Под колесами истории

жизненные пути в один миг меняли направление

Под колесами истории жизненные пути в один миг меняли направление

«Убедительно прошу вас при назначении меня на поселение учесть мою профессию, я драматический артист, работаю 17 лет, – на желтоватой бумаге четкий ровный почерк, текст сквозит отчаянием сильного человека. – Снимался в ряде звуковых фильмов, работал в театрах Москвы, Ленинграда. Прошу дать мне возможность работать как артисту в каком-либо театре Красноярского края. Убежден, что окажусь полезным актером и человеком. Георгий Жженов».

Жизненные пути

В архиве Главного управления МВД по краю, как и в любом другом хранилище, – ряды полок, папки, папки, папки. Но это не просто листы бумаги, сшитые в дела, – это судьбы людей, попавших под колеса нашей истории. Жизненные пути, в один миг сменившие направление и теперь вплетенные в историю Красноярского края. Врачи, учителя, художники, композиторы, артисты, философы – аристократия, белая кость, как сейчас сказали бы – звезды. Все они в одно мгновение превратились во «врагов отечества», статья 58 Уголовного кодекса РСФСР. Все это – тоже наша история, открытая с шумом в 90-х и теперь медленно погружающаяся в небытие как тема «позорная и немодная».

На территории края в советское время находилось больше 20 лагерей ГУЛАГа, крупнейшим из которых был Норильлаг – созданный для строительства промышленного гиганта в 1935-м и закрытый в 1956-м. После его упразднения документация была передана в архив МВД.

Умному – достаточно

Дела тех, кто освободился из лагеря, уничтожались сразу после выхода человека на волю – остались только учетные карточки. Например, Льва Гумилева, который для простых заключенных лагеря был просто зэком, участвовавшим в заполярных конкурсах поэзии. В Норильск философ прибыл в 1939-м и до своего освобождения в 1943-м успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике, техником-геологом, лаборантом-химиком. Если человек погибал, его дело сохранялось. И теперь мы имеем возможность узнать, как работала машина репрессий.

Но в нашем регионе были не только «сидельцы», но и «поселенцы». Их наблюдательные дела также хранятся у нас: в них нет протоколов допросов, свидетельских показаний, все содержится в уголовных делах. В наблюдательном – биография, опись имущества, справки, прошения, данные о том, как отмечался поднадзорный по месту высылки, обязательства не покидать место поселения. Скупой канцелярский язык, который лучше учебника рассказывает нам о событиях того периода. Как говорили древние, умному – достаточно: после нескольких часов в архиве начинаешь отчетливо понимать дух того времени.

Гастроли по лагерям

Архив МВД«Проводила антисоветскую агитацию, высказывала клевету на ВКП(б) и советское правительство, на политику советской власти и условия жизни трудящихся в Советском Союзе», – обвинительное заключение набрано на печатной машинке, в нем описывается «деятельность» той самой Анны Книпер-Тимиревой, последней любви Колчака. Мало кто знает, что это большое чувство стало причиной ее хронических «гастролей» по лагерям и поселениям. В 1920-м – два года за связь с адмиралом Колчаком. 1925-й – три года за связь с иностранцами и белыми офицерами. 1950-й – ссылка на поселение за антисоветскую деятельность, освобождена в 1954-м. Эта «социально-опасная личность за связи с контрреволюционным элементом» была по профессии работником театра, зав. бутафорией. Показателен в наблюдательном деле ответ на письмо, в котором Анна Васильевна просит разрешить ей приехать из Енисейского района в Красноярск – для того чтобы участвовать в оформлении краеведческого музея.

«Сообщите устно председателю артели, что ссыльной-поселенке А. В. Книпер-Тимиревой выезд в г. Красноярск в краеведческий музей для составления эскиза «Уголок природы» – разрешить не можем», – читаем в ее личном деле. В чем причина такого отказа? В том, чтобы ограничить свободу не только личности, но и свободу творчества людей, которые в этих обстоятельствах хотели быть полезны обществу.

За какие грехи?

Георгий Жженов, оказавшийся «врагом народа» и в первый раз арестованный из-за того, что в 1938-м пообщался в поезде с иностранцем, написал не одно прошение об изменении вида работ. В другом, уже менее сдержанном, читаем:

«Гражданин начальник! При определении места жительства для поселенца вы обычно считаетесь с профессией поселенца. Почему в условиях поселения я оказался в одном положении с поселенцами, не имеющими никакой квалификации? Почему? За какие грехи?»

Прошение было услышано – с 1949-го по 1953-й Георгий Степанович играл в Норильском Заполярном театре драмы, где лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса Театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх). Говорят, это время было золотым веком Заполярного театра.

«Наследник из Калькутты»

Еще один заключенный Норильлага знаменит полудетективной историей с приключенческим романом. Роберт Штильмарк работал топографом на знаменитой стройке № 503 («мертвая» железная дорога до Игарки, которая так и не была построена) – осужден за «контрреволюционную агитацию». Там Роберта, известного журналиста, приметил бригадир-зэк, которому очень хотелось выслужиться перед начальством. А для этого нужно было написать роман – исторический и приключенческий, что и должен был сделать Штильмарк. Так в холодной лагерной бане на листках почтовой бумаги за 14 месяцев родился блистательный приключенческий роман «Наследник из Калькутты», который должен был выйти под двумя фамилиями – самого автора и его покровителя. Идея бригадира не увенчалась успехом – роман желаемого действия не возымел, он был издан под фамилией автора в 1958 году и несколько раз переиздавался. Автор так и не убрал из текста абзац, в котором было зашифровано послание о соавторе: «лжеписатель, вор, плагиатор».

Письма приходили мешками

Архив МВДПеречислять известных людей, разделивших судьбу с простыми гражданами, имена которых нам ни о чем не говорят, можно долго: это и Ариадна Эфрон, жена Буденного, пианист Ананий Шварцбург, геолог Николай Урванцев, составивший карту архипелага Северная Земля, Григорий Колюсский, который, отбывая наказание в Норильске, изобрел вакцину от цинги, дядя Александра Ширвиндта, под руководством которого был составлен Исправительный кодекс РСФСР (и по нему он же отбывал наказание); отец Савелия Крамарова, в его деле содержится справка о рождении сына. Александр Крамаров покончил жизнь самоубийством в ссылке в Туруханске в 1951-м, когда его сыну было уже 17. Каждая история, содержащаяся в тоненьких папках, достойна своего романа. И уж точно достойна того, чтобы о ней помнили. Сохранить эту память могут только родственники – посторонним людям доступ к архивным документам закрыт. Но даже близким нельзя, например, их копировать или фотографировать, а уж тем более забрать дело себе. В отделе реабилитации жертв политических репрессий ГУ МВД по краю вспоминают о том ажиотаже, который был после торжественного вручения Георгию Жженову его дела – и только единицы знают, что передали ему копию страниц (и то не всех), настоящей была только «корочка».

Сотрудники отдела – труженики, которые позволяют восстановить то, что можно назвать исторической справедливостью. За все время существования этого структурного подразделения (с 1991 года) было реабилитировано более полумиллиона человек, отбывавших наказание в Красноярском крае. В начале 90-х письма с просьбами о реабилитации приходили мешками: сотрудники отдела буквально жили на работе. Сейчас этот поток иссяк, хотя работа есть всегда – еще не все нашли своих.

НА ЗАМЕТКУ

Узнать о судьбе своих родственников можно, отправив запрос в отдел реабилитации. Вся необходимая информация на сайте в разделе «Информация по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий».

Телефоны для справок: 245-98-14, 245-99-45, 245-98-05 и 245-98-29.

Более подробная информация об этом историческом периоде и его значении для нашего региона – на сайте красноярского отделения общества «Мемориал».

ПОМНИМ

30 октября – День памяти жертв политических репрессий. В этом году традиционно памятные мероприятия пройдут в Культурно-историческом центре. Откроются они в 14:30 выставкой Музея вечной мерзлоты «Лоскутки памяти в полотне истории», продолжатся молебном и небольшим концертом ансамбля «Вольница». Все желающие присоединиться к поминальным мероприятиям могут прийти с фотографиями своих родственников, пострадавших во времена репрессий 30–50-х годов прошлого столетия, и почтить их память. Вход свободный.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности