Присоединяйтесь к нам:
20 Сентября
04:13 
исправленный1.png

      

       разместить  

Прогулка по космосу

Ее можно совершить в Красноярской астрономической школе


Прогулка по космосу

– Представим техногенную цивилизацию, обитающую на Титане, при условии, что тот находится в одной астрономической единице от Солнца… Какое у них будет представление о Вселенной, как они будут определять время? – Сергей Бутаков, руководитель Красноярской астрономической школы, доцент Красноярского государственного педагогического университета, кандидат технических наук, диктует это условие задачи школьникам. Так начинается первый день астрошколы на Куртаке.

Дождаться ясного неба

Куртак – обычная база в Новоселовском районе с почти идеальным небом для наблюдений. В хорошую погоду на противоположном берегу Красноярского моря можно рассмотреть место падения метеорита «Палласово железо», найденного в XVIII веке. Именно с этого осколка небесного тела и началось изучение метеоритов.

На Куртаке собралось около трех десятков участников. Кто-то приехал в первый раз. А кто-то – как молодой учитель физики школы № 10 Красноярска, преподаватель Сибирского государственного университета науки и технологий Константин Стеганцов – уже в седьмой:

– Впервые побывал здесь после окончания второго курса вуза, с тех пор езжу постоянно и еще ни разу не пожалел об этом. Я смог посмотреть две соседние галактики, все планеты Солнечной системы, двойные звезды, пообщаться с настоящими учеными… Несколько лет назад здесь, на Куртаке, встречались с профессором из Чилийской обсерватории. Он рассказывал нам о своей работе в обсерваториях всего мира – это было очень интересно…

Но даже без приглашенных гостей программа у ребят такая, что скучать не приходится. Ее главная часть – практические задания, наблюдения.

Как обустроить Марс

– Когда я начал вести астрономию для студентов КГПУ, отметил, что образовательный стандарт прописывает еще и наблюдательную практику, – вспоминает об истории создания школы ее руководитель Сергей Бутаков. – К сожалению, в Красноярске это делать почти невозможно – Енисей парит, высотки, засветка. Ректор КГПУ предложил базу вуза на Куртаке и попросил привлекать дополнительно еще и школьников, чтобы они получили хоть какие-то знания по астрономии. Потом подключились вузы, и сразу же установилась традиция – набирать очень разношерстную компанию: школьников и учителей, студентов и преподавателей, ученых-астрономов. Первоначальная цель – наблюдательная практика для студентов-физиков КГПУ – значительно расширилась. Школьникам, которые участвуют в олимпиадах российского уровня, наши занятия очень помогают. Ведь от ребят требуется умение ориентироваться на небе, работать с телескопами – без этого призовых мест не займешь.

Кроме практических занятий в Астрошколе проходят лекции в традиционном формате.

– Среди спутников много известных – «рабочих лошадок», есть элементы орбит, но есть те, чья деятельность не афишируется, – секретные, – рассказывает собравшимся Сергей Гурьянов, методист центра образования «Перспектива» Зеленогорска, член Российской ассоциации учителей астрономии. Его лекция посвящена теме любительских наблюдений за искусственными спутниками Земли.

Директор обсерватории Сибирского государственного университета науки и технологий Сергей Веселков приехал, чтобы рассказать ребятам о колонизации планет. Почему эта тема становится актуальной? По оценкам ученых, задач, которые можно было решить экспансией в космос, немало. И одна из них – проблема с дефицитом невозобновляемых полезных ископаемых.

– Сейчас говорится о том, что нужно заняться терраформированием Марса, то есть попытаться изменить климатические условия планеты, – говорит Сергей Веселков, – сделать ее пригодной для обитания. Конечно, это потребует массу усилий. Есть идеи даже постараться скорректировать орбиты нескольких комет, которые состоят в том числе из кусков льда – пусть не очень чистого, и направить их на Марс. Ученые предполагают, что в результате множества мощных ударов на поверхности планеты образуются парниковые газы, которые «разогреют» ее и растопят имеющийся лед. Правда, остается еще множество вопросов, в том числе связанных с радиацией. Но кто знает, может, именно из этих ребят из Сибири, так внимательно вглядывающихся в слайды на лекции, вырастут крупные ученые. Те, кто предложит уникальное решение, которое полностью перевернет современные подходы к терраформированию планет? А потенциал есть. В этом году победителем Всероссийской олимпиады по астрономии стал ученик зеленогорского лицея Евгений Чернацкий.

– Увлекся астрономией в центре дополнительного образования, – говорит он. Хочу на астрономическое отделение вуза пойти: даже если что-то и не будет получаться – всегда можно «сменить направление», ведь физика, математика – это смежные области. У нас ребята относятся к введению нового предмета по-разному: кто-то равнодушно, кто-то радуется, но тех, у кого негативное отношение, – нет.

НА ЗАМЕТКУ

Уроки онлайн

В Петербургском президентском лицее решили усовершенствовать систему преподавания астрономии и записали электронную версию курса. Его читает Владимир Сурдин – кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга. Присоединиться к изучению астрономии могут все желающие на сайте www.lektorium.tv.

Уберечь от метеорита

С нового учебного года в школу вернули астрономию. Специалисты считают, что это выводит отечественное образование на более высокий уровень.

– Решение очень своевременное – давно было заметно, что студенты к нам приходят все менее подготовленные, – отмечает Сергей Веселков, директор обсерватории. – Если преподавание окажется на хорошем уровне, будет учитываться взаимосвязь наук – к университету человек будет уже подготовлен. А сейчас начинаем с азов, по сути, восполняя те знания, которые учащийся не получил в средней школе.

Для многих ребят астрошкола – единственный шанс заняться наблюдениями на профессиональном уровне. Жаль только, что количество мест ограничено. Научиться настраивать телескоп, собственными глазами видеть далекие миры – от такой перспективы многие бы не отказались. И темы, которые изучают в школе, могут заинтересовать любого участника, даже самого далекого от науки. Это и звезды, и космология – представление о Вселенной в целом, и планеты, и астероидно-кометная опасность.

В конце курса участники готовят проект – ответ на поставленное задание. К примеру, какой бы могла быть Вселенная, если бы известные параметры были бы иные? Как уберечь Землю от крупного метеорита, изменяя траекторию его падения?

– В этом году темой у нас стала элементарная астрономия, – говорит Сергей Бутаков. – Но элементарная – это не значит простая… Есть еще и практические занятия – мы вместе собираем телескопы, настраиваем, учим заниматься астрофотографией, объясняя, как сделать фото даже без наличия специального оборудования. Можно фотографировать восход Луны… Или Сатурн – он сейчас очень низко над горизонтом, Юпитер. И если последний мы увидим как небольшой диск, то Луна предстанет во всей красе – с кратерами, горами и долинами… А вообще, прикоснуться хоть к кванту света, который падает от звезды далекой галактики… даже одна мысль уже меняет мировоззрение, и ты начинаешь по-другому относиться к природе и к тому, что окружает тебя на Земле.

Фото: Сергей Гурьянов

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика