Ям и колдобин по дороге в Канск (участок федеральной трассы М-53) уже практически не осталось. На немногих проблемных островках работает дорожная техника – скоро и здесь будет порядок. Идиллия исчезает сразу при въезде в город. Танкодром – так говорят о своих улицах местные жители.
– В любом поселке или городе края есть плохие дороги. Таких, как в Канске, нет нигде, – дал свою оценку врио губернатора Виктор Толоконский. В июне он пообещал горожанам помочь с дорожным ремонтом. И уже в начале августа вернулся в Канск с подписанным распоряжением о выделении дополнительных 20 млн рублей на модернизацию уличной сети города.
Чрезвычайная ситуация
В краевом бюджете нет лишних денег. Более того, он с большим дефицитом. Каждая территория, каждый район рассчитывают на собственные силы и утвержденные лимиты поддержки регионального уровня. Но в случае с канскими дорогами все зашло настолько далеко, что врио губернатора назвал ситуацию чрезвычайной, требующей особого вмешательства. Накануне по пути в Иланский и обратно он еще раз проехал по канским улицам, причем разными маршрутами. И, по его собственным словам, «остался под очень сильным впечатлением».
Проблемы с дорогами Канска копились не годами – десятилетиями. Пропустив через себя федеральную автотрассу, до прошлого года он не имел обхода для транзитного транспорта. Спешащие на восток и запад страны тяжеленные фуры выбили из городского асфальта все, что можно. Впрочем, обход и сейчас работает не в полную силу. Участок трассы, находящийся в зоне ответственности Канска, находится в столь плачевном состоянии, что «транзитники» идут на сознательные нарушения: платят штрафы и все равно сворачивают на городские улицы.
В администрации Канска нам рассказывали о вещах просто вопиющих. Грохот от большегрузов порой стоит такой, что в местной больнице хирурги замирают над больным со скальпелем в руке, дожидаясь, пока проедет фура.
– Минимальное финансирование (14 млн рублей на весь 2014 год) не позволяло нам поддерживать хотя бы видимость ремонта дорог, – сетует глава Канска Надежда Качан. – Мы взяли кредит 20 млн, но даже он не спас ситуацию. Принято решение врио губернатора о выделении нам дополнительных денег в сумме 54 млн рублей. Это означает ремонт двух путепроводов через Транссибирскую магистраль, 11 улиц, развязки возле авто- и железнодорожного вокзалов и аварийного участка обхода города. Так много мы никогда не ремонтировали!
Проводя совещание в городской администрации, врио главы региона Виктор Толоконский поставил задачу быстро навести порядок на дорогах, ни в коем случае не жертвуя качеством. С последним проблем, похоже, не будет: в городе развернуто движение «Общественный контроль», и на работу дорожников здесь смотрят чуть ли не через лупу. Да и сами ремонтные приоритеты чиновники определяли вместе с населением и депутатами, обойдя и объехав каждую улицу.
Дорожники уже вышли на объекты. Но, по словам врио главы региона, слишком поздно. Задерживает, как ни странно, программа стимулирования деятельности органов местного самоуправления. Она утверждается коллегиально, с участием депутатов ЗС и почему-то в середине лета. Ремонт дорог в ней проходит отдельной строкой, и к нему можно приступать только после утряски всех цифр.
– Система выстроена неправильно. Муниципалитет должен начинать работать с подрядчиками уже в апреле, а не в августе, – поставил задачу врио губернатора.
Тем более что в 2015 году Канску предстоит освоить куда большие деньги – 70 млн рублей. Такую сумму пообещал выделить городу на модернизацию улично-дорожной сети врио губернатора края. Это значит, что сейчас у подрядчика появилась возможность отработать по максимуму, в том числе за счет части этих средств под личную гарантию главы региона рассчитаться по долгам уже в январе.
Замерзнуть не позволю
Визит врио губернатора в Канск состоялся аккурат в канун дня рождения города. Но, по словам Виктора Толоконского, текущая ситуация пока не позволяет ему разъезжать с подарками, а «скорее с асфальтом и лопатой». Канск, как и все остальные муниципальные образования края, готовится к зиме. Но, что опять же отличает его от других территорий, делает это болезненно, на фоне затянувшегося конфликта двух хозяйствующих субъектов – Красноярской теплотранспортной компании и Канских тепловых сетей.
Нет смысла описывать все его перипетии – стороны погрязли в судах, начиная с марта этого года, успев обрасти кучей справок, квитанций и прочих важных для них бумаг. Одни отказываются заключать договор, другие – ремонтировать выявленные порывы сетей… Заложниками этого процесса осталось население со вполне реальной перспективой встретить морозы холодными батареями (летом Канск уже провел четыре недели без горячей воды).
«Точку невозврата» город прошел в 2009 году, в нарушение закона отдав тепловые сети в частные руки за 19 млн рублей. С тех пор они трижды меняли собственника. И каждый из них имел и имеет вполне осязаемое право в любой момент перекрыть задвижку: мол, топите, как хотите, сами. Примерно так сейчас в Канске и происходит, что категорически не устраивает ни канцев, ни врио главы региона. Прямо из зала заседания Виктор Толоконский связался с и. о. председателя правительства края Виктором Томенко, поручив незамедлительно собрать краевую комиссию по чрезвычайным ситуациям и в течение трех дней доложить о решениях по гарантированному вхождению города в зиму. А местным чиновникам жестко дал понять: так работать нельзя:
– В конкурсной массе объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находиться не могут. Их можно сдать в хозяйственное ведение, но не более. Тем более непонятно, почему сделку допустила прокуратура. Главный надзорный орган обязан видеть, что здесь с января нет договора на теплоснабжение и Канск находится вне правового поля по обеспечению теплом и горячей водой. Зря кто-то думает, что я эту ситуацию спущу на тормозах. Допустить, чтобы город замерз, я не позволю никому.
Ветхая стройка
Еще одного звонка врио губернатора края Виктора Толоконского – теперь уже и. о. министра строительства архитектуры края Николаю Глушкову – потребовал вопрос, связанный с переселением жителей города из ветхого и аварийного жилья. По программе, которая реализуется в несколько этапов, нужно выделить новые квартиры более чем полутора тысячам человек. «Забуксовали» прямо на первом этапе.
Подрядчик – красноярская компания «Вектор-95» – обанкротился, оставив недостроенными два 60-квартирных дома, но при этом успев взять 30-процентный аванс. Местные власти с недобросовестным застройщиком уже судятся, хотя дело это малоперспективное: взять у банкрота, как правило, нечего. Выход видят в передаче объектов на субподряд канской строительной фирме с хорошей репутацией. Но и в этой процедуре, как выяснилось, немало подводных камней.
В ситуацию вновь пришлось вмешаться врио главы края. Он поручил Николаю Глушкову взять вопрос под личный контроль, проработав график ведения работ буквально по дням:
– На такие объекты строители выстраиваются в очередь. Заниматься совещаниями, письмами и советами издалека больше нет смысла. Дома должны быть достроены. Тем более что в следующем году объемы строительства по краевой программе в Канске будут еще большими.
Город-«пилот»
Собственно, из визита врио главы региона в Канск местным чиновникам стало понятно: работать абы как он никому не позволит, но и один на один с тяжелой проблемой не оставит тоже. Город и район – территории с большими перспективами, которые нужно помочь раскрыть. Одним из базовых поручений врио губернатора по итогам проведенных совещаний стала актуализация всех планов развития Канска:
– Канск должен получить дополнительный импульс, чтобы его экономика, производственная, транспортная и социальная инфраструктуры развивались более эффективно. В этом смысле он станет «пилотным» городом – подходы к современному комплексному планированию, использование механизмов стимулирования роста будут опробованы, быстро запущены здесь и потом использованы в других территориях. Поэтому значение города для края будет только возрастать.