Под одну гребенку причесали и детей с нарушениями слуха, и обычных

Под одну гребенку причесали и детей с нарушениями слуха, и обычных

Введение инклюзивного образования негативно сказалось на обучении глухих детей. Из программы исчезли основополагающие дисциплины, позволяющие научить особенного ребенка говорить и понимать окружающий мир. В 2016 году утраченные предметы вернули, но три поколения детей оказались вне коррекции.

Программы-минимум

В Красноярской общеобразовательной школе-интернате № 9 неоднозначно относятся к системе инклюзивного образования. Это хорошо, что правительство уравняло в правах всех детей – и нормальных, и с особенностями здоровья, но возможно ли в обычном классе массовой школы преподать малышу, который ничего не знает о мире звуков, доступные его сверстникам истины?

В Красноярском крае три школы-интерната, специализирующиеся на обучении глухих детей, – в Красноярске, Минусинске и Ачинске. В последние годы количество учеников здесь сокращается. В красноярском образовательном учреждении 113 ребятишек при проектном наполнении 130, в минусинском – 130, хотя рассчитано оно на 280 учеников, недобор и в Ачинске. Это вовсе не означает, что количество новорожденных с патологиями слуха снижается, процент стабилен во все времена. Просто слышащие родители стали чаще отдавать своих глухих детей в общеобразовательные школы. Инклюзия. Хорошо, если в массовом учреждении существуют методики и специалисты для обучения особенных ребятишек, как в красноярской школе № 17. Но чаще учебные заведения «заточены» на образование нормальных ребятишек, и особенностей преподавания детям, которые ничего не слышат, в них не знают.

– Сейчас к нам все чаще дети возвращаются из общеобразовательных школ. Родители понимают, что ребенок «не тянет», – рассказывает директор Красноярской общеобразовательной школы-интерната № 9 (для глухих) Людмила Майорова. – Родители думают, что инклюзия творит чудеса, а получают обратный результат. В этом году к нам из Лесосибирска приехал мальчик – неуспешный, затравленный. В массовой школе он окончил первый класс. Дети не понимали особенностей сверстника, дразнили его, а он отставал от программы.Я за инклюзию, но во второй половине дня – в дополнительном образовании, спортивных соревнованиях. Учиться они должны по своей системе.

Впрочем, в 2013 году школа-интернат для детей с нарушениями слуха потеряла свой статус коррекционной. Ее практически приравняли к обычным школам – сократили количество часов на изучение предметов, усложнили программу, убрали специфические занятия, которые учили глухого слышать. Например, если в массовой школе русский язык преподавали пять часов в неделю, в коррекционной – десять, начальная ступень здесь длилась с первого по шестой класс, а общее образование получали не за 9, а за 12 лет. Особенному ребенку необходимо более глубоко объяснять материал, учить произносить звуки и составлять слова. Глухих детей здесь действительно учат говорить и слышать. Наука доказала, что все люди воспринимают низкие частоты, звуковые волны – слышат телом. Над этим и трудились местные педагоги.

Общая школа – общая программа

Изменение коррекционной программы на общеобразовательную в первую очередь ударило по преподавателям – сократили часы. Чтобы не запускать детей, повышенную нагрузку на себя взяли воспитатели. Они с ребятишками после уроков закрепляют материал.

– Хорошо, что у нас ученики в школе до вечера, – говорит заместитель директора Татьяна Томан. – А если бы уходили домой, как в массовой школе, в 13–14 часов, снова стали бы глухонемыми.

Преподавателю требуется много времени, чтобы ввести в речь особого ребенка большой понятийный словарь. Работа практически индивидуальная – в классе по шесть человек, столы стоят подковой – чтобы дети видели друг друга и преподавателя. Обучение сразу на двух языках – звуковом (с хорошей артикуляцией) и жестовом.

Как-то председатель Красноярского краевого отделения Всероссийского общества глухих Николай Кондратьев пожаловался: не смог решить задачку из учебника для второго класса – помочь попросила сотрудница, у которой ребенок учится в школе для глухих. Настолько усложнилась образовательная программа особенных детей после введения инклюзии.

Нормальному взрослому сложно, не говоря уже о малышах, для которых и понятий, обозначенных в учебнике из мира звуков, не существует. Министерство образования это поняло, с удовлетворением отмечают коррекционные педагоги. С 2016 года Красноярская общеобразовательная школа-интернат № 9 наравне с несколькими подобными учебными заведениями страны стала пилотной площадкой для апробации новой системы обучения. По сути, говорят педагоги, им вернули старую программу коррекции, обкатанную годами. Правда, действует новая система только для сегодняшних первоклассников. Старшие ребята продолжают испытывать на себе все прелести общей программы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что