв в ночном клубе «Хромая лошадь», вероятно, было бы меньше, если бы людям сказали еще в школе, что самое опасное при пожаре – угарный газ… Выходит, пока урок ОБЖ несколько оторван от жизни. А этот предмет – один из самых значимых, ведь он закладывает поведенческую основу ребенка в сложных ситуациях, а значит, может однажды сохранить его здоровье и жизнь.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что
Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских