15 красноярских подростков под руководством российских драматургов написали собственные пьесы. Ребята получили возможность увидеть, как рождается замысел спектакля и воплощается на сцене. Поставят мини-пьесы профессиональные актеры под руководством красноярских режиссеров Романа Феодори, Олега Рыбкина и новосибирца Алексея Крикливого. Таким образом участники необычного проекта надеются вернуть интерес подростков к театру.
Хороший финал
Лаборатория Class Act – совместный проект Красноярского театра юного зрителя, творческого объединения «КультПроект» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Однако сама идея появилась в Шотландии больше 10 лет назад. В этой стране был серьезный культурный кризис – подростки просто-напросто не ходили в театр. Поэтому театр пришел к ним. Драматурги начали проводить необычные внеклассные занятия.
Оказалось, дети, которые прошли обучение на таких семинарах, как правило, не теряют интереса к подмосткам. Многие молодые драматурги «прикрепляются» к студиям. Поэтому сейчас, спустя 10 лет после старта проекта, почти 80 процентов пьес, которые ставят в Шотландии, – современные. Театр живо реагирует на все, что происходит вокруг. И зрители туда ходят, чтобы узнать новости, которыми живет страна.
– Россия сейчас переживает подобный кризис. Не хватает актуальных пьес для взрослых. Для подростков их практически нет, и это постоянная беда репертуара всех ТЮЗов, – рассказывает один из руководителей проекта Class Act драматург и сценарист Вячеслав Дурненков. – Большинство пьес, которые появляются в российских театрах юного зрителя, – низкого качества. Те люди, которые их пишут, давно потеряли связь с подростками. Поэтому дети не ходят в театры, а если и делают это, то из-под палки.
Проект действует в России около 10 лет. Его, конечно, пришлось адаптировать для нашей реальности. Большие расстояния между городами не позволяют вести постоянную семинарскую работу. Зато есть возможность проводить краткие, но интенсивные творческие лаборатории. Они уже состоялись в Москве, Тольятти, Ростове-на-Дону, Сочи. Не все театры готовы к таким экспериментам.
– К счастью, Красноярский ТЮЗ, во многом благодаря своему художественному руководителю Роману Феодори, открыт для актуального искусства. Необходимо выращивать своего зрителя, а не ждать, пока его приведут насильно, – продолжает Вячеслав Дурненков. – Важно еще и то, что проект этот – социальный. Мы работаем с разными детьми – из детских домов, теми, кто страдает серьезными заболеваниями. Многие из этих ребят пережили такое, что нам и не снилось. Однако мы не лезем к ним в душу, не заставляем писать пьесу на основании собственного опыта.
Одна из участниц лаборатории, Алена Толстихина, ученица лицея № 28, мечтает стать актрисой. Ее пьеса – о девочке, которая также собирается играть на сцене. Но на этом общее между реальной Аленой и лирической героиней заканчивается. Девушка живет с бабушкой, которая только и делает, что критикует ее. Поэтому, когда ее приглашает работать известный театральный режиссер, с радостью уходит из дома. Однако без постоянных замечаний, к которым привыкла, не может создать ничего стоящего.
– В моей пьесе девочка вернулась к бабушке. Финальная сцена: обычное утро, героиня, как всегда, репетирует, а старуха ворчит, – рассказывает Алена Толстихина. – На мой взгляд, это хорошая концовка. Идея в том, что успеха без работы над собой, в том числе без критики и без преодоления собственных страхов, добиться невозможно.
Без цензуры
На проекте нет цензуры – рассказать можно о чем угодно. Руководители лишь объясняют, как пройти путь от замысла до воплощения. Так и оказывается: написать пьесу может кто угодно. Кто-то из ребят рассказывает сюжет. Если все идет слишком гладко и ладно, руководители и друзья ему отвечают: «Сделай хуже!» Дело в том, что в художественном произведении, как и в жизни, не обойтись без сложностей. Так происходит у Шекспира, Чехова, да и в русской сказке «Морозко». Герой, чтобы измениться и повзрослеть, должен с честью выдержать испытания, которые выпали на его долю.
Это лишь звучит сложно, а на деле все происходящее напоминает увлекательную игру. В помещении, где действует лаборатория, – настоящая атмосфера творчества. Очевидно, что здесь все воспринимают друг друга как равных участников процесса рождения чего-то удивительного. Подростки сосредоточенно склонились над записями в блокнотах и планшетами. Кто-то – со слуховым аппаратом. Один – в инвалидном кресле. Друзья помогают ему перемещаться по классу.
Иван Щукин учится в лицее. Несмотря на серьезный недуг, он находит мужество и силы заниматься таким непростым видом спорта, как керлинг. Герой его пьесы – обычный офисный работник. Его жена заболевает раком. Мужчина пытается найти деньги на лечение, где это только возможно. Но все – друзья, начальство, банк – отказывают в помощи. Он идет на преступление в попытке спасти любимую.
– Моя пьеса о том, что люди должны помогать друг другу, – рассказывает Иван Щукин. – К сожалению, сейчас многим наплевать на проблемы даже близких людей.
…Сейчас все пьесы завершены. После того как пройдут читки, они станут частью одного большого спектакля, который пройдет на сцене Красноярского театра юного зрителя. Все деньги, которые удастся заработать этой постановкой, пойдут на благотворительные цели. Ничего подобного в нашем городе прежде не было. Однако намного важнее, пожалуй, то, что несколько подростков уже открыли для себя новый, удивительный мир – мир театра.