Новости
Статьи
Фото
Видео
Книжное Красноярье
Интересные факты
Документы
Архив
Реклама
Поиск  

17 Декабря 2017г.
USD: 58.89   +0.19        EUR: 69.42   +0.02
#Социум   #Происшествия   #Спорт   #Культура   #Транспорт   #Экономика   #Дети   #Образование   #Политика  





Главная Статьи Речные помощники

Речные помощники

Жизнь вокруг Казачинского порога



Автор: Анна Павлова     № 73 / 957

Енисей – самая сложная для судоходства река России. Непредсказуемые погодные условия в низовье, внезапные туманы, а главное – два опасных порога в среднем течении: Осиновский и Казачинский. Через второй вверх по Енисею самостоятельно не могло пройти ни одно судно до начала прошлого века. Большая скорость, малые глубины, а главное – извилистый ход. И вокруг этой водной преграды уже в первом тысячелетии до нашей эры селились люди.

Коварный порог

С берега Казачинский порог не кажется таким уж и опасным: перекаты, барашки пены, песок и камни-голыши, обточенные Енисеем до блеска. Могучая река здесь сужается до 350 м, а глубина местами едва достигает метра, и эту глубину нужно еще поймать, двигаясь по извилистому пути между огромными камнями. Если уйти вниз по течению могут многие суда, то подняться – даже сейчас – единицы: только те теплоходы, у которых скорость больше 20 км/ч. У груженых барж, которых в навигацию большинство, нет даже шанса. Большинство выступающих из воды камней – именные: их называют в память о судах, которые разбились или сели на мель в пороге.

Местные вспоминают о пароходе «Модест», в 1989 году от удара о скалы развалившемся надвое – чудом тогда обошлось без жертв. Капитаны рассказывают, что и сейчас редкая навигация обходится без происшествий – Енисей не дает расслабляться.

Единственная надежда – теплоходик-туер «Енисей», который по натянутому на дне стальному тросу ювелирно проведет суда, превышающие его по весу в десятки раз. Самое горячее время у туера – осенние месяцы, поэтому последние дни августа он на трехдневной профилактике.

Этот кораблик – настоящая достопримечательность, можно сказать – действующий музейный экспонат. В России, да и в мире, пожалуй, больше судов такого класса не осталось, хотя в XIX веке только по Волге ходили 14 туеров, были свои цепные пароходы во Франции, Бельгии, Америке. Но везде реки удалось укротить: на Волге, например, построили водохранилища – и она стала совсем ленивой. Разрушение Казачинского порога равноценно прекращению навигации на Енисее – изменится глубина в верхнем плесе. И это уже не говоря о том, что порог создает уникальную экосистему – именно на порогах воды Енисея аэрируются и самоочищаются. Этим наша река и отличается от той же Волги, которая такую способность утратила.

Музей на ходу

Небольшой теплоход-туер «Енисей» стоит у берега – у него странно раздвоенный нос: именно через него проходит 3,5-километровый стальной трос, по которому и идет туер. Курсанты драят палубу, капитан Сергей Пластинин смотрит на берег – профилактика подошла к концу, есть возможность немного передохнуть: осенью с низовья начнут возвращаться большие корабли – и вот тогда будет работа без отдыха с 8 утра до 8 вечера. Для Сергея Алексеевича это девятая навигация капитаном на судне.

Первый туер под названием «Св. Иннокентий» появился на этом участке в 1903 году, тогда и началась регулярная навигация.

В 1964-м его сменил теплоход «Енисей», детище нашего судоремонтного завода: табличка с годом постройки – на самом видном месте.

И с тех пор всю навигацию – пять месяцев – по несколько раз в день он проводит через Казачинский порог суда с огромным грузом – до 6 тысяч тонн.

– У нас мощность 2 тысячи лошадиных сил, половина работает на туерную лебедку – она является основной тяговой силой. Другая идет на четыре гребных винта, которые помогают рулиться, – капитан проводит экскурсию по судну. Механик с 15-летним стажем, Сергей Алексеевич, кажется, перебрал уже все механизмы на судне, поэтому уже старенький по всем меркам теплоход работает безотказно. Через всю длину туера тянется стальной трос, который проложен в деревянный желоб – чтобы медленнее изнашивался, запас деревянных плашек у капитана всегда под рукой. И все равно за одну навигацию выбраковывается до 750 м троса.

Команда – 22 человека – живет на судне безвылазно всю навигацию. Капитан старается всеми силами «одомашнить» обстановку – недавно поменяли кровати в каютах. Да и так видно, что это большое общежитие: сушится белье на веревках, вкусно пахнет обедом. Сейчас на туере проходят практику пять курсантов. Уже во время практики они получают зарплату в 25–30 тысяч рублей, потом будет больше.

– Но все равно, – вздыхает Сергей Пластинин, – молодых на берег тянет. Молодежи мало к нам идет.

Не у каждого хватит терпения день за днем курсировать по небольшому участку акватории – помогать большегрузам проходить тяжелый порог: туер делает до 500 подъемов за пять месяцев. Романтики в этом, на первый взгляд, мало, но без этого теплохода-работяги в разгар навигации пришлось бы совсем туго.

Были деревни, нет деревень

До ближайшего населенного пункта от порога – несколько километров. Но это разбитая лесная дорога, которую могут преодолеть только подготовленные машины. В деревне Порог Пятковского сельсовета в официальных документах «0» жителей. Во всем сельсовете из трех деревушек – около 200 человек. Порог уже окончательно стала летней деревушкой – здесь живут дачники, которые любят полное уединение, и рыбаки: домики тянутся вдоль одной улицы. Зимой она пустеет полностью. Света нет – у каждого свой дизель. Говорят, был проект туристической базы в Пороге, но по какой-то причине дальше идеи не продвинулось.

В советское время деревня тоже была крохотной – здесь жили рыбаки и те, кто обслуживал туер, были ссыльные – в основном литовцы. Работала крохотная малокомплектная школа. Ее здание сейчас тихо зарастает крапивой, а в окнах до сих пор тюлевые занавески.

Но история Порога не в советское время начинается – здесь были не только казаки-первопроходцы и местные племена. Долгие годы вокруг Казачинского порога ведутся раскопки. И хоть на всей территории Казачинского района 19 археологических памятников от неолита до Средневековья – стоянки, поселения, – самое ценное опять-таки связано с порогом. Это наскальные рисунки, обнаруженные на валунах на берегу Казачинского порога. Петроглифы датируются эпохой раннего железного века, а это значит, что уже тогда земли вокруг этой водной преграды не были безлюдными.

На фото:

"Енисей" - единственный  в России туер. Он буксирует через порог судна, поднимаясь по проложенному по дну Енисея стальному тросу;

Сергей Пластинин - капитан, механик с 15-летним стажем, содержит раритетное судно в идеальном порядке.




Комментарии:



Нет комментариев




* Поля со звездочкой обязательны для заполнения

Оставить комментарий



Всероссийская социальная программа «Здоровье в подарок»

Завод-изготовитель оздоровительной продукции «Здоровая семья Алтай» (г. Бийск) реализует социальную программу по улучшению здоровья граждан ...

Реклама
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВОМ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.



Реплики


Александр ГРИГОРЕНКО

Мегаполис и деревня

Сергей Бурлаку

Жизнь напоказ

От людей в «Инстаграме» не спрятаться



Материалы газеты

Пхенчхан, жди!

Нервотрепка и ожидание, заявления всероссийских федераций, яростные призывы болельщиков и комментарии спортсменов… Точкой этой долгой недели ...


А в ответ – тишина

В июне этого года в крае завершился масштабный проект. Льготники всех муниципальных образований получили единую социальную ...


Лечение по мировым стандартам

В редакции газеты «Наш Красноярский край» в рамках совместного проекта с министерством здравоохранения края «Прием главного» ...


Город должен стать ярче

«Волнуюсь, как перед разговором с родителями», – признался ветеранам глава Красноярска Сергей Еремин. Мэр встретился с ...


Ставка на рост

Канун Нового года – это всегда подведение итогов прожитого и составление планов на будущее. Незримая черта, ...


Взгляд в будущее

В Красноярском крае много лет назад сложилась традиция: в начале декабря представители спортивной отрасли из городов ...



Фоторепортажи