Приз или обуза? Новое – совсем не забытое старое

Приз или обуза? Новое – совсем не забытое старое

Ну что сказать? Обама, Меркель, Кэмерон, Олланд и прочие – все они, конечно, молодцы. Это без иронии: западные лидеры последовательно отстаивают интересы своих государств, какими бы они ни были, и делают это самоотверженно. Самоотверженно, но, увы, неуклюже.

Глядя, как взвинчивается тон западной риторики и как хладнокровно Путин, лидер НАШЕГО государства, отстаивает интересы нашей страны, как глава МИД РФ Лавров железным тоном чеканит ссылки на международные нормы, которые действуют, но от неудобства прячутся Западом под сукно, как Чуркин при ограниченной поддержке Китая ведет дипломатический бой – один против всех – в Совбезе ООН, западных лидеров становится жаль. Поскольку все их неимоверные усилия, вложения, тактики, даже сакральные жертвы Майдана, – все пошло прахом: Крым все равно вошел в состав РФ. И что им теперь с этой своей воинственной риторикой делать? Как объяснить собственным гражданам очередной оглушительный внешнеполитический провал?

mapakrim

Приз?

Россия все эти годы даже не помышляла о том, чтобы «переманивать» Крым. Россия ради сохранения территориальной целостности Крыма и соблюдения условий договора о дружбе с Украиной от 1997 года жертвовала многим – в ущерб гражданам своей страны, к слову: скидки на газ, открытый рынок, аренда базы Черноморского флота (ни много ни мало – более 1 млрд долл. в год). Россия никогда не рассматривала Крым как «приз», за который можно повоевать, – это доказывают все предыдущие годы. Но Запад пошел в наступление: ультиматум Украине по евроинтеграции, организация и поддержка Майдана, «благословение» фашиствующим группировкам на захват власти, информационная война против легитимных украинских властей (Россия все это время, напомню, подчеркнуто молчит – вплоть до момента, когда полилась кровь и началась операция по физическому уничтожению действующего президента Украины).

Дальше – разграбление военных складов, захваты и пытки, согласование решений

Рады и состава правительства с давно уже не мирным Майданом, выход на передний план экстремистского «Правого сектора». Всё – под коллективное дирижирование и открытое поощрение со стороны западных сил. Но даже здесь Россия не вмешалась. Однако поднялась сама Украина – ее восточная и юго-восточная часть. В ответ на угрозы так называемой Верховной рады Россия усилила группировку в Крыму (договор о дислокации флота позволяет наращивать группировку войск до 25 тысяч военнослужащих), что окончательно сорвало Запад с катушек.

Глядя на то, как развивается ситуация, восток Украины задумался, небезопасно ли ему оставаться в такой стране. Где снайперы безнаказанно стреляют в толпу, где запрещают родной язык, где фашисты угрожают прийти к ним в дом, а самопровозглашенной власти нет до этого дела? Дальше всех пошли Крым и Севастополь: они заявили об отделении от Украины и попросили Россию включить их в состав Федерации.

крым в цифрах

Договор от 1997 года о дружбе, гарантирующий взаимную поддержку, заключался между народами России и Украины – в лице глав государств. Внимание, это важно: народы выбрали глав государств, действующих от их имени. Что происходит на Украине теперь? Власть захватывается мимо народа, при поддержке Запада и нескольких десятков тысяч радикалов. Без выборов. Без референдумов. Силой. С этого момента власть не может представлять народ – у нее нет на это мандата. Она представляет кого угодно, но только не народ. Что остается России в рамках договора 1997 года? Работать с народом, с которым она договаривалась, напрямую – в целом или по частям, как уж этот народ организуется. Как узнать, чего именно хотел бы народ? Через референдум. Крым такой референдум провел, выразил волю, Россия ей последовала. Бросьте в меня камень, если полагаете, что это не соответствует духу договора 1997 года.

Обуза?

Все дипломатические доводы – и Косово, и односторонние агрессии США, и венецианский, шотландский, каталонский референдумы, – все это оставим за скобками, об этом было сказано не единожды. Сосредоточимся на настоящем моменте. Есть опасение, что Крым для России – скорее обуза, чем приобретение. Обсудим.

Во-первых, сама постановка вопроса настораживает. Дети, престарелые родители, младшие братья – обуза или приобретение?

Во-вторых, Крым – идеальный военный форпост, выступающий в Черное море и позволяющий контролировать большую часть его акватории. Это фактически наша морская юго-западная крепость, наш плацдарм.

В-третьих, сельское хозяйство, потенциал которого, учитывая климат, трудно переоценить.

В-четвертых, еще одно свойство крымской географии: на полуострове, окруженном морем, сложился уникальный микроклимат, на чем еще в досоветские времена процветал курортный бизнес. Про «Артек» уже и не говорю.

В-пятых, об этом пока мало говорится, но в Крымском шельфе, судя по всему, залегают существенные запасы нефти.

В-шестых, Крым не разорен, подобно Южной Осетии и Абхазии: там не было войны, и восстанавливать там, по сути, нечего.

В-седьмых, два с лишним миллиона человек, которые расположены к России и готовы защищать ее интересы сильнее, чем иные жители ее «континентальной» части.

Тем не менее речь ведется о миллиардных вложениях, и это требует пояснения.

Во-первых, очевидно, что России потребуется наладить транспортную инфраструктуру с Крымом: сухопутного соприкосновения у нас нет, значит, нужны морские пути, авиасообщение и автомобильный мост через Керченский пролив – это, конечно, удовольствие недешевое, но, очевидно, совершенно необходимое.

Во-вторых, потребуется перевести энергетическую систему Крыма в автономный режим, обособить ее от энергетической системы Украины – там будут ставиться палки в колеса.

В-третьих, интенсифицировать развитие альтернативных нефте- и газопроводов: Украина вряд ли останется надежным транзитером, чтобы надежно исполнять энергетические договоры со странами ЕС, нужны независимые пути для энергоресурсов.

В-четвертых, придется (и, строго говоря, это давно было в планах) перевооружить и переоснастить Черноморский флот.

Есть еще несколько статей расходов поскромнее, но таких же необходимых. Думается, это разумная цена за восстановление исторической, человеческой и какой угодно еще справедливости.

Порядок принятия

Как это будет происходить? 18 марта Путин подписал с крымскими властями межгосударственный договор, в котором констатируется предложение Крыма и согласие России на объединение. Дальше – ратификация в Федеральном собрании. Дальше – выдача жителям Крыма российских паспортов, постепенный переход на расчеты только в рублях, приведение законодательства Республики Крым в соответствие с законодательством России, переоформление миллионов документов о собственности, наименованиях и прочем. Весь этот сложнейший процесс предполагается завершить в течение двух лет переходного периода, до 1 января 2016 года.

Ну и по итогу – добро пожаловать в Россию, Крым!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но