Но разговор не получился

Но разговор не получился


Во вторник в Законодательном собрании края состоялись публичные слушания по исполнению бюджета 2013 года. Ситуация серьезная, дефицит бюджета приближается к критическим значениям. В четверг на сессии ЗС перед депутатами отчитывался и. о. председателя правительства края Виктор Томенко. Ситуация серьезная, дефицит превышает критические значения. Правда, ни из отчетов, ни из реакции депутатов ни то, ни другое никак не следует.

Обстоятельства времени

Председатель Заксобрания Александр Усс перед началом слушаний предположил, что все участники эту серьезность осознают:

– Публичные слушания по исполнению бюджета – это традиционное мероприятие, которое проводится многие годы. Но мы не должны смотреть на сегодняшний откровенный разговор краевого масштаба как на какое-то рутинное и малозначащее дело. В крае очень сложная финансовая ситуация. Случилось редкое для новейшей истории явление, которое заключается в том, что даже при огромном дефиците и предельном уровне заимствований край закончил финансовый год с кредиторской задолженностью, которая исчисляется миллиардами рублей. Публичные слушания должны стать прологом для принципиального разговора о финансовой политике на следующий год.

Мне кажется, что финансовая политика должна быть подвергнута корректировке по многим направлениям. Нужна более предметная работа с крупными налогоплательщиками и диверсификация производства. Кстати, Новосибирская область, которую возглавлял Виктор Толоконский: там нет нефтянки и цветной металлургии, но они сумели сделать то, что называется малым и средним бизнесом. Это то, чего нам не хватает.

В крае имеются серьезные основания для того, чтобы говорить о корректировке федерального законодательства. У нас есть достаточный интеллектуальный потенциал и политический вес для того, чтобы на федеральном уровне настоятельно продвигать соответствующие изменения. Что касается оптимизации расходов, то работы, как известно, здесь непочатый край.

«Слушали – постановили»

Председатель Законодательного собрания угадал только один пункт – это оказалось традиционное мероприятие. Что касается серьезного разговора или хотя бы осознания ситуации – мимо.

Исполняющий обязанности министра финансов Владимир Бахарь традиционно отчитался об исполнении бюджета. Естественно, он отметил, что тенденции сугубо положительные, край лидирует в России и в Сибири:

Индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 109 % при среднем показателе по России 100,4 %. Есть подвижки в добывающем секторе, обрабатывающих производствах и энергетике.

Строительным комплексом края в 2013 году в крае введено более 1,1 млн кв. метров общей площади жилых домов, или 105,3 % к 2012 году.

Достигнутый в крае уровень безработицы является минимальным значением за последние 20 лет – 1,4 %. Среди факторов снижения безработицы – активная реализация инвес­тиционных проектов.

По объему инвестиций на душу населения край существенно опережает среднероссийский показатель и занимает первое место в Сибирском федеральном округе.

В 2013 году среднемесячная заработная плата увеличилась и составила более 31 тысячи рублей (в стране – около 30 тыс. руб.). По уровню среднемесячной заработной платы край сохраняет традиционное первое место среди субъектов СФО. Положительная динамика доходов населения – результат реализации мер, направленных на выполнение майских указов президента.

Для полноты картины не хватило лишь одного уточнения – каким образом факторы роста промышленного производства, ВВП и инвестиций связаны с деятельностью правительства Красноярского края. Наверное, отчитываться проще за то, что тебе принадлежит. За отчетный финансовый период в Северный Ледовитый океан транспортировали миллиард тонн пресной воды. В отчет это достижение не вошло, хотя основания те же, что и у цветной металлургии, например. Енисей тоже расположен на территории края.

Были озвучены факторы, которые влияют на формирование и исполнение бюджета. По странному стечению обстоятельств они тоже никак не могут характеризовать работу конкретных органов власти на конкретной территории. Правительство края действительно не определяет мировые цены на цветные металлы и энергоносители, это без вопросов. Что касается изменения федерального законодательства, которое с недавнего времени принято рассматривать как стихийное бедствие, вопросы могут возникнуть. Край имеет своих представителей в Государственной думе и Совете Федерации, кроме того, сами краевые органы государственной власти имеют право законодательной инициативы.

Последовавшие затем выс­тупления руководителей министерств социальной защиты и образования оказались кратким пересказом отчета минфина. С отраслевой спецификой. Интеллектуальная элита Красноярского края (экспертный совет) отметила большую работу исполнительной власти по привлечению средств из федерального бюджета. Несмотря на трудную финансовую ситуацию, сохранены

и выполнены все социальные обязательства, а также реализован комплекс мер по повышению заработной платы бюджетников, были приняты все меры для обеспечения должного финансирования мероприятий, предусмотренных указами президента. Анализ ситуации и научные рекомендации интеллектуальной элиты края на публичных слушаниях гениальны в своей краткости и конкретности: «Экспертный совет рекомендует правительству края продолжить реализацию плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики края».

Для полноты картины следовало бы добавить еще одну муд­рость, типа: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Но это же не последний бюджет, интеллектуальная элита края может использовать эту рекомендацию, например, в сентябре.

Справедливости ради надо отметить, что содержательные выступления на слушаниях были. Заместитель руководителя администрации Норильска по экономике и финансам Ирина Перетятко объяснила собравшимся, что проблема межбюджетных отношений касается не только регионов и Федерации, но в такой же мере регионов и муниципалитетов:

Совокупные доходы, собранные на территории в консолидированный бюджет края, составили более 30 млрд рублей, из которых в городском бюджете осталось 5,6 млрд рублей, а остальная часть была перечислена в региональный бюджет. Необходимо уменьшить степень централизации доходов, заработанных на территориях, и повысить заинтересованность регионов и муниципалитетов в их экономическом развитии.

Глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов показал, что в крае все же есть управленцы, способные к сис­темному мышлению. Полностью принимая на себя социальные обязательства в рамках полномочий и предметов ведения, он предложил краю и Федерации решить их часть проблем. Например, возобновить деятельность некоторых федеральных структур, которые ушли с территории района, в том числе почта и Рос­потребнадзор, а также отремонтировать автодорогу Епишино – Северо-Енисейск. Более 15 лет дорогу содержали золотодобывающие предприятия, а после ее передачи на баланс краевого управления автодорогами трасса пришла в негодность. В качестве экономического стимула для привлечения средств Гайнутдинов гарантировал увеличение добычи золота минимум на 5 тонн в год.

Новый взгляд

Присутствовавший на слушаниях и. о. губернатора Виктор Толоконский особо отметил, что с проблемами региона он знаком пока поверхностно, выводов никаких делать не готов, а просто поделится некоторыми наблюдениями:

– Нужно правильно оценивать достигнутые результаты и не сводить анализ только к возросшему дефициту. Я еще далеко не во всем разобрался, но острота бюджета требует принятия незамедлительных мер.

К числу таких мер Виктор Александрович отнес изменение подходов в работе с федеральным центром и бизнес-сообществом, а также новые пути формирования доходов. Перед исполнительной властью края врио губернатора поставил цель – достигнуть бездефицитного бюджета к 2016 году.

– Не сократить расходы, а повысить доходы, – акцентировал внимание Толоконский.

В качестве нераскрытого потенциала новый лидер края назвал инвестиционный капитал, работу с налогоплательщиками, резервы в перерабатывающем и инновационном производстве.

– Второй задачей ставлю увеличение финансовой поддержки федерального центра, – сказал Виктор Александрович. – Должно быть расширение присутствия края в федеральных программах. Нам нужно подобрать аргументы и доказать потребность в целевых субсидиях со стороны Федерации.

Врио губернатора также обратился к депутатам ЗС с просьбой пересмотреть налоговые льготы предприятиям, мотивировав это тем, что «не может быть налоговой льготы при падающих платежах». Кроме того, Толоконский сообщил, что краевым властям предстоит повысить отдачу от краевых активов и собственности. А в заключение выразил сомнение в том, что бюджет Красноярского края вообще имеет программный характер. Поскольку одни и те же проблемы присутствуют в планах разных министерств. И особенно – в отчетности. Ведомственное планирование без общей стратегии развития показалось ему затеей сомнительной и малоэффективной.

Одним из главных вопросов сессии ЗС в четверг, 26 июня, был отчет и. о. главы правительства края Виктора Томенко. Поскольку большая часть депутатов присутствовала на парламентских слушаниях, они в шестой раз услышали о наших достижениях и трудностях. Из предложений депутатов по выходу из сложной ситуации запомнились два: организовать производство водки и отремонтировать ЛЭП в одном из садовых товариществ. По поводу водки Томенко обещал по­думать, а электричество ремонтировать не пошел. Наверное, допуска нет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт