Петрович поможет Как отставной полковник осуществляет смычку города с деревней

Петрович поможет Как отставной полковник осуществляет смычку города с деревней

Михаил Михайлович ПЕТРОВИЧ, уроженец села Стретенка Нижнеингашского района, полковник милиции в отставке, перечисляет:

– Подарил трем детским садам три игровых уголка стоимостью по 70 тысяч рублей каждый, детскому приюту – телевизор и приставку «Триколор». Дальше… В поселке Глинном после пожара в мае 2014 года пострадало шесть семей, сгорели постройки, я оказал помощь, 150 тысяч, по просьбе главы района. В прошлом году помог нашим ребятам, которые занимаются регби, съездить в Москву, на чемпионат мира. И еще…

Перечислять он может долго, и упомянутое – лишь невеликая часть того, что Петрович сделал для своей малой родины. Но интересно – только к концу разговора начинаешь понимать: полковник не хвастается, и никакие это не «акции», просто такая суть у человека.

Земляки

Биография у Петровича в общем-то обычная для тех времен, когда крестьянские дети дослуживались не только до полковников, но и до куда более крупных величин: окончив школу в 69-м году, работал на строительстве Красноярской ГЭС, в милицию пошел после армии по комсомольской путевке и за 36 лет службы прошел путь от рядового милиционера до заместителя начальника Сибирского УВД на транспорте. Выйдя на пенсию, нашел новое применение своей энергии и организаторским способностям – а того и другого, судя по всему, у него в избытке. На родине и сейчас помнят, как он практически с нуля создал отделение транспортной милиции, построил административное здание, спортзал, дома для сотрудников, которым, кстати, вместе с начальником пришлось работать на весьма беспокойном направлении – вдоль путей почти сплошь зоны…

Так вот, энергию он направил, простите за пафос, на процветание своей Стретенки в частности, и района вообще. В родном селе построил новый мемориал землякам, не вернувшимся с войны, часовню, асфальтировал дороги, оборудовал две палаты для ветеранов войны и тружеников тыла в местной ЦРБ… Сам Петрович этого не проговаривает, но, живя в городе, по сути, он остался деревенским – если понимать под деревней сообщество людей, в котором все если не родственники, то уж точно друг друга знают, а слова «земляк», «односельчанин», «наш» имеют реальный вес и диктуют нормы поведения – в отличие от большого города, где нормой считается не знать соседей по лестничной площадке. Деревня с ее выносливостью и практической жилкой прекрасно понимает, что земляк – не просто ностальгическая фигура, а жизненный капитал: тебе помогали – ты помоги. В апреле 2008 года эта простая мораль получила организованную форму – по инициативе главы района Петра Малышкина было создано Нижнеингашское землячество в Красноярске, а Михаил Михайлович там председатель совета. Теперь в организации состоит более 120 человек, но главное – каких.

– Мои земляки – знаменитости, – с гордостью говорит Петрович. – Иван Павлович Артюхов, ректор медуниверситета, – наш, ингашский, Виталий Григорьевич Гунбин – бывший начальник краевой налоговой инспекции, Анатолий Иванович Таюрский – академик, Лидия Алексеевна Соловьева – бывший главный врач краевой детской больницы, муж и жена Слепневы – Павел Исаевич замначальника госпиталя ветеранов войн, Галина Зиновьевна – начальник отдела в краевом минздраве…

А что вообще заставило объединиться?

– Ну понимаете… это люди, которые и в районе были инициативными, работали в райкоме партии, в райисполкоме, в финансовых структурах. А объединились, чтобы помогать друг другу, землякам. Ведь разные вопросы бывают. Вот уезжает молодежь наша в вузы поступать – почему не помочь? Потом оканчивают – куда идти работать? Мы собираемся советом, и я предлагаю: вот девочка или мальчик окончили, давайте поможем устроиться, что ему с дипломом попусту бегать? Оказываем большую помощь тем, кому нужна операция, лечение или что-то еще.

– У землячества общая касса?

– Нет, не касса, а спонсоры. У меня есть друзья, которые занимаются бизнесом, возглавляют предприятия. К примеру, нужна реабилитация после операции. Я обращаюсь: Петя-Ваня, помоги, человек в преклонном возрасте, надо купить путевку.

– Спонсоры тоже нижнеингашские?

– В основном просто мои друзья. Хотя есть и ингашские. Генеральный директор «Сибсервиса» Леонид Николаевич Ковель – мой друг и земляк, председатель краевой федерации регби, в сборной СССР играл, двукратный чемпион страны. Игорь Валерьянович Максимов, который возглавляет строительно-транспортную компанию. Еще есть люди…

Часовня

Михаил Михайлович Петрович на открытии часовниВ самом имени Стретенки есть лишняя буква «т», которую вставили в разгар атеистической эпохи, чтобы не напоминало о празднике Сретенья Господня, в честь которого было названо село. Печальная судьба сложилась и у местного храма, возведенного еще в 1909 году купцом Никитиным. Сначала сделали из него зернохранилище, затем – клуб, а потом вовсе разобрали, перевезли в другую деревню и построили дом на две квартиры. В свое время отец Петровича, председатель колхоза, потом сельсовета, пытался спасти храм, вернее, то, что от него осталось, – не смог. Петрович-сын все поправил.

– Когда Александр Викторович Усс построил церковь в своей Новгородке – а наши села рядом, наши отцы с войны в один день пришли и оба возглавляли колхозы, и с Александром Викторовичем мы с детства дружим… Так вот, проезжал я через Новгородку, увидел и решил – хоть часовню, а построю. Попросил директора «Желдорпроекта», он мой друг, найти проект, и он нашел, потом приехал на это место с главой района и священниками, канским и нижнеингашским, они освятили место. Есть такая фирма «Стройинвест», там у меня тоже друг, они заказали сруб из калиброванного леса. Я все проплатил, построили – и 27 сентября, на Воздвижение 2008 года, освятили часовню в честь святого Архистратига Михаила и чуда его в Хонех. Народу было – тьма! Сейчас там постоянно есть женщина, которая за всем следит, а на все православные праздники приезжает священник из нижнеингашского храма, который я тоже помогал строить – пиломатериалом и финансово.

– Так все-таки решили строить, потому что сами веруете, или не хотелось от друга детства отстать?

– Нет, не так… У меня родители похоронены на кладбище в Стретенке. На Родительский день или на Троицу, приезжая туда, садимся мы, родственники, – а у меня там их очень много – за общий стол поминать, и слышу я, как одна бабушка, в то время было ей лет 90, говорит: «Была бы церковь, свечку бы поставила, а так я своему деду только на могилке и ставлю». Я этот разговор услышал, сказал родственникам: может, хотя бы часовню построить? И все меня в один голос поддержали. А как построишь? Время такое – колхоз разваливается, денег нет, с людей собрать нечего. Ну и я этот вопрос решил.

– Кто-то помог?

– Да, друзья, спонсоры, ну и мои личные деньги. Жена у меня верующий человек, и когда я сказал: «Лида, есть у нас двести тысяч, давай мы их на часовню потратим, первоначальный взнос сделаем», – она сразу согласилась.

Возвращать долги

В 2013 году Нижнеингашский район присвоил Михаилу Михайловичу звание «Человек года».

– Ощущаете, что люди вам благодарны?

– Конечно. С большим уважением ко мне относятся. Понимаете, у нас семья такая – отца очень уважали. Он на фронте был разведчиком, воевал под Сталинградом и Курском, Победу встретил в Праге. Он и родился 9 мая, в 1924 году, поэтому мы сразу два праздника отмечали. Все ветераны после митинга собирались в нашем доме на веранде, она у нас большая, мама стол накрывала… Она 40 лет проработала в школе учителем русского языка и литературы, и нас у нее было шестеро, четыре брата и две сестры. Так нас воспитывали: если у тебя что-то есть – поделись. Даже если ломоть хлеба – кусочек отломи и дай человеку, который в нем нуждается. Люди с фронта приходили, заводили семьи, но зарплату до 65-го года не платили, работали за трудодни. А мама с отцом – он тогда председателем сельсовета был – получали деньги каждый месяц, и если нам что-то из одежды покупали, то помогали и другим. Это не от избытка – я ведь в Дивногорск работать не от хорошей жизни поехал. Помню, июль, сенокос, мать с отцом приходят домой с косами меня проводить, а я стою с рюкзаком, там трусы, майка, щетка, зубной порошок и в кармане 12 рублей, последние деньги в доме.

Поначалу брать на работу Петровича не хотели, потому как несовершеннолетний, но был там земляк, друг отца, он и помог устроиться учеником каменщика. Начав зарабатывать, сам помогал брату и сестре – они студенты, стипендии копеечные, – и все это считалось нормой, поскольку как же выжить человеку без тех, кого называют «свои», «наши»? Петрович и сейчас так живет – собирается вот строить в селе стадион…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции