"Управленческий резерв – способ увидеть и услышать людей" В соответствии с указом президента Российской Федерации и указом губернатора Красноярского края в крае создан управленческий резерв – база данных «перспективных» руководителей. Это люди, готовые занимать должности на государственной, муниципальной службе, а также управлять в сфере частного бизнеса. Они составляют «кадровый резерв» региона. Но цель такого отбора состояла не в том, чтобы сформировать списки и положить их на полку. Резервисты включились в работу специальной школы – масштабного краевого проекта, аналогов которого в российских регионах пока нет. Старт учебного курса «Школы управленческого резерва» был дан в конце марта. Что это за новая форма обучения, какой эффект от нее ожидается для края – на эти и другие вопросы отвечает директор КГБУ «Институт муниципального развития», член управленческого резерва, кандидат юридических наук Алексей МЕНЩИКОВ.

"Управленческий резерв – способ увидеть и услышать людей" В соответствии с указом президента Российской Федерации и указом губернатора Красноярского края в крае создан управленческий резерв – база данных «перспективных» руководителей. Это люди, готовые занимать должности на государственной, муниципальной службе, а также управлять в сфере частного бизнеса. Они составляют «кадровый резерв» региона. Но цель такого отбора состояла не в том, чтобы сформировать списки и положить их на полку. Резервисты включились в работу специальной школы – масштабного краевого проекта, аналогов которого в российских регионах пока нет. Старт учебного курса «Школы управленческого резерва» был дан в конце марта. Что это за новая форма обучения, какой эффект от нее ожидается для края – на эти и другие вопросы отвечает директор КГБУ «Институт муниципального развития», член управленческого резерва, кандидат юридических наук Алексей МЕНЩИКОВ.

– Алексей Анатольевич, на ваш взгляд, в чем идея создания управленческого резерва?
– В XIX веке после публикации романов Ивана Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» в российском обществе развернулась дискуссия о «лишних» людях. Суть обсуждения состояла в том, что в обществе всегда находились люди, которые хотели его изменить, но обществу и государству они были не нужны. Впоследствии Николай Чернышевский в романе «Что делать?» называл их «новыми людьми». Игнорирование, а зачастую и политические преследования этих людей привели к их трансформации в революционный класс и государственной катастрофе 1917 года. Урок истории состоит в том, что государство должно постоянно совершенствоваться, «впитывать» в себя новые идеи и новых людей. «Византия погибла, потому что не способна была совершенствоваться», – писал в начале ХХ века русский историк Владимир Соловьев. Россия и СССР во многом унаследовали византийские традиции, идеологию, да и причины распада схожи – «ригидность», т. е. жесткость, но ломкость и хрупкость вертикали самодержавия. Поэтому внимательное изучение прошлого предполагает исключение таких системных ошибок в будущем. «Новые центурионы» в Риме, «птенцы гнезда Петрова» – сподвижники Петра Первого – преобразователя в XVII веке в России да и партия большевиков в начале XX века и демократическое движение в его конце – вне зависимости от наименования, все эти люди – личности и являлись модернизационным классом. Они всегда предлагают новые идеи, решения. Вопрос состоит в том, эволюционно или революционно здесь развиваются события. Лично я противник радикализма, сторонник поэтапного, эволюционного развития. На мой взгляд, управленческий резерв как раз должен впитывать представителей модернизационного класса – ресурса модернизации. И вовсе не обязательно, чтобы они были в «обойме» действующей власти, – с ними просто надо работать. Но и современных политических руководителей нельзя «задвигать». Важно, чтобы постепенно осуществлялся процесс инсталляции новых людей в систему государственного управления, шло обновление руководящих кадров. Для этого необходимо своевременное их обучение, подготовка к ответственным должностям.
– «Новые люди» в обществе, готовые к переменам, – это величина постоянная?
– Думаю, это величина переменная. Еще русский историк и философ Лев Гумилев размышлял об этом. Он писал, что количество пассионариев (креативного класса) в обществе меняется. Вопрос в том, много их или мало, насколько они сплотились вокруг общей идеи? В судьбоносные периоды истории страны их становится больше. На спокойных этапах жизни эти люди становятся «лишними». Но власть должна думать о том, как использовать их энергию.
– Инициатива создания кадрового резерва идет от президента России. Почему нужен резерв, ведь на государственные должности большой конкурс и каждый второй россиянин мечтает получить портфель и сесть в кресло?

– Когда Дмитрий Медведев высказывал идею резерва, он вкладывал в это давно знакомое понятие простой смысл: обеспечить приток новых людей на управленческие должности разных уровней – от муниципальных до федеральных. Это тем более необходимо сейчас, в период, когда взят курс на модернизацию. Обеспечить приток действительно новых людей можно только через проекты, программы, где человек может показать свои возможности и потенциал. В этом смысле управленческий резерв – способ увидеть и услышать людей в разных стратах, особенно в тех, где их никогда не замечали. Участники школы представляют разные сферы деятельности: бизнес, некоммерческие организации, образование, СМИ, госслужащие, муниципальные служащие и так далее. Большая доля слушателей школы – из бизнеса.
– Резерв сформирован. Охотно ли представители «золотого запаса» региона стали учиться? Каких знаний им недостает?
– Краевой комиссией по формированию и подготовке резерва управленческих кадров была проведена колоссальная работа в течение года, утверждены необходимые нормативные правовые акты, разработана концепция подготовки. Ее суть в том, чтобы восполнить у участников недостающие пробелы из различных областей знаний. Например, бизнесмены зачастую не представляют, что такое государственное управление. Муниципальный служащий может не знать основ бизнеса, не имеет столь широкий кругозор, как у журналистов. И так далее. Поэтому для школы мы разработали разнообразные тематики занятий, а также систему тренингов. Цель в том, чтобы сформировать высокий уровень компетенции управленческих кадров. Отсюда вытекают задачи приобретения участниками резерва дополнительных знаний в сфере управления, экономики, права, развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, обучения современным технологиям решения кризисных задач и так далее. Принципы школы – прогрессивность, актуальность тем. Мы используем такие форматы, как семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, тренинги, которые я уже упоминал.
– То есть самое передовое образование, которое не получишь в обычном вузе?
– Скажем так, это подготовка, направленная на стимулирование самообразования человека. Убежден, что самообразование – высшая степень образования. Наши семинары и площадки – хороший импульс к развитию самообразования человека. Ведущую роль в этом играют наши эксперты. Партнерами школы являются Российская академия государственной службы при Президенте РФ. «Хэдлайнерами» наших мероприятий являются федеральные и региональные эксперты. На семинары были приглашены Ирина Бусыгина – профессор, директор Центра региональных политических исследований МГИМО МИД РФ, Рудольф Пихоя – заведующий кафедрой истории российской государственности Российской академии государственной службы, бывший главный архивист РФ. Будут и другие известные личности. Требования к современным управленцам растут. Нельзя быть узким специалистом в одной области и претендовать на портфель большого начальника. Сначала необходимо, что называется, выйти из пещеры. То есть расширить свой кругозор и навыки, научиться мыслить по-другому.
– Кто платит за обучение?
– Работа школы построена на принципе софинансирования. Сегодня слушатели несут небольшую финансовую нагрузку. Но, когда человек вкладывает в собственное образование хотя бы малую часть своих средств, отношение к процессу меняется в лучшую сторону. А когда государство берет на себя основные расходы, это показывает, что дело очень важное и актуальное. «Школа управленческого резерва» – государственный проект.
– Есть примеры успеха резервистов?
– Да. Например, назначение Романа Одинцова, члена управленческого резерва, на должность министра финансов края.
– Можно ли предположить, что выпускники школы отправятся «поднимать» далекие поселки, дотационные, депрессивные районы?
– Не исключаю. Сегодня мы ведем речь об управленческом резерве Красноярского края, где есть такие целевые должности для замещения. Что касается муниципальной компоненты, известно, что процесс создания резерва кадров муниципальных органов управления уже идет. Каковы будут формы и методы подготовки, пока говорить рано. «Нельзя объять необъятное», как говорил Козьма Прутков. Мы только начали работу над управленческим резервом. Отмечу, что для муниципальных служащих, для руководителей муниципальных образований существует система повышения квалификации, аттестации. В этом отношении работа ведется постоянно и давно. Но это дополнительное образование для группы слушателей, уже занимающих муниципальные должности.
– Есть ли общие требования к таким школам?
– Нормативов, как учить и чему учить резервистов, на федеральном уровне пока нет. Федеральная программа появилась только в апреле, уже после запуска красноярского проекта, но она касается лишь резервистов президентской «тысячи».
– На какие результаты рассчитываете?
– Что выйдет – покажет время. Главными индикаторами, на мой взгляд, будут новые назначения в органах власти и новое качество управления. Ближайший наш семинар мы как раз хотим посвятить вопросу качества управленческой работы в государственном и муниципальном управлении, а также в бизнесе. Мы надеемся, что выпускники школы в дальнейшем будут расти в личностном, карьерном плане и еще громче заявят о себе. Думаю, что предварительные итоги проекта можно будет подводить в конце года. В случае успеха проект может расширить свои рамки, включить большее количество слушателей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт