О, сколько нам открытий чудных… Как красноярские школьники двигают прогресс

О, сколько нам открытий чудных… Как красноярские школьники двигают прогресс

Переводчик с языка жестов, тест для диагностики рака поджелудочной железы, батут, водные лыжи – все это придумали дети из самых разных стран мира. Не те серьезные дяди и тети в белых халатах, что просиживают ночи напролет в лабораториях, а обычные школьники, которые не умеют делать сложных инженерных расчетов, зато умеют видеть проблемы и отлично фантазировать.

Красноярский край в особенности может гордиться своими детьми-инноваторами: их здесь больше, чем в любом другом регионе. А прошлой осенью наши школьники получили патент на изобретение, посвященное Олимпиаде Сочи-2014 и универсиаде Красноярск-2019: «Защитная система спортсмена». Придумали эту систему ученицы школы № 10 имени академика Ю. А. Овчинникова Лея Уманская и Юлия Рихтер совместно с сотрудниками кафедры ЮНЕСКО и студентами-дипломниками СФУ.

Придумать сложнее, чем сделать

Екатерина Хиновкер.jpg«Изобретательская лаборатория» в школе работает уже более 13 лет, в активе ее участников немало побед на всероссийских молодежных научных форумах.

Сейчас красноярские школьники вместе со специалистами СФУ готовят к патентованию еще шесть изобретений. Среди них аппарат, который уменьшит число разведочных бурений при поиске геологами нефтяных месторождений; проект экономичной «уборки» космического мусора и столь же экономичных подводных производств.

Раскрывать подробности этих проектов руководители творческой лаборатории – заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» СФУ, кандидат технических наук Анатолий Козлов и педагог школы, почетный работник сферы молодежной политики России Татьяна Погребная – пока не считают возможным. Авторство за идеями еще не закреплено, а значит, коммерчески ценные мысли школьников могут вполне стать бесплатной основой для чьих-то планов. А вот про таинственно звучащую «систему устойчивого мышления» — высшую форму инновационного мышления — рассказывают открыто. Эта система – педагогическая и по закону не подлежит патентованию, авторство на нее защищается публикациями, которые уже сделаны.

На основе этой системы десятиклассница школы № 10 Александра Шулежко разрабатывает идею совершенствования «устойчивого города», делая его не только экологически безопасным, но и не подверженным ураганам, наводнениям, землетрясениям. Такой город отапливается теплом Земли (температура ядра нашей планеты около 6 тысяч градусов), при наводнениях всплывает, как корабль, при ураганах прячется под землю, от землетрясений его защищают специальные «подушки». А вот как именно это можно сделать при современном (а не через века) уровне научно-технического развития — это ноу-хау для патентования. Идея родилась после трагических событий на Дальнем Востоке.

О социальной сфере устойчивого города рассказывает в своем проекте одноклассница Александры Екатерина Хиновкер:

– Это такой город, который не только устойчиво существует, но и устойчиво развивается. Чтобы создать его, необходимо сформировать у жителей особое мышление, которое ориентировано прежде всего на улучшение всего окружающего. Сейчас я рассматриваю образование в разрезе формирования устойчивого мышления и перехожу к медицине. Мой проект – это, по сути, обобщение работы секции «Теория решения изобретательских задач» в школе за последние десять лет, и он демонстрирует, насколько универсальным может быть применение принципов ТРИЗ в жизни.

ОТРИЗвить ребенка

Именно ТРИЗ обязаны школьники своими успехами. Теория решения изобретательских задач была создана российским ученым Генрихом Альтшуллером в середине прошлого века, в Красноярске осваивать ее начали в 70-х, и через некоторое время городская школа № 10 уже использовала принципы ТРИЗ.

Теория эта позволяет учить детей видеть проблемы и мыслить противоречиями, а главное – путями их преодоления – говорит Татьяна Погребная. – Некоторые ведь убеждены, что в современном мире уже незачем заниматься изобретательством – давно уже все придумано и освоено. Но это не так! Когда-то молодому Альберту Эйнштейну тоже советовали не заниматься физикой, так как «в ней уже все создано». Человек рожден для того, чтобы изобретательно мыслить. Ведь умение замечать проблемы и находить пути их решения, а не элементарное «следуй за мной и изучай изученное» развивает не только профессиональные качества, но главное – личность в человеке.

Система ТРИЗ рассчитана на всех детей, а не только на тех, кого принято называть особо одаренными. Татьяна Владимировна ответственно заявляет: развить изобретателя можно в любом ребенке, независимо от его школьных оценок и поведения.

– Иной раз учителя говорят – ну куда вы набираете этих троечников? Что они смогут придумать-то? Они формул понять не могут… А дети приходят к нам, и у них открывается такая генерация! Обычный ученик средних способностей Илья Журавлев с проектом усовершенствованных лыж занял второе место на Всероссийской выставке НТТМ среди студенческих работ! Поступил на сложнейший технический факультет СФУ и сегодня успешно занимается наукой. Поэтому мы никому не отказываем, принимаем всех и в любом возрасте. Я детям всегда говорю – у вас такие же возможности, как и у молодого Билла Гейтса, нужно только правильно их использовать.

Анатолий Козлов подтверждает – ни один выпускник «лаборатории изобретателей» 10-й школы не остался на обочине жизни. Не все, конечно, посвятили свою жизнь науке, но абсолютно все благодаря ТРИЗ открыли для себя главный секрет успешного человека – умение решать проблемы.

Катя Хиновкер в решении проблем медицины видит смысл своей жизни:

– Анестезиология, хирургия – в этих сферах непочатый край нерешенных задач, – говорит Екатерина. – Нужно искать способы уменьшения вредного воздействия наркоза на человека, уменьшать травматичность хирургических операций… Это очень сложные проблемы, и вместе с ТРИЗ нужны медицинские знания, чтобы их решить, поэтому нужно учиться дальше…

Идеи и деньги

– В обществе есть стереотип: если школа, то обязательно бедная, – делится своими мыслями Татьяна Владимировна. – Но ведь школы обладают огромным богатством – мозгами! И школа может зарабатывать деньги – получать патенты, внедрять рацпредложения и тиражировать изобретения.

– Мы готовы отдать в массовое производство свою «защитную систему спортсмена», это изобретение придумывалось специально к сочинской Олимпиаде как подарок нашего города универсиады-2019 олимпийскому Сочи, – говорит Анатолий Козлов. – Мы хотели показать, что молодежь способна поддержать спорт и таким вот образом. Но пока разработка еще на стадии проекта. В системе школьного образования нет такого звена, которое помогало бы нам доводить идеи до реализации. А самостоятельно заниматься этим мы не можем – нужны время, силы, специальные знания и немалые средства.

…Впереди у тризовцев сотни пока не решенных проблем и тысячи идей. Татьяна Погребная и Анатолий Козлов работают не покладая рук. Ведь, по утверждениям психологов, прирожденную способность к творческому, неординарному мышлению человек утрачивает к 18 годам. А значит, нужно успеть развить гения в ребенке, пока он еще школьник. Иначе кто будет двигать нашу науку?..

Вдохновляющие истории

Однажды 17-летний американец Райан Паттерсон заметил в McDonald’s несколько слабослышащих детей, которые никак не могли объясниться с официантом. Подростку пришла в голову идея создать электронный переводчик с языка жестов. Устройство представляет собой специальную перчатку с датчиками – оно распознает жесты и переводит их в буквы, выводя текст на экран компьютера.

Девятилетний Крис Хаас обмакнул руки в краску и наложил их на баскетбольный мяч. Так он хотел объяснить сверстникам, как нужно правильно держать мяч, чтобы попасть в корзину. Отец мальчика продал идею компании, выпускающей спортивное оборудование, и вот уже больше десяти лет по всему миру продаются такие мячи. А на деньги, вырученные от продажи идеи, Крис, его сестра и брат получили образование в колледже и помогли многим благотворительным организациям.

В возрасте 11 лет Фрэнк Эпперсон случайно забыл зимой на улице стаканчик с соком и палочкой для размешивания. Через несколько часов он держал в руках фруктовое мороженое на палочке. Через полтора десятка лет Фрэнк запатентовал свое детское изобретение и стал торговать замороженным лимонадом.

В России дети разрабатывают не меньше, а гораздо больше сильных изобретательских идей. Но пока что, к сожалению, не созданы возможности для их внедрения.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт
Без рубрики
29 марта 2024
Спортивный дух горняков
Сибирская угольная энергетическая компания – один из крупнейших производителей угля и энергии в России. Как социально ответственное предприятие, СУЭК заинтересована