Пчелы дают правильный мед… ...если жизнь на пасеке совсем не сладкая

Пчелы дают правильный мед… ...если жизнь на пасеке совсем не сладкая

После Медового Спаса у пчеловодов наступает самая горячая пора. Нужно откачивать мед из ульев, готовиться к зимовке. А любители целебного лакомства могут смело покупать мед свежего урожая с проверенных пасек.

Там, где пашни были

пасека ШаховыхОт Красноярска на пасеку в таежную глушь ехать не более часа. До деревни Тертеж Манского района ведет асфальтовая дорога, въезжаешь и чувствуешь запустение. Раньше в деревне был крупный совхоз, сейчас ритм жизни в Тертеже напоминает больше дачный. Бывшие пашни зарастают травой и березами. Семья Шаховых искала как раз такое место для переезда из Минусинска. Поближе к городу, где живет семья сына, и подальше от производства, в том числе сельскохозяйственного. А заросшие поля – идеальное место для пасеки. Сегодня владыками тертежских просторов стала пчелиная армия. Полевые травы и перелески – полосатым трудоголикам тут раздолье.

Сергей Шахов стал пчеловодом еще в Минусинске – искал себе занятие, чтобы не скучать на пенсии. В Манский район приехал с парочкой ульев. Сейчас у него больше ста пчелиных семей, дело идет в гору.

Вот все шутят: если ли жизнь после пенсии? А после перенесенного инфаркта? Получается, что есть и еще лучше, чем была, если найти себе дело по душе. Пчеловодство мы открывали как Америку. Профаны были полные. Ничего про него не знали. Учились по книжкам. Три улья купили – родственники помогли деньгами. С тех пор прошло больше 10 лет. Пчеловодством и родня увлеклась – приехали к нам в Тертеж с Мотыгино, дом строят. Скоро пасека вдвое больше станет!

Пасека ШаховыхВ Тертеже не одна семья занимается пчеловодством. Сама природа располагает к сладкому бизнесу. Галина Шахова, супруга Сергея Михайловича, рассказывает:

– Места наши Журавлиный лог называются. Малины море. Настоящее сибирское разнотравье: от мать-и-мачехи, клевера, кипрея до разных ягод. Все в меду присутствует. Белоголовник дает сильный аромат. Донник – очень целебная трава. Донниковый мед все покупатели спрашивают, он ценится высоко. Но здесь он плохо растет, нужно сеять.

Травы-медоносы, как и пчелы, тоже требуют внимания. Семья Шаховых закупила 1,5 центнера семян в Новосибирске, в отделении академии сельхознаук. Везли поездом, как говорится, на себе. Дикорастущие травы могут из года в год по-разному цвести. Если нужен гарантированный результат – надо засеивать поля медоносами.

Шахов ИванВсех работников на пасеке – три человека. Родители и старший сын. Младший Иван омогает в свободное время, так как трудится в Красноярске. Он юрист по образованию. Семейное дело оформил на свое имя, стал индивидуальным предпринимателем. Вместе с родителями делит все тяготы малого бизнеса:

– Без помощи управления сельского хозяйства администрации Манского района мы не смогли бы основать пасеку. Для льготного кредита нам обеспечили поручительство, поверили в нас. С помощью администрации и землю в аренду взяли. Не так просто хорошую землю взять. Вроде бы пустой участок стоит, а хозяин у него есть. Только на то, чтобы найти его и договориться, годы уходят. Мы взяли в аренду 46 га. Теперь будем сеять, обрабатывать землю. В общем, благодарны району за поддержку.

Отец Ивана, Сергей Шахов, добавляет:

– Чтобы пчеловодом стать, нужно пять лет минимум заниматься. К тому времени можно и пасеку большую получить. Я уже почти 10 лет занимаюсь, помогаю стать пчеловодом всем, кто ко мне обращается, продаю пчелиные семьи. Ко мне теперь отовсюду приезжают за пчелами. Знают, что пасека организована по всем правилам. Заманиваю я людей в пчеловодство. Нам коллеги нужны, чтобы помогать друг другу.

В каком ухе жужжит?

Сладкой жизнь на пасеке точно не назовешь. Иван Шахов говорит: когда рамки из улья вынимаешь – полторы сотни жал впиваются. Среднерусские пчелы – они самые злые. Если захотят укусить, ничто их не остановит. Зато работают хорошо, зиму не боятся, спокойно ее переживают в омшанике. Устройство пасеки – нехитрое: палатка, где отстаивается только что откачанный мед, вагончик для ночевки и ряды ульев. Еще собака живет. Правда, с пасеки Шаховых она убежала, сорвалась с привязи. Видимо, медведь близко ходил, мед искал.

Пасека ШаховыхЧтобы развивать пасеку, Шаховы взяли кредит на покупку ульев, строительство омшаника. Еще «Ниву» приобрели. Больше 500 тысяч получилось. Срок – пять лет плюс субсидия на проценты. Условия вполне подъемные. Улей стоит в среднем 10 тысяч. С одной семьи до шести новых семей можно создать. Если повезет с погодой, за первый год начинающий пчеловод может окупить часть своих первоначальных затрат.

Но случаются и убыточные сезоны. Сибирское лето короткое, а бывает еще и дождливым. Тогда пчела нарабатывает мед только себе на зимовку. Шаховы однажды ни одного грамма на продажу не выкачали. Такое бывает. Затяжные дожди полностью смыли нектар с цветов.

Осложняют жизнь пчеловодам-труженикам не укусы и жужжание и даже не проценты по кредитам. 150 рублей – цена килограмма фальсифицированного меда. С такими цифрами трудно конкурировать. Настоящий мед с пасеки стоит не меньше 700 рублей. За сезон выходит не более 30 кг с одного улья, если бизнесмен жалеет своих пчел и не оставляет их умирать с голоду. Хотя бывают и такие предприниматели, говорит Сергей Шахов:

– Мы ничего не добавляем в мед, чтобы увеличить объем. И пчел не обездоливаем, даем им возможность жить дальше. А недобросовестные пчеловоды выкачивают из семьи весь мед и губят пчел. На следующий год покупают новых. Нам такая бизнес-политика не подходит совершенно. Пчел губить ради прибыли мы не станем. Если каждый год уничтожать семьи, то никакой пасеки не будет. Это не пчеловодство – варварство. Тупиковый путь.

За годы работы Шаховы наработали своих покупателей. Люди берут то, что знают. Звонят, спрашивают, ищут. На Медовый Спас семья пчеловодов приехала со своим сладким продуктом в храм села Шалинское. Батюшка освятил мед. Часть его по традиции пожертвовали церкви. А другую часть увезли домой. Теперь можно добавлять освященный золотой нектар по ложечке во все меда.

Пока пасека развивается как личное подсобное хозяйство. Но в скором времени придется выходить на серьезный производственный уровень – расширяться, покупать технику и платить налоги в полном объеме. Поэтому сын Шаховых Иван внимательно следит за всеми грантами, краевыми программами поддержки.

От Китая до Алтая

Шахов Виталий Пчеловоды предупреждают красноярцев: покупайте мед грамотно. Сейчас выбор богат. Знаменит алтайский, башкирский мед. Но под известной маркой может скрываться китайский товар. Поднебесная – мировой лидер сладкой индустрии. Безобиден для здоровья, но не для кошелька «цыганский» мед, то есть сахарный сироп. Также продается не совсем натуральный мед, полученный в результате переработки пчелами не естественного нектара, а сахарного сиропа. В такой продукт добавляют экстракты лечебных трав и витаминов. Выглядит все эффектно, рекламируется как «экспрессный лекарственно-витаминный мед». Не назовешь медом и коктейли, к которым в целях снижения себестоимости подмешивают сахарин, крахмальную патоку, картофельную, кукурузную муку, мел.

Сергей Шахов уверен, что жители края должны больше знать о местных пасеках, где производят качественный продукт:

– Мед «сибирское разнотравье» – один из самых лучших. На медовые ярмарки приезжают десятки производителей из разных регионов страны. Люди подчас не знают, как и что выбрать. Конечно, небольшие пасеки теряются на фоне крупных бизнесменов. У них своя схема. Как правило, крупная фирма просто скупает мед у всех подряд. На ярмарке порой и не встретишь самих пчеловодов. Кругом перекупщики. Спрашиваешь, а где ваша пасека? Отвечают, что пасеки у них везде…

Еще несколько советов покупателям от пчеловодов. На каждый продукт есть документы о качестве и безопасности. Неплохо их почитать. И помните, что свежий мед продается только в августе. А мы слышим рекламу свежего меда круглый год. Нам просто продают прошлогодний. Полезно кушать мед именно нового урожая. Можно приехать прямо на пасеку. И своими глазами посмотреть, откуда и как качают мед. В любом случае на здоровье экономить не советуем.

ЦИФРЫ

Если в 2001–2005 годах в среднем сбор меда в Красноярском крае составлял 1 422 тонны в год, то в 2006–2010 годах – всего 752 тонны.

Доля России на мировом рынке меда – около 450 тонн. Всего в мире производится около 1,4 млн тонн меда, из них экспортируется около 400 тыс. тонн. На Китай приходится примерно пятая часть мирового производства. Далее следуют США, Аргентина, Турция, Мексика, Украина, Индия. Сверхнизкие цены на китайский мед наносят сильный удар по производителям всех стран.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт