Пьянству – бой. Стеклянный Сократит ли новый технический регламент потребление алкоголя?

Пьянству – бой. Стеклянный Сократит ли новый технический регламент потребление алкоголя?

Недавно появился повод в очередной раз поговорить о пагубной привычке отдельных наших сограждан злоупотреблять спиртным. И шире – об экологии. Самого человека и окружающей его среды. С 1 июля 2012 года в России, Беларуси и Казахстане стеклянные бутылки из-под пива больше не будут использовать вторично. Лимонадных это не коснется. Кроме того, слабоалкогольные напитки перестанут разливать в пластиковую тару. Теперь они будут продаваться только в стекле объемом до 350 мл. Таковы условия технического регламента «О безопасности упаковки», принятого комиссией Таможенного союза. В чем-то это разумно – наверное, каждому хоть раз попадались пиво или вода, разлитые в «ребристую» посуду от бытовой химии.

Но скажется ли безопасность упаковки на безопасности содержимого?

Тройной удар

Первое, что можно сказать уверенно: изменится фактура молодежного пьянства. Оно не исчезнет, увы, но может сократиться.

Повысится себестоимость стандартной бутылки пива. Вырастет ее розничная цена. У одних производителей это будет связано с реальными затратами, у других повышение вызовет нежелание отставать. Напиться пивом уже будет выходить не так бюджетно.

Что до так называемых коктейлей, то неясно, смогут ли они и дальше продаваться в банках – это самый популярный сегодня формат. В любом случае, желающим разом употребить больше одного литра этого продукта теперь придется нести целую авоську стеклянных бутылок, а не одну пластиковую. Кого-то, возможно, это остановит.

Другой момент. Если повысится цена на слабый алкоголь, то возрастет  популярность дешевой водки. Сейчас ее средняя цена – 150 рублей за пол-литра. Есть и меньше.

Здесь уже вступают в силу показатели чисто медицинские. Прибаутка, что вода не водка – ее много не выпьешь, здесь не работает.

Употребить за вечер пару литров пива сможет и подросток, не говоря о взрослом. Последствия этого относительно безболезненны. Проделать то же самое с сорокаградусным напитком смертельно опасно. Кто-то после пары тяжелых отравлений вообще перестанет пить. А у иного выработается иммунитет.

Можно довольно зло пошутить, что по сравнению со слабоалкогольными суррогатами водка – экологически чистый, полезный для здоровья продукт. Действительно, так называемые коктейли – это не просто спирт, разбавленный газировкой. Каких только «присадок» там нет – и синтетический кофеин, и огромные доли сахара, и красители, и стабилизаторы, и разные тонизирующие вещества. Получается тройной удар по неокрепшему организму. Под него попадают и желудок, и печень с почками, и нервная система (у большинства подростков спазм зрачка – как раз от синтетического кофеина).

Шаг к суррогату

Здесь мы видим положение, выход из которого только один – строжайшая регламентация продажи крепкого алкоголя. Причем к нему стоит относить и коктейли, и крепкие сорта пива. Как в США, где все это продается только в специализированных магазинах.

В противном случае ситуация на рынке алкоголя повторит ту, что была в середине и конце 90-х. Тогда рынок был заполнен поддельной водкой. А свой маленький ликеро-водочный заводик можно было организовать хоть в квартире: развести спирт водой – не пиво сварить.

Если вырастет популярность водки, особенно среди молодых пьяниц, так и будет. А уж если вместе с этим она поднимется в цене… Лично я в такой ситуации не рискну лишний раз испить чего-нибудь крепче кваса.

Можно предположить, что и в крае, и в стране в целом от этого потребление алкоголя станет не более культурным даже, а более ответственным. Увы, Россия слишком медленно идет к пониманию того, что само собой разумеется в других странах. Пить надо меньше, но лучше. Спиртные напитки – не способ изменить сознание, а в первую очередь гастрономический продукт. Для нас же опьянеть – как в кино сходить: способ недорого развлечься.

Кто сегодня крайне осторожен с прогнозами, так это психологи и врачи-наркологи. Они говорят, что отношение к алкоголю индивидуально и зависит не только от особенностей организма и от кошелька. Настрой специалистов, впрочем, нельзя назвать оптимистичным.

– Те, кто уже имеют алкогольную зависимость, – говорит заместитель главного врача краевого наркологического диспансера Татьяна Мясоедова, – абсолютно не волнуются, что в какой таре будет продаваться. Механизмы употребления алкоголя при этом заболевании совершенно не зависят от внешних обстоятельств – цены, доступности, времени продаж. Можно сказать одно: эти люди всегда стараются выбирать напитки покрепче. Для относительно благополучных молодых людей, у которых еще нет алкогольной зависимости, невелика разница, по какой цене покупать спиртное – по 50 или 100 рублей за бутылку.

Конец отрасли

Теперь несколько слов об экологии окружающей среды. Когда вся тара (а не только ее 15 процентов) определяется как стеклобой, остро встает вопрос ее утилизации.

У ряда пивзаводов есть разрешение на вторичное использование тары, действующее до 2015 года. До этого дня доживут и некоторые пункты приема стеклотары. После этого можно будет навсегда проститься с отраслью. Сейчас бутылка сдается по цене до полутора рублей. После окончательного принятия новых правил цена упадет до 20 копеек. Что придет на освободившееся место? Куда денется все стекло?

Пока ответы можно дать только исходя из распространенной в мире практики. Промышленное применение стекла, в которое раньше что-то наливали, весьма широко. Начиная от рециклирования в новые бутылки и заканчивая дорожным строительством. Асфальт с добавлением стеклянной крошки дороже, но крепче. Переработанная бутылка – отличный минеральный утеплитель.

Хорошо бы организовать по европейскому образцу – специальные урны для стекла. Но тогда нужны и для пластика, и для бумаги.

К слову, европейцы хоть и наладили переработку, стараются вместе с тем увеличить вторичный оборот бутылки. В отдельных странах ее можно использовать до 30 раз.

Другой момент – сегодня для некоторых заводов дешевле купить новую бутылку, чем отмывать старую. К тому же тара сегодня не стандартизирована, как раньше.

– Специалисты отдела маркетинга пивоваренных компаний, – рассказывает красноярский маркетолог Александр Непомнющий, – стараются выделить свой продукт из общего ряда не только за счет яркой этикетки, но и при помощи необычной формы бутылки. Дизайн порой самый причудливый, вплоть до выдавленного на стекле логотипа. Естественно, пиво другой марки в такую бутылку уже не зальешь. Когда я работал в компании «Пикра», мойка там была организована основательно. Так что в только «гигиеническую» причину нового технического регламента я не верю. Безусловно, свою выгоду здесь получат и производители бутылок. В первую очередь потому, что у них появится четкое понимание, сколько продукции им нужно будет произвести и куда ее реализовать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что