Путь нефти Нефть в России больше, чем просто ресурс. Это кровь и логика экономики. А еще нефтяная отрасль – это площадка, где идеологемы модернизации обретают зримые очертания практики.

Путь нефти Нефть в России больше, чем просто ресурс. Это кровь и логика экономики. А еще нефтяная отрасль – это площадка, где идеологемы модернизации обретают зримые очертания практики.

Наверное, каждый российский журналист хотя бы раз оперировал понятиями «нефтяные доллары», «нефтяная игла». Но буквально единицы видели сложнейший производственный процесс, так называемый путь нефти, воочию. Участники пресс-тура, организованного компанией «Газпром нефть», смогли погрузиться в нефтяную тематику до той предельной глубины, до которой может дойти человек, по сути не сведущий. Во всяком случае, журналистам открылась логистика технологической цепочки – от скважины до производства бензина, сопровождаемая подробными объяснениями профессионалов.

Пункт № 1. Левобережная часть ЮЛТ Приобского месторождения, куст № 44

На кунге нас довезли до зимника на Иртыше. Дальше пешком. Зимник подтаял, и было решено прогуляться с полкилометра. В целях безопасности. Непривычное для красноярца зрелище: замерзшая степная речка, наличие которой можно угадать лишь по «припаркованной» барже и небольшому причалу. После бодро парящего в зимний воздух мускулистого Енисея даже как-то странно на это смотреть.

– Приобскому с трубой повезло, – рассказывает наш гид Игорь Зуевский, заместитель начальника управления добычи «Газпромнефть-Хантос», – поскольку в ХМАО работают несколько месторождений до точки врезки чуть больше сотни километров.
Пустой кунг благополучно перебрался на другой берег и повез нас дальше, на куст № 44 Приобского месторождения.

– Есть у Приобья свои минусы – болотистая почва, в частности, – продолжил разъяснительную беседу Зуевский. – Все объекты – дороги, строения, сами буровые площадки – расположены на искусственных насыпях. На многие буровые летом иначе как на вертолете и не добраться. Кроме того, проницаемость пластов очень низкая, а глубина залегания, напротив, высокая.

Совокупность этих факторов отрицательно сказывается на себестоимости конечного продукта. Что же заставляет предприятие привлекать самых ведущих специалистов крупных международных компаний, применять самые современные технологии и материалы? Показатель эффективности. Он у Газпрома один из лучших в отрасли. Достигается это использованием, например, попутного газа для выработки электроэнергии и прочих нужд месторождения. Или применением сложнейших технологий гидроразрыва пластов (ГРП). В скважину под огромным давлением в 700 атмосфер с помощью мощных насосных станций закачивается вода (или специальный гель), которая разрывает нефтеносный пласт. Для поддержания получившейся трещины в открытом состоянии используется клин из проппанта – специально обработанного кварцевого песка. После проведения ГРП дебит (отдача) скважины резко возрастает. Соответственно, возрастает и рентабельность.

Модернизация в головах (интерлюдия)

Огромных блестящих черных, как в кино, нефтяных озер здесь не увидишь. По трубам из скважины на свет Божий электрическими насосами поднимается «сырая» сверстница динозавров. Набранная в бутылку выглядит она как бурая пена – это смесь черного золота с водой и газами – метаном, пропаном и другими легкими фракциями. Воды в приобском «запахе вечности» около 25 %. Перед отправкой на УПН (установка подготовки нефти) из «сырой» жидкости тут же на кусте выделяют бОльшую часть воды. Эту техническую воду закачивают обратно под землю, для поддержания необходимого давления нефтеносного слоя.
Площадка 44-го куста выглядит образцовой. Заметно, что современные технологии нефтяники Газпрома применяют не только внутри, но и снаружи. Трубы, буровые вышки, вагончики подсобных помещений, накопительные резервуары и даже складированные на открытом воздухе разнообразные приспособления – все находится в идеальном порядке. Насколько это можно представить в столь удаленном от цивилизации месте. Говорят, что окрестные деревни возникли в сталинские времена и жили здесь обосновавшиеся на берегах каторжане. По доброй воле здесь никто никогда не селился.

Пункт № 2. Установка подготовки нефти (УПН)

Далее наша экспедиция снова пересекла перемерзшую речку. Солнце к полудню разыгралось не на шутку. Дороги развезло буквально в течение часа. Вот тебе и Сибирь.
Мы едем знакомиться с методами очистки и перекачки нефти.
Перед тем как поставить нефть в трубу, ей необходимо придать товарный вид
– окончательно очистить от воды, газов и примесей, нагреть до кондиции, выстоять в огромных резервуарах заданное время – вся технология выверена и расписана. Нам же остается прослушать 10-минутный инструктаж по технике безопасности, расписаться в журнале и надеть белые каски с логотипом. К слову, самый короткий, но верный по сути инструктаж декларировал наш комбат в бытность мою солдатом-срочником. «Не суйте пальцы туда, куда собака хвост не сует, сынки!» – зычный голос комбата отражало эхо промерзлых казарм. В УПН инструктаж был более подробным – нам запрещалось курить вне положенных мест, нажимать кнопки любого цвета, не только красного, крутить краны, ну и… про пальцы я уже сказал выше.

– Попутный нефтяной газ, отделяемый в сепараторах, в данный момент сжигается. Вот тот факел поярче – это первая очистка. Тот, который дымит, – вторая. В скором будущем мы собираемся использовать побочный газ для выработки электроэнергии на нужды месторождения, – поясняет Азамат Фаизов, начальник цеха подготовки и перекачки нефти (ЦППН). – Привычных для нефтяников факелов не будет.
Начальник цеха привел нас на диспетчерский пульт, оборудованный новым программным обеспечением по супервайзерскому контролю добычи и подготовки нефти. Каждую трубу, насос и датчик можно проконтролировать на экране компьютера.

Пункт № 3. Газотурбинная электростанция (ГТЭС)

Заместитель начальника ГТЭС уже ждал нас на проходной. Признаюсь, электростанция, работающая на самолетных турбинах, произвела на меня неизгладимое впечатление.
– Запустили первую очередь станции буквально в декабре. Компания придает большое значение строительству генерирующих мощностей, которые позволяют существенно снижать расходы на энергоснабжение производственных объектов, а значит, уменьшать себестоимость добычи нефти, – рассказывает Михаил Кувалдин, заместитель начальника станции.
Руководитель не без удовольствия показал нам сверкающий чистотой новенький турбинный цех. Блестящие турбины можно лицезреть сквозь иллюминаторы в блоках. Удивляет полное отсутствие видимых выбросов в атмосферу. Гордость станции – компьютеризированный диспетчерский пульт.
– Строительство ГТЭС под ключ осуществляла производственно-инжиниринговая компания «Искра-Энергетика». Генеральным проектировщиком выступило ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», – удовлетворяет мое любопытство Кувалдин. – Основные энергоблоки ЭГЭС-12С мощностью в 12 МВт, спроектированные НПО «Искра», выполнены на базе газовой турбины ГТУ-12ПГ пермского завода. В настоящее время компания «Искра-Энергетика» ведет строительство второй очереди, ввод которой планируется в декабре текущего года. Мощность ГТЭС при этом увеличится до 96 МВт и с запасом покроет потребности технологической площадки Приобского месторождения: кустовые насосные станции (КНС) для закачки воды в пласт и внутрипромысловой перекачки нефти (ДНС), буровые установки, вспомогательные производственные объекты.

Пункт № 4. Омский нефтеперерабатывающий завод

Далее нас ждал перелет в город Омск с посещением НПЗ – одного из крупнейших производителей бензина в Восточной Сибири. Параллельно с товарной нефтью, которая в объеме 300 куб. м в час перемещалась по пути, вслед за нами. Навскидку, за два с половиной часа нашего перелета на турбовинтовом ATR-42 в Омск поступило 750 «кубов» будущего топлива.
Омский НПЗ – крупный завод не только по российским меркам, но и по мировым стандартам. Площадь предприятия 13 кв. км. Маленький город в городе. Внутри свои дороги, автобусы и даже аналог ГАИ. Конечно же, режим промбезопасности (и просто безопасности) строго соблюдается. Мы преодолели три КПП по дороге внутрь святая святых для каждого автолюбителя – сердце бензинового рая.
Экскурсия удалась. Нас провели по технологическим установкам. Полная аналогия с музеем. Светло, чисто, монументально. Объединенная операторная, Установка каталитического риформинга Л-35/11-1000, комплекс глубокой переработки мазута КТ-1/1, установка гидроочистки Л-24-9, строящаяся установка изомеризации «Изомалк-2», АУТН-2 (автоматическая установка тактового налива) и, наконец, лаборатория технического контроля (ЛТК).

– На «Газпромнефть – ОНПЗ» сформирован один из самых современных технологических процессов в российской нефтепереработке, – не без гордости объяснял заезжим журналистам наш гид Дмитрий Храпов, главный специалист-технолог Управления главного технолога «Газпромнефть – ОНПЗ». – В 2009 году наш НПЗ произвел только автомобильных продуктов 3,6 млн тонн. Доля высокооктановых бензинов превысила 83 %. Значительную долю продукции занимают углеводороды: бензол, параксилол, ортоксилол. Это сырье для химической промышленности и органического синтеза.
У предприятия гигантские планы на среднее будущее. Освоив многомиллиардные инвестиции, завод сможет конкурировать не только с ведущими НПЗ Европы, но и с Соединенными Штатами Америки!
Не забывает руководство нефтеперерабатывающего и об экологии. Разработаны и внедрены стандарты в области охраны окружающей среды, внедрена система экологического мониторинга, включающая контроль над загрязнением подземных вод, промышленных стоков, воздушной среды, отходами производства и потребления. В результате при ежегодном росте производства воздействие ОНПЗ на окружающую среду остается стабильно низким.

Пятый элемент (интерлюдия)

И все-таки производство – это не только технологии, инновации, прибыль. Производство – это люди. Люди с живыми глазами, люди, испытывающие гордость за дело, которому они служат. Проследив путь нефти, мы повстречали настоящих профессионалов, которые полностью отдают себе отчет в том, что создают новую технократическую цивилизацию. Именно здесь понимаешь, что «пятый элемент» Дмитрия Медведева существует и уже действует.

Только цифры

35 млн тонн добыто на месторождениях «Газпромнефть – Хантоса» к февралю этого года.
25,4 тыс. тонн – ежесуточная добыча предприятия.
400 новых скважин введено в эксплуатацию на предприятии «Газпромнефть – Хантос» в 2009 году.
9 343 тыс. тонн нефти планируется извлечь в 2010 году.

Только факты

Строительство Омского НПЗ начато в 1949 году. Уже 5 сентября 1955 года введена в строй первая очередь. Создание в этот период нефтеперерабатывающего завода в центре Западной Сибири было продиктовано необходимостью обеспечения горюче-смазочными материалами развивающегося народного хозяйства страны – Урала, Сибири, Казахстана и других регионов. Изначально Омский НПЗ развивался по топливному варианту, но уже в 60-е годы вырабатывался широкий ассортимент нефтепродуктов: топлив, масел, смазок, началось производство нефтехимической продукции, что дало возможность создать основу для развития крупного нефтехимического комплекса в г. Омске.

Для России черное золото является важным источником валютных поступлений в казну – это более 30 % всей экспортной выручки. Российские нефтяные компании стремятся наращивать производство углеводородного сырья, тем более что недавно начал действовать новый экспортный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, по которому нефть из сибирских месторождений поступает на восток России и оттуда экспортируется в страны АТР. Ресурсной базой для заполнения этой трубы служат месторождения Западной и Восточной Сибири, которые активно развиваются.
Проблема в том, что новые месторождения, большинство из которых были разведаны еще при СССР, требуют гигантских вложений в развитие инфраструктуры. Пока труба не проложена рядом, разрабатывать месторождение нерентабельно, поскольку девать нефть будет некуда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт