Право быть другими

История одного детского сада

Право быть другими История одного детского сада

Детсад № 16 – это два небольших деревянных корпуса напротив сада Крутовского. Добротный дачный дизайн: лебеди из покрышек, веселенький деревянный забор, цветы и такой ухоженный газон, что, кажется, его ровняли вручную. Садику в этом году исполнится 55 лет – когда-то сюда водили своих детей строители Красноярской ГЭС. С тех пор здесь так и не появилась горячая вода. Но в этом году о садике узнала вся Россия. Он стал лауреатом в номинации «Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику» всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2015». И похоже, не все еще в полной мере поняли, насколько это серьезная заслуга.

Таких детей никуда не брали

– Все началось с того, что у меня появился внук, как говорится, с повышенными потребностями, – объясняет заведующая Зинаида Коленченко. – Ребенку нужен был детский сад – и он ходил ко мне в младшую группу. Когда стало видно, что он не такой, как все, нам дали направление в коррекционный детский сад, куда он проходил всего полгода – потом комиссия его из этого сада вывела.

Активная заведующая узнала в районной поликлинике, сколько таких детей на их участке, и начала искать специалистов. Ее неиссякаемый энтузиазм привлекал людей – так в садике появилась воспитатель Виктория Стеблецова. Вместе создали проект «Инклюзивное образование как явление социальной политики», который победил в конкурсе образовательных инициатив в Москве. Однако, как рассказывает Зинаида Викторовна, особой поддержки после своих успехов они не получили – двигались дальше самостоятельно. Со временем сложилось сотрудничество с коррекционным центром «Радуга». Но самый мощный толчок в развитии сад получил после знакомства с общественным движением «Право на счастье», которое в тот момент выиграло субсидию в региональном конкурсном отборе инновационных услуг на апробацию модели инклюзивного дошкольного образования. Движение проводит обучающие и проектировочные семинары, помогает создавать адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями. Появляются современные развивающие материалы, вместе создана вся необходимая нормативная база. В этом году садик выпустил двух детей с повышенными образовательными потребностями, в группах остались еще несколько ребятишек.

Как говорит председатель общественного движения «Право на счастье» Надежда Болсуновская, на выпускном стало понятно, что работа принесла свои результаты. В том, как ребята выкатывали коляску, помогали друг другу, было видно то, к чему должно стремиться наше общество, – инклюзивная культура. Но этому достижению предшествовал долгий путь.

Нужно работать с родителями

Воспитатели рассказывают: сначала было трудно – в первую очередь эмоционально.

– Без слез не обходилось – мы очень переживали за детей, – делится воспитатель Ирина Боцман. – А сейчас этот момент прошел. Понимаем, что это ребенок – у него свой характер, это личность. Он не может тебе сказать так, как ты привык слышать. Он скажет по-другому. Мы научились терпению. Научились видеть очень маленькие результаты – и радоваться им. Помахал рукой, сказал слово, произнес звук – и, оказывается, это достижение.

Главная задача любого детского сада, который входит в инклюзивное пространство, – кропотливая работа с родителями и детьми. В садике № 16 все начиналось, как говорят воспитатели, точечно. Детей с особыми потребностями приглашали на праздники.

Потом делали общие мероприятия, и наконец – родительское собрание, на котором объявили, что в садике будет открыта инклюзивная группа, где самые разные дети, в том числе с повышенными потребностями, смогут вместе и на равных творить, заниматься, общаться, дружить. Родители поддержали. Просто, как выяснилось потом, у каждого имелась такая история – у друзей, родных, соседей были особые дети.

Ребят приняли и остальные дети – по наблюдениям воспитателей, подтвердилась одна из возрастных особенностей развития: малыши воспринимают другого таким, какой он есть – без ярлыков и предубеждений. Именно поэтому начинать инклюзию нужно в таком возрасте.

Как все устроено

В группе находятся один-три ребенка с повышенными образовательными потребностями. По показаниям с ним есть сопровождающий – мама или тьютор – человек, который индивидуально работает с ребенком по заданию воспитателя, помогает выстраивать коммуникацию с детьми, фиксирует момент усталости или тревоги у ребенка. Каждый малыш с повышенными потребностями учится по своей адаптированной программе, которая составлена в соответствии с рекомендациями комиссии: не все дети должны находиться в саду полный день. Кому-то достаточно приходить на индивидуальные занятия и прогулки, кто-то посещает группу два-три раза в неделю – нет общего рецепта, все очень индивидуально. Не обязательно и постоянное участие в образовательной деятельности вместе со всеми – выстраивается гибкий баланс между участием в групповом процессе и индивидуальными занятиями.

И такой индивидуальный подход – главное достижение инклюзии, которая позволяет развернуть систему и подстроить ее под потребности ребенка без ущерба тем, кто занимается с ним рядом. Многие родители опасаются, что в смешанных группах может пострадать качество получаемых знаний. На самом деле ребенок с особыми потребностями учится вместе со всеми, но по своей программе. Его курирует еще один взрослый – и в принципе ни о каком снижении качества получаемых знаний в такой ситуации речь идти не может. Хотя и не это главное.

– Образование когда-то заканчивается, – высказывает свою позицию воспитатель Татьяна Яценко. – А дальше – жизнь. Мы встречаемся с такими людьми, и если в садике, в школе не научились с ними общаться, не видели, не разговаривали, не знали таких проблем, – не понимаем, как общаться. Наши дети-выпускники, я уверена, в школе не будут тыкать пальцем: для них совместное взаимодействие разных детей – это норма. Они подойдут, поздороваются, если нужно, помогут с коляской. Они уже другие.

Если дети готовы принимать таких ребят, то общество только учится принципам инклюзивной культуры. Еще несколько лет назад «инклюзивный» путали с «эксклюзивным», совсем недавно на районном конкурсе детских талантов предложили сделать специальный смотр коллективов с особыми детьми, а в Интернете разгорелись бурные дискуссии по поводу того, что все дети будут учиться вместе. Страх, который преследует людей, не имеющих опыта общения с тем, кто чем-то отличается, не дает пока увидеть самого важного: по опыту специалистов, от инклюзии получают гораздо больше самые обычные дети. Они видят жизнь по-другому, они понимают, что ценить людей нужно такими, какие они есть, вне зависимости от талантов и возможностей. А в этом и есть самый большой плюс инклюзии.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 января 2026
В Красноярском крае наладят серийный выпуск инновационных лекарств
Соглашение, которое позволит начать производство уникальных препаратов, подписали исполняющий обязанности ректора КрасГМУ Дмитрий Черданцев, директор Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской
Без рубрики
19 января 2026
«Спросите Василия Сурикова»
Появился проект не случайно – в 2026 году исполняется 145 лет картине «Утро стрелецкой казни». Признанный мастер исторической живописи изобразил
Без рубрики
18 января 2026
Ежемесячная надбавка и не только: какие выплаты могут получить россияне «серебряного возраста»
Сегодня пенсионная система включает в себя не только базовую пенсию, но и значительный набор дополнительных выплат, которые могут существенно увеличить
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности