Пятерки и модели самолетов Как воспитать детей, которые умеют управлять собой

Пятерки и модели самолетов Как воспитать детей, которые умеют управлять собой

Учебный год закончился, впереди летние каникулы. И это не то время, когда нужно расслабляться, считает директор «Школы антропоники», кандидат философских наук Мария МИРКЕС. Дополнительное образование, которое шире, чем простые кружки пения и рисования, нередко оказывается полезнее привычных уроков в школе, уверена она.

Удобные дети

– Несколько последних лет проходит апробацию новый образовательный стандарт. Он введен в младшей школе, начинается процесс в средней ступени. В чем принципиальное отличие этого стандарта? И чем старый не устраивал?

– Это очень хороший стандарт, в нем заложен принципиально другой – деятельностный – подход. Теперь школа может проводить вместо уроков погружения, математические бои – что-то более живое, активное, современное. Но, к сожалению, родители в большей своей части не хотят, чтобы школа экспериментировала с образовательными формами. Хотят, чтобы оставили уроки, и в этом смысле есть разрыв: стандарт-то хороший, но, к сожалению, большая часть специалистов, которые имеют к нему отношение, не умеют это делать: если уроки снять, непонятно, что вместо них поставить. А как детей контролировать и удерживать? Мы работаем со многими школами, и что выясняется? Часть педагогов не хочет менять ситуацию – привычно же. Учебник открыл – и поехали.

Миркес– Но полностью ломать прежнюю систему, отказываться от имеющегося опыта, наверное, неправильно. Новые стандарты, методики требуют наработок, анализа плюсов и минусов.

– Да, педагоги, которые хотят чего-то нового, нередко сталкиваются со сложностями: как соорганизовать такое же количество детей, не используя при этом урочную форму? Ведь чем удобна классно-урочная система? Один взрослый, 25–30 учащихся – и он ими управляет. Но не всегда эффективность такой формы высокая: ученик в этой ситуации пассивен, ничего не выбирает и не совершает, не может действовать по-своему. Пассивное безвольное обучение дает короткий результат (на две недели запомнил). Если в твоей учебе нет активности и азарта, собственных подвигов и неудач – это не может глубоко усвоиться и стать ТВОИМ знанием, умением.

Но родителям в подавляющем большинстве нравится именно такой вариант. Он для них понятнее. Где ребенок? На уроке с Марь-Иванной, которая его вот так за шею держит. Контролирует.

– Часто родители, выбирая учителя, говорят: мы выбрали ее, потому что она такая строгая! У нее на уроках дисциплина. То есть для них это – абсолютная непререкаемая ценность. Как вам кажется, почему родители так боятся дать детям больше свободы?

– Это нормальный страх любого человека в ситуации, которую ты не очень-то и контролируешь. Но посмотрите, что получается? Пока ребенок в начальной школе, его родители вполне «держат». И Марь-Иванна его «держит». А потом начинается подростковый возраст, ребенок начинает бунтовать против контроля взрослых: и учителей, и родителей. Страдают все: подросток сам за собой следить не умеет, у него нет такого опыта – за ним всегда следили родители и учителя.

На мой взгляд, родители и педагоги гонятся за сиюминутным удобством. Удобный ребенок, подконтрольный, понятно где находящийся. А что он в подростковом возрасте не будет уметь собой управлять, они же этого пока не понимают.

Мы работаем с хорошими ребятами – мне нравится современная молодежь, но год за годом увеличивается число мальчишек и девчонок, которые не знают, кем быть. Наступает 9-й класс, нужно уже понимать, на какой предмет ты налегаешь, а они понятия не имеют, какую профессию выбрать! Почему? Их держали вот так за шейку, у них собственных проб нет, собственных мыслей о себе нет. И они выбирают профессию исходя из непонятных соображений, через год в вузе выясняется, что «я как-то не подумал». Еще год они существуют на этом удержании за шейку – и все. Начинаются метания.

«Важно ошибаться самому»

– Как родителю поступать, чтобы ребенок понимал, кем он хочет быть, и знал, что за свои поступки отвечает сам?

– Вернемся к стандарту, в нем заложено большое количество внеурочной деятельности. Если позволить внеурочную деятельность превратить в уроки, как делают сейчас школы, места для проб – в самом доступном понимании – не будет. У нас по стандарту, например, есть 10 часов внеурочной деятельности – они должны предоставлять ребенку огромное количество проб во всех направлениях. А что реально происходит? Часть отводится на досуг – танцы и песни, а другая должна бы обеспечивать базовые школьные предметы. Есть, например, шикарные математические игры – один из ведущих школьных предметов, но в игровом образе. Педагоги редко к ним обращаются.

Все базовые школьные предметы идут только в урочной форме, у ребенка нет возможностей личных проб – все они осуществляются в песнях и танцах. Поэтому дети гораздо лучше танцуют, чем знают математику. Я не против творчества, я против того, что дети совершают активные пробы только в творчестве, а математика остается сухой, урочной.

И вторая возможность получить опыт – дополнительное образование. На мой взгляд, оно даже важнее, чем основное.

– Но как без основного? Может быть, правильнее говорить о равнозначности?

– В образовании сейчас за ребенка все решают. Мы уже решили, что он должен заниматься математикой – и именно по этой программе. А дополнительное образование – это как раз то место, где он может пробовать. И очень важно, особенно в начальной школе, всего попробовать по чуть-чуть: месяц походил на одни занятия, потом месяц – на другие. Это нормально в таком возрасте. В среднем звене нужно следить, чтобы это был уже не месяц. Если хочет, например, фотографией заниматься, значит, три месяца хотя бы продержаться должен. Постепенно увеличивая продолжительность проб, можно добиться, чтобы в старших классах он уже подошел к выбору профессии. Чтобы в старшей школе ребенок умел делать осознанный выбор, он должен начинать в младших классах.

Футбол – это тоже важно

– То есть лучше он будет упорно заниматься конструированием роботов или модельки самолетов клеить, чем постоянно приносить пятерки из школы и потом не знать, чем занять свое свободное время?

– Когда он идет клеить модели, там смысл совсем не в самолетах. Он не этому в первую очередь учится, смысл в том, чтобы он в менее организованной деятельности – это ведь не урок – мог бы собой управлять. Например, понимает, что у него через два месяца какое-нибудь состязание по самолетам – и вкалывает, потому что хочет победить. За него это никто не решал. Это его решение.

Мы не можем говорить, что самолеты важнее математики, – извините, ребенку ЕГЭ сдавать. Важен опыт действий.

Родителям обязательно нужно помнить о разнообразии такого образования.

Необходимо, чтобы ребенок прожил какой-то командный вид спорта или увлечений. Неважно, будет это волейбол или математический бой. Мы как-то проводили опрос в крупной красноярской компании, там были проблемы с умением работать в команде. Мы спросили у коллектива: как вы считаете, кто из ваших сотрудников умеет работать в команде? И люди назвали одних и тех же – в коллективе 50 человек, все они назвали 10 коллег. Мы этих десятерых собрали и спрашиваем: а вы откуда умеете в команде работать? И выясняется, что кто-то в футбол играл серьезно, кто-то – в волейбол, кто-то в армии служил.

– Такая отдаленная перспектива получается.

– Не совсем отдаленная. Тот, кто умеет в команде играть, и в университете, например, учится иначе, вот что важно. Родитель легко видит тройку по математике, ребенок дневник приносит – она и в журнале стоит. А то, что его сын не умеет работать в команде, он же не видит.

– А такие оценки в принципе-то возможны?

– Конечно! Представьте себе последнюю страницу дневника, что там написано? Математика-русский, а по идее после них должно стоять «умение анализировать информацию», «умение ставить цели и добиваться их». В стандарте есть предметные и метапредметные результаты, а на последней странице дневника предметные есть, а вместо метапредметных есть такая строчка – поведение. А ведь именно метапредметные результаты родителю важнее. И если раз в четверть там будут стоять оценочки, вы будете заводиться не только на тройку по математике, но и на тройку по умению работать в команде.

– И по каким критериям оценивать такие умения и навыки? Не уверена, что все учителя к этому готовы.

– Да, в большей части пока не готовы. Говорят: я учитель математики, у меня в дипломе написано, я не учитель по умению работать в команде.

Гибкими, эффективными в формировании этих навыков могут быть родители. Они четко должны понимать, что нужно ребенку, чтобы тот был успешным. К сожалению, большая часть пока не способна заглядывать так далеко.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за