Огонь, батарея! Когда реформа ЖКХ дойдет до управляющих компаний?

Огонь, батарея! Когда реформа ЖКХ дойдет до управляющих компаний?

Миллиарды на модернизацию

Парадокс ли, мистика – но во всех территориях края, где довелось побывать, местные руководители отрасли ЖКХ жаловались на износ основных фондов, называя ровно одну и ту же цифру – 70%. Возникало даже ощущение – сговорились. В самом деле – как можно было ставить на одну доску относительно благополучный Красноярск и, например, Заозерный, где люди устанавливали в квартирах буржуйки – потому что старая котельная разваливалась прямо на глазах? Однако многочисленные аварии на коммунальных объектах, настоящие крики о помощи от населения, чуть ли не ежедневные порывы ржавых коммуникаций говорили сами за себя – отрасль надо спасать, и спасать срочно. Сказались десятилетия «недо» – недоремонтов, недовложений, недофинансирования.

Разгребать эти авгиевы конюшни власти начали в начале нулевых. Первое время латали дыры там, где ситуация была совсем из рук вон. Потом понемногу приступили к плановым ремонтам. Затем – к капитальным, строительству принципиально новых объектов, по самым современным технологиям. Иными словами, сейчас речь идет уже о поступательном развитии всех систем жизнеобеспечения – которые в наших сибирских условиях являются таковыми в буквальном смысле слова.

Несколько лет в регионе действует программа модернизации и реформирования ЖКХ. В 2010 году с ее помощью новые котельные были построены в Балахте, Ужуре, Шушенском. В 2011-м – в Ванаваре. Продолжается она и нынче: на подготовку жилищно-коммунального хозяйства региона к предстоящей зиме выделяют больше 10 миллиардов рублей. Например, в этом сезоне возводят четыре теплоузла общей мощностью почти 70 мегаватт – в Заозерном, Дзержинском, Краснотуранске и Миндерле. Будут заменены 106 километров обветшавших тепловых сетей и почти 110 – водопроводных. За счет краевой казны покупают 47 автономных передвижных дизель-генераторов – их потом передадут в районы, чтобы в случае ЧС быстро «подцепить» к источникам энергии жилые дома, школы, детские сады, больницы.

Иными словами, в крае создана надежная система, которая позволяет качественно проходить отопительный период. От авралов и аварий мы перешли к спокойной, планомерной работе. Однако все эти рассуждения останутся для людей пустым звуком, если зимой в квартирах будет холодно. Усилия по наведению порядка в сфере ЖКХ человек привык оценивать через свою конкретную батарею.

Кто там шагает правой?

Где же проходит граница между зонами ответственности властей и коммунальщиков? До недавних пор вопросы стоимости и объема жилищно-коммунальных услуг были для нас настоящей «тайной комнатой». Управляющие компании с завидной регулярностью повышали плату за «содержание и ремонт жилого фонда», обгоняя в своих «хотелках» уровень инфляции. Многим жителям края при взгляде на осыпающуюся штукатурку в подъездах и текущие крыши оставалось только чесать в затылках и – кому – безропотно платить, кому – строчить бесконечные жалобы в местные администрации и на телевидение. Потребовалось прямое вмешательство главы края, чтобы УК наконец-то раскрыли информацию о своей деятельности. В расчетных квитанциях всех управляющих компаний появился подробный перечень оказываемых услуг, их объема и стоимости.

Нам важно было создать единую систему четких и прозрачных отношений между управляющими компаниями и жильцами. Раскрывая информацию об услугах жилищно-коммунального комплекса, мы даем возможность людям управлять собственным жильем, своими расходами, влиять на качество работы управляющих компаний, – говорит губернатор Лев Кузнецов.

Итак, задача власти – сформировать прозрачные для потребителей стандарты услуг ЖКХ и разработать их правовую основу. Задача коммунальных структур – добросовестно отрабатывать каждый уплаченный красноярцами рубль. Как это происходит на практике, сразу же показал рейтинг УК Красноярска, размещенный на официальном городском сайте. Коммунальные предприятия самой большой компании – «Жилфонда» (она обслуживает почти 80 процентов многоквартирных домов столицы края) не попали даже в первую десятку табели о рангах. Помимо долгов перед энергетиками, «Жилфонд» накопил изрядное количество жалоб, критических обращений населения на неудовлетворительное качество обслуживания, выполнение текущего и капитального ремонтов.

Когда начинаешь разбираться с жалобами, тут же сталкиваешься с тем, что управляющие компании как хотят, так и управляют собственностью жильцов. Как они выбраны – непонятно, отчеты об их деятельности толком не представлены. Собрания собственников либо не проводятся совсем, либо с нарушениями Жилищного кодекса, – анализирует запросы граждан депутат Красноярского горсовета Андрей Селезнев.

Масла в огонь подливают данные правоохранительных органов: в 2011 году в Красноярском крае возбуждены десятки уголовных дел на коммунальщиков по поводу хищения бюджетных средств. Фактически ни одна поездка Льва Кузнецова в территории не обходится без претензий и ругани населения на коммунальный беспредел.

Либо мерзнуть, либо действовать

Управляющие компании – зона персональной ответственности глав территорий. Собирайте сходы граждан, приходите лично и с фактами на руках объясняйте, что эта управляющая компания создана жуликами, что деньги, которые люди честно перечислили на коммунальные платежи, были использованы не по назначению. Пусть создают новые управляющие компании. Берите их под жесткий контроль с самого начала, – требует губернатор.

Безусловно, коммунальную реформу тормозит и пассивность самих жильцов. Многие до сих пор не понимают, что их собственность распространяется не только на квартиру, но и на подъезд, весь дом. Государство, безусловно, должно контролировать качество жилищных и коммунальных услуг: как через надзорные органы, так и через муниципалитеты. Но это трудно сделать без активного участия людей, которые видят, насколько качественно обслуживается дом управляющей организацией, как в нем ведется ремонт, благоустройство, подготовка к зиме.

Словом, нужно объединяться. Осенью во всех многоквартирных домах планируется создание домовых советов для того, чтобы жильцы могли оперативно и коллективно реагировать на все проблемы, возникающие во время работы с управляющими компаниями. Эта здравая инициатива опять поступила к нам «сверху». И она может благополучно заглохнуть, если мы по-прежнему будем рассуждать масштабами только собственных квадратных метров.

Депутат ЗС края Владимир СЕДОВ

Все семь управляющих компаний, являющихся дочерними предприятиями «Жилфонда», закончили 2010 и 2011 годы с убытками, регулярно привлекают кредитные средства, а долг «Жилфонда» перед ТГК-13 превысил 1,6 миллиарда рублей. Учитывая постоянный рост тарифов, 95-процентную собираемость платежей с населения и далеко не образцовое качество услуг, финансовые проблемы «Жилфонда» вызывают недоумение. Я не понимаю, куда уходят деньги красноярцев. Качество услуг «Жилфонда» таково, что вряд ли потребители будут лить слезы по поводу кончины жилищно-коммунального монстра.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории
Без рубрики
19 апреля 2024
Тепло родному городу
В краевом центре стартовала весенняя ремонтная кампания: СГК приступила к выполнению намеченного плана по ремонту, реконструкции и строительству городских тепломагистралей.
Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о