2017 год объявлен руководством МЧС РФ Годом гражданской обороны – 4 октября исполнится 85 лет со дня создания в России института этой службы. Что сегодня она представляет собой? Кто и как обеспечивает ее работу? На эти и другие вопросы ответил заместитель начальника Управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Михаил ПОНИТКИН.
Научат и объяснят
– Михаил Евгеньевич, читатели нашей газеты – люди в основном советской закалки, они хорошо помнят гражданскую оборону эпохи СССР – к этому вопросу тогда подходили серьезно. Плакаты в школах и на предприятиях (о поражающих факторах ядерного взрыва знал любой школьник), учения, уроки НВП, экскурсии в бомбоубежища – сам, помню, ходил. Нам там показывали и объясняли, как все работает. Рассказывали о средствах индивидуальной защиты и о том, куда бежать, если что-то случится, учили надевать противогаз и т. д. А что сегодня осталось от той, советской системы гражданской обороны?
– Все самое лучшее осталось. И появилось много нового, отвечающего вызовам времени, в котором мы живем. Сегодня гражданская оборона России – это отлаженная и эффективная система, работающая в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия. В соответствии с новой концепцией она призвана защитить население от опасностей не только военного, но и мирного времени. С помощью целого комплекса мероприятий, которые охватывают буквально все сферы нашей жизни.
– Опасности военного времени – понятно. А в мирное время что людям может угрожать?
– Пожары, природные и техногенные катастрофы, аварии на производстве, транспорте, объектах ЖКХ, стихийные бедствия – вот неполный список. Есть еще чрезвычайные ситуации (ЧС) биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии… И отдельный вид ЧС – террористические акты. Массовые беспорядки вроде тех, что были на Украине, – это тоже ЧС. Вот то, от чего призвана защитить население система гражданской обороны.
– А где сегодня учат людей, как спасать себя и других, если случится что-то из вышеперечисленного?
– Сейчас в крае действует единая система подготовки и обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Учеба ведется в разных группах. Первая – должностные лица и специалисты гражданской обороны, руководители предприятий, федеральных структур на территории края, организаций, органов власти всех уровней – от губернатора края и до председателя какого-нибудь далекого сельсовета. Вторая – работающее население и личный состав формирований и служб. И третья группа – неработающее население: пенсионеры, школьники, студенты, инвалиды…
Специалисты по ГО и ЧС, которые есть на каждом крупном предприятии, и руководящий состав обучаются в образовательных организациях системы МЧС. Работающее население – по месту работы, третья группа – по месту жительства.
Актуальные угрозы
– Недавно был на форуме «Антитеррор», видел, как вы работаете со школьниками, там было много интерактивных площадок МЧС, на которых дети занимались с удовольствием.
– И не только там. Еще у нас есть полевой лагерь «Юный спасатель», где работает «школа безопасности». Дети от 9 до 17 лет участвуют там в соревнованиях. Есть сильные команды юных спасателей из разных городов края. Ребята уже многое умеют, владеют информацией, в том числе и по основам ГО. Из таких лагерей они потом возвращаются в свои школы и делятся знаниями со сверстниками. Мальчишкам очень нравится всем этим заниматься – изучать средства защиты, настоящее спасательное снаряжение, оказывать приемы первой помощи и т. д. У них глаза горят… В школах мы проводим открытые уроки ОБЖ. И вообще работаем в тесном взаимодействии с министерством образования края. Приходим в вузы, где тоже читаем лекции, раздаем учебные материалы.
– Михаил Евгеньевич, если говорить об опасностях военного времени, то насколько актуальны сегодня угрозы, которыми нас пугали в годы холодной войны? Ядерные атаки, химическое и бактериологическое оружие? Нам есть чего бояться и к чему готовиться? Эти все угрозы… они не устарели?
– А вы сами-то как думаете?
– Думаю, что все остается в силе. Международная ситуация напряженная, на планете полыхают конфликты с применением оружия, процветает военная риторика. Поднимает голову терроризм… На этом фоне Россия укрепляет свою обороноспособность, гражданскую оборону надо тоже укреплять. Она как ружье, которое когда-нибудь да пригодится, выстрелит и защитит тебя.
– Все правильно понимаете. Угрозы актуальны. Ядерное оружие ведь никто не отменял. Оно существует. А значит, не исключена возможность его применения. То же самое и с химическим. Несмотря на все международные запреты, оно нет-нет да проявится в вооруженных конфликтах, как это было недавно в Сирии. И бактериологическое, я думаю, не стоит сбрасывать со счетов… Мы, сотрудники МЧС, готовы защитить население от этих угроз. Объяснить, как надо действовать в чрезвычайной ситуации, организовать спасение людей…
Вот только с ружьем сравнивать гражданскую оборону я бы не стал. Ружье убивает. А гражданская оборона – защищает. Я бы сравнил ее с огнетушителем в автомобиле. Мы следим, чтоб он постоянно был в боевой готовности. Старый разряжается – выбрасываем его и покупаем новый. Потому что знаем: когда-нибудь пригодится!
– А кроме огнетушителей, какие средства защиты есть в системе гражданской обороны? Я, например, со школы еще помню такие слова: «индивидуальная аптечка», «шприц-тюбик»…
– Все это осталось в арсенале ГО. Вообще средства защиты бывают индивидуальные и коллективные. К первым относятся противогазы, костюмы химзащиты, те самые индивидуальные аптечки, детские защитные камеры. Все, что человек носит с собой.
Коллективные средства защиты – это убежища гражданской обороны, противорадиационные укрытия.
– В каком они состоянии сейчас? Знаю, что в 90-е годы многие убежища мы потеряли…
– Увы, это так. Немало было разграблено, затоплено, разрушено. Но мы их сейчас восстанавливаем – организуем работу местного самоуправления и руководителей организаций, требуем, чтобы убежища ГО были приведены в надлежащее состояние. Если случится беда, есть нормативы, как быстро эти сооружения должны быть готовы к приему людей. Например, на химически опасных объектах они должны быть готовы всегда, там не будет времени на раскачку. Для остальных убежищ допускается время их приведения в готовность до 12 часов. Мы периодически проводим инвентаризацию защитных сооружений вместе с органами власти. И каждый год тех, что пригодны к использованию, становится на 10 процентов больше. Замечу, что все наши стратегические предприятия, работа которых предполагается и в военное время, имеют образцовые убежища. Например, электровагоноремонтный завод. И ряд других.
Ядерное оружие никто не отменял, оно существует. А значит, не исключена возможность его применения. То же самое и с химическим. Сотрудники МЧС готовы защитить население от этих угроз
Из истории ГО: цифры и факты
У истоков гражданской обороны в нашей стране стоял ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите активизировалась в Красноярском крае после того, как Центральный совет ОСОАВИАХИМа ввел в сентябре 1934 года нормативы комплекса «Готов к противохимической обороне», а в 1935 году учредил нагрудный знак – «Готов к ПВХО».
В эти годы в крае было подготовлено около 124 тысяч значкистов «Готов к ПВХО», «Готов к санитарной обороне» и «Будь готов к санитарной обороне». По данным Государственного архива Красноярского края, уже в 1936 году в Красноярске были созданы 93 первичные организации ОСОАВИАХИМа, насчитывающие 8 595 человек, а также 40 200 членов Общества Красного Креста.
Фото пресс-службы ГУ МЧС по Красноярскому краю