О чем поет жалейка Как «Сувенир» из Дивногорска мир покорил

О чем поет жалейка Как «Сувенир» из Дивногорска мир покорил

Александр Михайлович ВИНИВИТИН бережно раскладывает на столе свои сокровища – трубочки, трещотки, ложки, рубель. Сегодня играть на этих истинно русских инструментах умеют единицы. В музыкальных школах или училищах этому не обучают. И напрасно, считает Винивитин. Музыка, в исполнении которой используются эти народные инструменты, имеет особое звучание, выразительность.

В советское время именно рожки и жалейки принесли дивногорскому самодеятельному ансамблю народных инструментов «Сувенир», которым руководил Александр Михайлович, славу не только в России, но и за рубежом.

В Дивногорск за красотой

Музыкант с увлечением рассказывает истории о трещотках и кугиклах. Продвижение народного искусства – дело его жизни. Ему удалось поднять на уровень профессиональных коллективов дивногорский «Сувенир», в котором пели, играли маляры, водители – обыкновенные рабочие люди, увлеченные творчеством. Создать учебные пособия для руководителей фольклорных коллективов и музыкальных школ. А главное – показать ребятишкам дивногорских и красноярских школ красоту звучания наших национальных инструментов.

На вопрос, сибиряк ли он, Александр Михайлович отвечает утвердительно – с Алтая родом. В Дивногорске оказался случайно. Приехал на экскурсию – посмотреть судоподъемник, и заворожила его природа дивного города.

– Такая красота, что захотелось остаться. Не выдержал, заехал в отдел культуры Дивногорска: «Нет ли у вас места по классу балалайки или баяна?» (я оканчивал институт по классу народных инструментов). Ответили, что пока нет.

Судьба привела его в Дивногорск через несколько лет. В 1976 году тесно стало музыканту в Барнауле, захотелось перемен. А тут выясняется: в дивногорский ДК «Энергетик» требуется концертмейстер в танцевальный ансамбль «Кедриночка». Сначала руководил общим коллективом, в который входили хор, танцевальная группа и музыканты, а потом организовал «Сувенир». Очень уж хотелось ему показать народу красоту звучания жалеек, кугиклов, рожков.

– У нас в школах и институтах только народно-академические инструменты изучают – балалайку, домру, баян, для них письменная традиция существует. А духовые и ударные незаслуженно забыты, – говорит Александр Михайлович. – Я с ними в Москве познакомился.

А на рожке сыграть могли бы

Музыкант-19-Олег-Кузьмин_2.jpgТа московская командировка за инструментами перевернула жизнь Александра Винивитина. В столице фестиваль «Русская зима» начался, участвовал в нем хор имени Пятницкого. Пропустить выступление такого знаменитого коллектива музыкант не мог, купил билет. А когда услышал со сцены звуки незнакомых инструментов, пришел в восторг. После концерта пошел знакомиться и с исполнителями. Узнал, что на рожках-жалейках играли не профессиональные музыканты, а тракторист да пастух. Но так мастерски! Они-то и прислали потом в Сибирь первые кугиклы, жалейки и рубели.

Инструменты только на первый взгляд простые (кугиклы в деревне из обыкновенного борщевика делали – срезали сухую трубочку и дули в нее), но осваивать их пришлось долго.

– Сам учился играть, пособий-то не было. Дую-дую, а звука нет, один треск идет, – улыбается музыкант. – Обратился к трубачу: «Помоги». Только вместе и разобрались. Сильная подача воздуха нужна, тогда рожок заиграет, завибрирует.

В 1977 году дивногорский «Сувенир» победил на краевом конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов. У других-то все балалайки и баяны, а у Винивитина необычные для тогдашнего слушателя жалейки и косы. Затем – Всесоюзный фестиваль народного творчества, агитпоезд ЦК комсомола. Чем больше народных инструментов в ансамбле звучало, тем сильнее захватывала музыка слушателей, тем больше наград получал «Сувенир».

«Стахановец» из Овсянки

В 1979 году дивногорцы представляли Красноярский край на комсомольском агитпоезде, который отправился по стройкам Байкало-Амурской магистрали, в Нечерноземье. Выступали и на строительных площадках, и в клубе, который размещался в одном из вагонов. Однажды в Вологде на репетицию «Сувенира» заглянула солидная делегация. Один из пришедших, стахановец, все пристально поглядывал в сторону дивногорцев. Представился: «Виктор Петрович Астафьев, писатель. Из ваших мест родом – из Овсянки. Что же за уровень у вас, что отправили край представлять? Обязательно приду послушать».

Слава «Сувенира» росла. Ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С поздравлениями вновь вологодский «стахановец» пришел: «Настолько затронули меня своим выступлением, что я твердо решил на родину вернуться!»

– Виделись потом с Астафьевым?

– Да что вы, – машет рукой Александр Михайлович. – Мы потом по заграницам…

С культурной миссией

Тур по странам Юго-Восточной Азии – Северная Корея, Вьетнам, Филиппины, Япония – принес «Сувениру» уже международную известность. Первыми россиянами, приехавшими на Филиппины, были именно дивногорцы. По ним оценивали весь советский народ.

– Филиппинцы очень удивились, увидев нас, – вспоминает музыкант. – Они представляли: русские в шкурах ходят, на собачьих упряжках ездят. А тут появились европейцы с голубыми глазами (цвет глаз особо их впечатлил). Да и мы думали, что тут папуасы в бусах…

В Маниле произошел своеобразный обмен культурами: «Сувенир» играл свою музыку, местные коллективы демонстрировали филиппинское творчество. Сибирякам тяжело приходилось в тропическом климате – пот ручьями тек. Зато принимали южане русскую музыку на ура – овации устроили, а потом в национальный ресторан пригласили.

– Фартуки белые на нас надели и водоросли принесли. А на столе даже вилок нет. Гид пятерню в «лапшу» запустил – брызги летят. Мы не растерялись, достали ложки, на которых на концерте играли. Филиппинцы аж обомлели: музыкальными инструментами едим.

Ложки выручали россиян в самых сложных ситуациях. Александр Михайлович смеется, вспоминая, как в Корее палочками пытались зерна риса зацепить. А с ложками дело быстро пошло.

В Пхеньяне дивногорские ложки заставили корейцев по достоинству оценить русское народное творчество. Перед концертом к музыкантам подошел представитель советского посольства: «Оваций не ждите. Корейцы холодно принимают иностранцев». Но, к удивлению дивногорцев, уже после третьего номера в зале послышались осторожные, неуверенные хлопки, которые после песни «Русский сувенир» перешли в массовые аплодисменты. Уходили со сцены уже под овации зала. Это был настоящий успех.

Во Вьетнаме встречи с молодежью проходили в порту Хайфон. Именно здесь в 1972–1973 годах девять месяцев американцы блокировали экипаж советского теплохода «Дивногорск». Во время бомбежки экипаж «Дивногорска» участвовал в спасении моряков с польского судна «Джозеф Конрад», потопленного американцами. А потом «застрял» в Хайфоне.

И вот дивногорцы вновь встретились с вьетнамцами. Теперь уже с культурной миссией.

В программе отсутствует

Александр Винивитин возглавлял «Сувенир» до конца 1980-х годов. В 1987-м народный коллектив оставили без материальной поддержки, и он перестал существовать (сейчас в ДК «Энергетик» есть ансамбль с таким же названием, но уже без национальных инструментов). Александр Михайлович стал заниматься с ребятишками. Работал в музыкальных школах Дивногорска и Красноярска. Созданный им детский ансамбль ложкарей «Жалейка» был лауреатом краевых, всероссийских фестивалей и конкурсов. Сейчас музыкант занимается с ребятами из гидротехникума. Они с удовольствием слушают мастера и сами учатся играть на сложных народных инструментах («Играть на них труднее, чем на скрипке», – уверяет мастер).

– Мало времени на это дается, – вздыхает музыкант. – Пять лет назад мы с концертмейстером Красноярского колледжа имени Радкевича Сергеем Пучининым – мастером по народным инструментам – обращались в академию музыки и театра. Предлагали программу составить по обучению студентов игре на рожках и жалейках. Пусть даже факультативно заниматься, но студент овладеет инструментами, и профессия его будет востребована. Отказали: федеральное Министерство культуры часов на это не выделяет.

Отсутствие каких-либо программ и учебников подвигло Винивитина создать свои учебные пособия. В них музыкант подробно описывает, как составить пьесу или партитуру, как брать аккорды. Эти брошюры облегчили задачу руководителей ансамблей народных инструментов, но практика обучения так и не получила широкого распространения.

– Если неакадемические народные инструменты все-таки войдут в программу, значит, не зря я жизнь прожил, – говорит Александр Михайлович.

На фото: Рожки, кугиклы и жалейки принесли ансамблю Александра Винивитина мировую славу

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег