Приятные впечатления об отдыхе остаются далеко не у всех туристов. Причины могут быть разные: не устроил номер отеля, неожиданно испортилась погода… Но для тысяч россиян, которые мечтали сменить серые будни на яркие и насыщенные впечатлениями дни в экзотической стране, подобные поводы для недовольства покажутся сущей мелочью. Потому что они, отдав полную сумму за тур, никуда так и не улетели. В разных городах регистрируются все новые и новые случаи мошенничеств в сфере туризма. Увы, Красноярск не стал исключением.
В нечестной борьбе за клиента…
Один из самых недавних случаев произошел с клиентами компании «Авентура-Трэвел». Туристы, которые отправлялись в Таиланд, Китай, Египет, не обнаружили себя в списках пассажиров авиакомпании. Предъявить претензии было некому – офис агентства оказался закрыт. Увы, истории с таким финалом повторяются в Красноярске все чаще…
Эксперты не видят в этом ничего удивительного: на данный момент в городе насчитывается около 550 организаций, оказывающих туристические услуги. Конкуренция ощутима. У надежных фирм, которые работают по 10 лет и более, есть постоянные клиенты. Но вот свежеиспеченным агентствам, чтобы удержаться на рынке, приходится существенно снижать цены. Чем это чревато, поясняет начальник отделения Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД России по Красноярскому краю Алексей Красноперов:
– По договору, который заключает оператор с агентством, наценка может составлять до 14 % от стоимости тура. – Эта разница и есть доход туристической компании. Но в условиях жесткой конкуренции руководство может принять решение снизить наценку – она составит всего 7,5 или даже 2 %. При таких условиях объема прибыли, необходимого для нормальной работы – аренды офиса, выплаты заработной платы, заказа рекламных услуг, – просто недостаточно. Что тогда говорить о ситуациях, когда поток туристов резко падает? Нередки случаи, когда сотрудники компании сознательно идут на риск, пытаясь заработать на курсе доллара. Они не перечисляют средства за путевку оператору, ожидая благоприятных изменений. К примеру, если за тур было заплачено 200 тысяч рублей, не исключено, что при понижении курса отдать придется, к примеру, всего 196 тысяч рублей. Однако изменения на валютном рынке малопредсказуемы: доллар может и вырасти. В таком случае вместо 200 тысяч рублей оператору необходимо перечислить 210 тысяч.
Финита ля комедия
Но не только эти «досадные недоразумения» могут стать причиной «прорехи» в бюджете туристического агентства. Зачастую его руководство имеет «побочный» бизнес в виде парикмахерской или рекламного агентства – а они также время от времени требуют наличных для развития. Или, наконец, совсем банальный вариант – нет побочного бизнеса, а долги у собственника фирмы имеются, и немалые.
К сожалению, примеров, когда красноярцы, лелеющие мечту побывать на море или полюбоваться достопримечательностями экзотических стран, оплачивают вместо путевки… банковские кредиты руководителей турагентств, более чем достаточно.
– Не так давно по статье «мошенничество» был осужден руководитель агентства «Марта-тур», – рассказывает Алексей Красноперов. – Он направлял средства туристов на погашение своих ипотечных кредитов. Потратил таким образом более миллиона рублей и получил реальный срок – 3 года 6 месяцев колонии общего режима.
Несложно понять схему, по которой работают неблагонадежные туристические компании: по сути это самая обычная пирамида.
– Сейчас распространено раннее бронирование, и клиент, который запланировал отдых на Новый год, оплачивает его в сентябре, совершенно не догадываясь, что его деньги пошли на иные цели, – поясняет Алексей Красноперов. Порой они даже не поступают оператору. Приходят другие туристы, вносят очередные средства, за счет которых могут быть оплачены туры тех, кто обратился до них. Так происходит до тех пор, пока количество клиентов позволяет компании пользоваться такой схемой. Но как только их становится меньше, начинаются сложности с деньгами. Кто-то может предать дело огласке – обратиться в СМИ. И тогда компания терпит «финансовое фиаско».
Что скрывают горячие туры
Пострадавших от мошенников туристов могут быть сотни, следовательно, и суммы, которые необходимо вернуть, доходят до нескольких миллионов. По законодательству за возмещением ущерба можно обратиться в суд. Или в правоохранительные органы. И вот когда речь заходит о возмещении ущерба, выясняется: взять с руководителя агентства просто нечего. По закону уставной капитал турфирмы может равняться скромной сумме в 10–20 тысяч рублей, а имущество – ограничиваться столом и компьютером…
Руководители компаний, которые давно работают на рынке, уверены – в банкротстве многие агентства виноваты сами.
– Турагентства, руководители которых не имеют профильного образования, не могут грамотно просчитывать свои возможности, – говорит Татьяна Нечахина, руководитель туристической фирмы «Енисей-Тур». – Открывая несколько офисов в Красноярске и в городах края, они не задумываются, что минимум три года нужно вкладывать средства в развитие. И только наработав свою базу постоянных туристов, воспитав грамотных менеджеров, можно ждать отдачи от туристического бизнеса. Все затраты будут напрасны, если в погоне за туристами агентство будет тратить 80 % прибыли на скидки. Неудивительно, что наступает время, когда не хватает средств для расчета даже с туроператором за тех клиентов, которые уже вылетают, а также внести средства за последующие забронированные туры. Чтобы не потерять деньги, клиенты должны быть внимательны. Если турагент предлагает путевки по цене более низкой, чем у туроператоров, – это должно насторожить. Спецпредложения возможны только в низкий сезон. Нужно также помнить: надежные туроператоры имеют финансовую гарантию и зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров.
Доверяй, но проверяй
Меры предосторожности никогда не будут лишними. Когда в руки мошенников попадают честно заработанные тысячи – это как минимум обидно. Что же тогда говорить о чувствах тех, для кого поездка за границу вовсе не была очередной увеселительной прогулкой?
Среди клиентов «Авентура-Трэвел» была семья с двумя детьми, страдающими астмой. В их случае отложить запланированное путешествие было просто невозможно. Им пришлось вновь искать деньги, чтобы оплатить аналогичный тур еще раз…
А некоторые из клиентов печально известного «авантюрного» агентства, наверное, вообще потеряли последний шанс побывать за границей: сотрудники УЭБиПК рассказали о пенсионерке, которая собирала средства на Таиланд не один месяц, – ей очень хотелось хотя бы раз в жизни отправиться на «настоящий отдых».
Количество таких грустных историй за несколько последних лет исчисляется не одной сотней… И ведь планы туристов нарушили не природные или финансовые катаклизмы, которые сложно предугадать и почти невозможно предотвратить, а элементарные жадность и чувство безнаказанности владельцев тех агентств, куда они обращались.
Как обезопасить себя от мошенников в сфере туризма?
1. Желательно выбрать организацию, которая уже давно существует на рынке и официально зарегистрирована – нужно обратить внимание на наличие ИНН. Перед тем как заключить договор, необходимо почитать отзывы в Интернете на многочисленных сайтах – к примеру, «Правдатур».
2. Немаловажным показателем прозрачности намерений турагентств является наличие квалификационных наград со стороны операторов: как правило, это грамоты и письменные благодарности за добросовестную работу.
3. При оплате путевки необходимо получить три документа: приходно-кассовый ордер, чек и договор на оказание туристической услуги, где должны быть четко прописаны даты вылета и прилета, а также указан трансфер – те транспортные средства, которые будут задействованы.
4. Необходимо проследить за перечислением средств на счет туроператора. Для этого нелишним будет уточнить прямо в офисе: когда поступят деньги? Через какое-то время можно даже позвонить оператору или в авиакомпанию, чтобы уточнить наличие брони именно на ваше имя.
5. Не нужно стесняться задавать все интересующие вопросы турагентству и демонстрировать свою правовую грамотность: сотрудники в большинстве случаев опасаются «кидать» осведомленных клиентов.