Портрет фермера в интерьере «Я зарабатываю себе доброе имя в поселке с 1994 года»

Портрет фермера в интерьере «Я зарабатываю себе доброе имя в поселке с 1994 года»

Наше знакомство с фермером из Ачинского района Корюном Арутюняном было поэтапным. Причем на первой фазе – заочным. Знакомство очное вызвало душевный подъем – нет, не перевелись у нас в Сибири настоящие крестьяне!

Как в пору дефицита

Минувшей зимой в одном из магазинов Ачинска я стал свидетелем перепалки двух дам из-за последней баночки какой-то необыкновенной сметаны. «Почему так мало ее привозят? – возмущалась та, которой уже не досталось. – Вот я затеяла торт, а эта арутюняновская сметана – почти готовый крем!» Я попросил баночку – просто посмотреть. На ней значилось: «Глава КФХ Арутюнян Корюн Исраэли. Сметана высокожирная. ГОСТ такой-то. Изготовлена из натуральных питьевых сливок без использования сухого молока». «58 процентов жирности! – подала голос продавщица. – Просили Корюна – сейчас, когда молока поменьше, чем летом, сбавь эту цифру! Сделай сметану пожиже, и всем будет хватать! Нет, говорит, мне планку снижать нельзя. Сколько пообещал вначале, столько и буду держать!»

Удивительно было это слышать, наталкиваясь сплошь да рядом на «сметану» из сухого молока с добавлением технического пальмового масла. А когда в других торговых точках Ачинска попались отличная брынза этого же производства, вкусный сыр-косичка, да еще по вполне демократичным ценам, фамилия Арутюняна запомнилась прочно.

И вот еду к нему в поселок Горный знакомиться очно…

И минута на счету

Стояла золотая солнечная погода. И буквально все семейство Арутюнянов было мобилизовано на подборку и прессование замечательного, не видевшего дождя, а потому особо питательного сена. На «закручивании» рулонов работали и сам Корюн, и его сын-студент, и другие родственники и свойственники. Дело спорилось. Время от времени подруливал КамАЗ с большим прицепом и увозил готовые рулоны на ферму. Глава хозяйства управлялся с техникой на уровне крепкого профессионала.

Выходец из большой и трудолюбивой армянской семьи, он с детства познал цену и упорной работы, и соленого пота, и трудовой копейки. И сына Геворка, пятикурсника филиала СФУ, воспитывает по этому же «сценарию». Минувшим летом отправил его работать рядовым дорожником – «чтобы знал, как деньги достаются». А нынче на полную катушку привлекает к полевым и разным прочим работам. Впрочем, «привлекает» – какое-то неточное слово. Сын сам всегда рад подставить плечо под семейную ношу. Он и за штурвалом трактора не растеряется, и на сыродельном участке, если надо, «косички» из сыра лихо плетет. А доставку продукции в ачинские магазины отец пока вообще на него переложил. И парень справляется.

…Когда возвращались с сенокоса, скотник гнал стадо на вечернюю дойку. Сытые, ухоженные коровы и бычки красно-пестрой породы с достоинством шагали на ферму. А возле коровника высились две изрядные горки рулонов сена прошлогодней заготовки. И эта запасливость у Корюна тоже от родителей.

Шаг за шагом

Возможность побеседовать без спешки появилась только к ночи. И для Арутюняна такой ненормированный рабочий день – норма. Да и в эти часы он то «пробивал» по телефону позарез необходимые запчасти к роторной косилке, к мехграблям, то решал множество других каверзных вопросов. Причем даже при его напоре, связях, знании жизни не всегда удавалось их решить.

Если оставить за скобками эти «жанровые сценки», его рассказ выглядел так:

Семь лет назад я начал работать в молочном животноводстве. В старом, полуразвалившемся птичнике без воды и электричества. Огромного труда, нервов да и немалых денег стоило привести его в более-менее пристойный вид. Но через «не могу» все-таки привел. Попробовал брать бычков на доращивание – и получил убытки. А не сдался! Не умею я сдаваться. Потом закупил 35 голов молодняка. Надои мои коровки давали поначалу небольшие. А повышения продуктивности чудо-рывком не добьешься. Надо неотступно следить за накоплением генетического материала, улучшать породность. Последнее по времени, самое ценное наше приобретение – бычки, купленные в знаменитом ЗАО «Тубинское». Там доят в среднем почти по семь тысяч килограммов от каждой фуражной коровы. Вот вам и прилив новых продуктивных генов. И сейчас от первотелок получаем по четыре тысячи килограммов.

В поисках «капитана гранта»

КоровыСегодня у Арутюняна 118 дойных коров. Общая же численность крупного рогатого скота выросла до 286 голов. Набирают вес 300 с лишним свиней. И хрюшки заведены не просто так, а для того, чтобы выпаивать им сыворотку. Так что под прежними крышами стало совсем тесно. Во весь рост встала проблема реконструкции.

И тут в очередной раз свое слово сказала постоянный куратор и добрый советчик Корюна Светлана Ивановна Цукман. По должности она – главный зоотехник сельхозуправления районной администрации. А по душе – человек, болеющий за то, чтобы аграрная отрасль района обрела как минимум прежний вес.

Почему бы не поучаствовать в конкурсе на получение гранта, объявленном краевым минсельхозом? Убедила фермера. В случае победы полученные по гранту миллионы наметили потратить на реконструкцию откормочной площадки под коровник для молочного стада, оснастить новым оборудованием собственный цех по переработке молока. Бизнес-план Арутюняна стал одним из победителей жесткого отбора.

«Под мое честное слово»

С тех пор прошло немногим более месяца. Вроде не срок для больших свершений. Но вот мы стоим на седом от цемента полу коровника, который возведен как минимум на три четверти. Уже запрятаны в бетон коммуникации, завезены трубы для напольной разводки, ждут монтажа секции транспортера. Скажу честно: я озадачен. Ведь грантовые 8 млн 700 тыс. на счет фермера еще не поступили. Корюн улыбается:

– Я зарабатываю себе доброе имя в поселке, Ачинске и районе с 1994 года. Ни разу никого не «развел», не «кинул». Всегда держал слово, чего бы это мне ни стоило. И многие серьезные люди под мою репутацию и под перспективу получения господдержки дали стеновые конструкции, цемент, трубы и много чего еще. Потому что были во мне уверены.

Не отказал землякам

Объект особой заботы Арутюняна – собственный магазинчик в центре поселка. Здесь по очень щадящим ценам односельчанам продают молоко, брынзу, мясо, произведенные его же хозяйством. Бабушки и дедушки покупают в этой торговой точке отличное молоко по 20 рублей за литр, причем с фермы его привозят уже в таре покупателя. Все остальные – свинину свежего забоя по 150 рублей за кило, брынзу, сыр. С недавних пор стало возможно приобрести в КФХ породистый молодняк крупного рогатого скота.

Дополню, что появилась эта торговая точка по горячей инициативе самих жителей, особенно пенсионеров. Корюн с успехом реализовал все произведенное в Ачинске. Но попросили по-доброму земляки, и не смог он им отказать. Участок под эту стройку выхлопотали у властей сами сельчане. И теперь на месте бывшего пустыря с двухметровой крапивой – симпатичный магазинчик с площадкой из плитки и небольшой скульптурой льва у входа. Казалось бы, идиллия. Но не будем спешить с выводами…

«Да ну тебя с твоей работой»

Мой собеседник – человек деликатный, старающийся не промолвить худого слова даже про своих конкурентов. На резкие фразы он отважился только тогда, когда речь зашла об односельчанах как о резерве рабочей силы.

– Нет такого резерва, дорогой! – с болью говорит Корюн. – В поселке тысяча с лишним народу, а я даже за хорошие деньги не смог найти двух доярок из местных. Не хотят работать! Вожу доярок из Покровки, за 20 километров. Специально выделяю машину, водителя и вижу в этом большой смысл. Почему? Потому, что обе они – люди честные, трезвые, работящие на редкость. Особенно старшая доярка, Валентина Петровна Зотова. Вот мастер с большой буквы! У нее в прошлом месяце одна из коров дала вообще рекордный надой – 43 с лишним литра в сутки!

Да что доярки – механизатора на аркане не затащишь! Перед покосом уламывал одного местного – берись готовить рулоны, будешь зарабатывать по 2–3 тысячи в день. А если и сверх этого сумеешь наработать – до 5–6 тысяч. В день! И ведь не убедил. Да ну, говорит, тебя с твоей ломовой работой. Отвык я от нее. Да и чего это, как дурак, целую неделю буду трезвым ходить?

Сам Арутюнян, человек абсолютно непьющий, искренне недоумевает: что вкусного в техническом спирте, который заполонил сегодняшнюю деревню? И что должно произойти, чтобы наступило протрезвение? А как продолжатель многолетней трудовой династии, не приемлет праздности. И, увы, видит ее во многих своих земляках-сибиряках. На эти горестные вопросы я, увы, не смог ему ответить. Хотя бы потому, что наслушался подобных монологов во многих других градах и весях. Большинство сельчан отвыкло от работы! И заново привыкать не желает. Можно долго спорить о причинах, но факт-то налицо. Пусть любой из моих земляков, за которых и у меня душа болит, докажет обратное. Буду искренне рад…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт