Счастливый город Китайский дневник. Часть вторая (<a href="/articles/nikhao-podnebesnaya.html?sphrase_id=64199" >начало</a>)

Счастливый город Китайский дневник. Часть вторая (<a href="/articles/nikhao-podnebesnaya.html?sphrase_id=64199" >начало</a>)

Если бы городам, как людям, за каждое их звание и титул цепляли на грудь какую-нибудь награду, то у китайского Чанчуня не осталось бы живого места на пиджаке – столько у него «вторых» названий и почетных титулов. Автогород, киногород, «город экологически чистых продуктов», «национальный город-сад», «город науки и просвещения», «город скульптур» и прочая, прочая. В 2012 году он в числе других получил звание «Культурный город Китая». Неоднократно Чанчунь также завоевывал звание «самого счастливого города страны».

Большой завод

Вообще на философии счастья, процветания, счастливой жизни народа, в основе которой лежат открытость, гармония, доброта и красота, базируется идеология развития города, и местное руководство это неизменно подчеркивает, когда знакомит приезжих с Чанчунем. Волей-неволей опять примеряешь это к российским реалиям. Пытаешься вспомнить, когда в последний раз в наших многочисленных «концепциях развития» ты встречал слова «красота», «гармония», «доброта»… Мы все больше о финансах беспокоимся. Мол, будут деньги, будет и процветание. Но в Китае не раз приходилось задумываться: а только ли в деньгах счастье?

Однако счастье не падает китайцам с неба и не появляется по мановению волшебной палочки – приходится много работать. Под лежачий камень вода не течет, одной философией сыт не будешь…

Чанчунь – это большой завод. Проще, наверное, сказать, чего здесь не производят, чем перечислить все, что производят. Не делают разве что космических ракет и подводных лодок. Хотя не исключено, что электронная промышленность, которой славится город, работает и на космос, и на оборонку.

Вот, кстати, еще одно «звание», присвоенное Чанчуню китайским Госсоветом в 2012 году: «Передовой город бизнеса национального значения». В Чанчуне сосредоточено несколько свободных экономических зон (СЭЗ). Это прежде всего СЭЗ развития высоких технологий, имеющая статус общегосударственной. Ее бурный рост начался в конце 90-х годов прошлого века. Зона занимает более 30 квадратных километров. Здесь сосредоточены 18 университетов и колледжей, самый известный из них – Цзилиньский университет, более 40 научно-исследовательских учреждений, пара десятков научных лабораторий. В Чанчуне работает более 30 академиков в разных отраслях науки. Здесь занимаются биоинженерией и электроникой, разрабатывают новые материалы и технологии. Работают совместные предприятия с самыми известными мировыми корпорациями.

Еще одна такая зона – СЭЗ технико-экономического развития.

Несколько десятков стран вкладывают сюда инвестиции, в том числе Россия, здесь работает около сотни транснациональных компаний. Основные направления – производство автомобилей и автозапчастей, биохимическая промышленность, промышленность сферы услуг. В состав этой СЭЗ входит несколько информационно-промышленных парков: оптоэлектроники, биохимии, производства продовольствия, парк связанной логистики, новейших технологий, фармацевтики… Все направления невозможно запомнить и перечислить.

Чанчунь – национальный центр разработки оптической техники. Выдающийся китайский ученый, академик Ван Дахэн, еще в 1951 году основал Чанчуньский научно-исследовательский институт тонкой оптики, механики и физики. Здесь был разработан первый в Китае рубиновый моноимпульсный лазер. Много других изобретений и открытий, которые можно назвать первыми в Китае, принадлежит этому институту.

Известна в Китае и чанчуньская кинофабрика – это целый киногородок типа нашего «Мосфильма», один из самых посещаемых туристических объектов. Здесь с 1949 года были сняты десятки известных китайских кинолент, которые удостоены высоких наград на международных фестивалях.

Город славится как центр производства пассажирских вагонов и локомотивов – современных, скоростных, в том числе для метрополитена. 44 процента всего китайского железнодорожного пассажирского парка родом из Чанчуня. И половина всех вагонов метро в стране.

Здесь также работают СЭЗ освоения компьютерной техники и СЭЗ развития туристического бизнеса.

Вообще в этих «СЭЗах», технопарках и в цифрах, которые отражают их производственные показатели, можно запутаться – одно пересекается с другим, и трудно с ходу разобраться, в какой из зон разрабатывают, например, электронику, а в каком технопарке занимаются биохимией. Такое впечатление, что это здесь везде – одна СЭЗ дополняет другую, а все вместе они работают на счастье и процветание.

Это глобализация, детка…

Что приятно удивило в Китае – здесь не парятся, где и кем разработана продукция, которая выпускается в стране, откуда пришли технологии, на каком оборудовании все это делается. Есть китайские станки – хорошо. Нет китайских – привезем из Сингапура или Японии, установим и будем работать. А потом и свои сделаем. Главное, двигаться вперед как можно быстрей, а продукция – она ведь изготовлена в Китае, руками китайцев. Значит, это наше, китайское, работает на национальную экономику, а в конечном счете – «для счастья народа». Китайские ученые и инженеры трудятся рука об руку с иностранными коллегами на совместных предприятиях. Идеи, технологии и разработки здесь со всего мира. Их берут на вооружение, привносят что-то свое и пускают в дело. Учатся на ходу, все время находятся в поиске, развивая собственную науку и конструкторскую мысль. Причем без красивых речей про импортозамещение. Просто работают.

Очень хорошо эта интеграция в мировое экономическое пространство видна на примере автомобильной корпорации FAW, которую мы посетили. Там с гордостью говорят о сотрудничестве с такими гигантами мировой автоиндустрии, как «Тойота», «Мазда», «Фольксваген», «Ауди», «Форд», «Дженерал Моторз»… А не хнычут, как некоторые наши либералы, мол, российские «Тойоты», «Форды» или «Рено» – они не совсем российские. Я всегда отвечаю таким людям: ребята, какая разница? Мир изменился, кругом глобализация. Автозаводы, построенные в России мировыми корпорациями, они же в нашей стране работают, на нашу экономику, а не на зимбабвийскую?

Китайцы давно это поняли. Вот она, открытость как часть вышеупомянутой философии.

В залах музея автокорпорации FAW – вся его история. Документы, фотографии строительства. Портреты всех руководителей завода и видных государственных деятелей, которые начинали здесь трудовой путь. Грамоты, знамена, награды… Вот первый грузовик сходит с конвейера, вот визит российских специалистов на завод, вот 100-тысячный автомобиль, вот первый полноприводный… В отдельном зале – добрая сотня масштабных моделей автотехники, которую выпускала и выпускает корпорация. Чего здесь только нет. Легковушки, грузовики, автобусы и микроавтобусы, строительная и спецтехника, лимузины представительского класса, которые участвуют в государственных парадах… Позолоченная скульптура Великого Кормчего на видном месте. Именно Мао завод обязан своим появлением. В 1949 году китайский вождь был в России с официальным визитом, где посетил автозавод имени Сталина. Посмотрел и сказал: мы хотим иметь в Китае такое же производство. Вскоре сотни специалистов автопрома прибыли в Китай из СССР. А в Россию отправились полтысячи китайских студентов – учиться автомобилестроению в наших вузах и на заводах.

Предприятие было решено строить в Чанчуне. Его назвали FAW – First Automobile Works (Первый автомобильный завод).

Первый камень в его фундамент был заложен летом 1953 года, а через три года с конвейера сошел первый грузовик – копия российского «ЗИС-150». Китайцы назвали его «Освобождение».

Кстати, проходная завода FAW в точности повторяет проходную нашего ЗИЛа (бывший ЗИС) – завода, который мы разрушили, сейчас там будет строиться элитный жилой комплекс. А в Чанчуне на территории автозавода до сих пор стоят дома, построенные в 50-х годах для советских специалистов, работавших здесь. Даже старая булыжная мостовая сохранилась, как память.

Грузовик – каждые 4,5 минуты

Сегодня корпорация имеет 30 дочерних предприятий в разных провинциях Китая, в ней работают 120 тысяч человек. Она выпускает ежегодно более двух миллионов автомобилей. Здесь собирают по лицензии в том числе и популярное во всем мире гибридное авто «Тойота-Приус», еще множество моделей мировых брендов. Разумеется, есть и машины чисто китайской разработки, выпускаемые под марками Hongqi, Xiali, Jiaxing, Jie Fang… FAW производит гибридные автобусы Jiefang. В конструкторском бюро корпорации работают над созданием собственного электромобиля, он пока в проектах. Компания имеет свой научно-исследовательский институт – мозговой центр всех новых разработок.

Всего с конвейеров FAW с 1956 года сошло более 30 миллионов машин, которые продаются по всему миру, в том числе в России.

Мы побывали на одном из ста сорока сборочных конвейеров. Здесь делают самый знаменитый китайский грузовик FAW J6, у которого есть несколько модификаций. Множество таких машин мы видели на дорогах провинции, в Пекине, в сельской местности. Надежная, неприхотливая машина мощностью в 460 «лошадок». При этом вполне современная, соответствующая самым строгим требованиям мирового рынка и экологическим нормативам. У входа в цех рядом с моделями прошлых лет стоит и новейшая модель грузовика, выпущенная к 60-летию корпорации. Это пока выставочный образец, скоро он встанет на конвейер.

На территории завода нет праздношатающихся людей. Все – в цехах. Нет гор мусора, старых поддонов, железяк и прочего промышленного хлама. Чистота и порядок. Хотя я уверен, что и у нас на КамАЗе сейчас так же. Современные стандарты качества, конвейерное производство требуют порядка во всем. Здесь не сбегаешь покурить, когда вздумалось, – иначе кто закрутит именно твой болт?

Китайские рабочие трудятся четко и размеренно. Каждое движение выверено. Каждый человек на своем месте. Мы шли вдоль конвейера, смотрели, снимали и не могли его обогнать. Металлические конструкции, по дороге обрастая деталями, двигались быстрей нас. К концу своего пути они все больше приобретали черты готового грузовика. Вот голое шасси, вот оно уже с мостами, вот кардан установили, вот бензобак, потом колеса, затем сверху спускается кабина, которую закрепляют на шасси несколькими болтами… Остается только проверить светотехнику и плеснуть в бак бензина. Водитель садится за баранку, поворот ключа…. И вот из цеха выезжает очередной новенький тягач. Каждые четыре с половиной минуты с конвейера сходит автомобиль! На наших глазах вышел 192-й с начала суток.

Я не удержался и жестами попросил одного молодого рабочего снять промасленные перчатки и показать свои руки. Сфотографировал их. Хочу, чтобы наши скептики, которые говорят о продукции из КНР – «собрана кривыми китайскими руками», – убедились, что руки у китайских работяг вполне себе прямые. Правильные руки, трудовые. Золотые. Именно этими руками, под руководством компартии, куется китайское счастье.

Россия, добро пожаловать!

В тот день мы побывали еще на одном предприятии, которое расположено на территории технопарка. Это научно-производственное объединение «Сида». Здесь выпускают светодиодное оборудование (различные светильники – те самые экономичные лампы) и полноцветные светодиодные экраны – от небольших, примерно метр на полметра, до просто гигантских – до 20 метров в длину. Они используются в наружной рекламе, во время массовых зрелищ, ими оснащаются телевизионные студии.

На складе готовой продукции нас встретил помощник генерального директора по международному сотрудничеству Вань Вэнь-И. Представился Иваном Ивановичем. Он, как и еще несколько сотрудников предприятия, прекрасно говорит по-русски, НПО сотрудничает с российскими коллегами. Иван Иванович с жаром стал рассказывать, какие замечательные экраны выпускает «Сида». И все они китайской разработки.

– Мы уже добились разрешения в 0,7 миллиметра. Первое место в Китае! – рассказывал Иван Иванович, показывая огромные экраны высокой четкости.

Это действительно отличный показатель для таких размеров.

Выпускают здесь и 3D-экраны. Надеваем специальные очки, смотрим видео… Эффект присутствия потрясающий!

– НПО «Сида» очень заинтересовано в сотрудничестве с Россией! – продолжал заместитель директора. – Нам нужны серьезные партнеры, которые будут брать нашу продукцию крупным оптом. Хорошие скидки гарантируем. Мы готовы открыть в России сборочное производство. Так и напишите: нам нужны партнеры в вашей стране! Добро пожаловать, Россия!

Хорошо, Иван Иванович. Так и написали.

Мы пригласили руководителей НПО на Красноярский экономический форум – здесь можно будет найти партнеров. Они обещали подумать.

А вот в цех попасть не удалось: строгий противопылевой режим, производство тонкое, нежное – электроника. Но у цеха стеклянные стены, и сквозь них все видно. Круглосуточно, в три смены, здесь работают полсотни станков, привезенных из Сингапура. Их обслуживают парни и девушки в белой спецодежде, которые смотрят в компьютерные мониторы и управляют процессом с клавиатуры. На станках производятся модули светодиодных экранов, которые потом собирают в единое целое.

– Сколько зарабатывают люди на вашем предприятии? – спросили мы у Ивана Ивановича.

– Рабочий – 3,5–4 тыс. юаней в месяц. Инженер – 5–6 тыс. Начальник цеха может получать и 10 тыс. юаней…

Умножьте на 9,8 – и получите сумму в российских рублях.

Но о китайских зарплатах, о «китайцах-муравьях» и пресловутой «чашке риса», за которую рабочий в Поднебесной якобы готов вкалывать день и ночь без сна и отдыха, – в следующих репортажах.

Начало: Нихао, Поднебесная!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что