Семья — как бизнес, бизнес — как семья Как законы организации собственного дела помогут сохранить крепкую семью

Семья — как бизнес, бизнес — как семья Как законы организации собственного дела помогут сохранить крепкую семью

«Хочу развестись. Сижу в декрете с ребенком, муж потерял работу. До этого он занимал хороший пост. Теперь ищет достойное место. В результате мы вообще без денег. Приходится подрабатывать самой, в перерывах между кормлениями. Очень устала от постоянных проблем», – жалуется подруга. В своих подсчетах, кто и сколько получил денег за последние несколько месяцев, она почему-то упускает несколько важных соображений. Например, что большую квартиру, в которой живет семья, купил именно муж. И что когда-то она сама была безработной пару лет.

Амур – и глазами так – ух!

Другая моя подруга сняла в аренду зал для занятий йогой. Через год распустила клиентов. Говорит, надоело попусту тратить время: все деньги, которые удалось заработать, уходили на аренду. На все уговоры подождать прибылей еще немного отвечала одно: «Я устала». Загнанных лошадей пристреливают – и это правило действует и в бизнесе, и в семье. Тех, кто прекращает трудиться, ждет потеря и дела, и отношений.

Когда деловые партнеры открывают бизнес, они готовы к серьезным вложениям денег, времени и энергии, прежде чем выйти хотя бы «на ноль». Кто-то получает первую прибыль через год, кому-то приходится ждать несколько лет. И, если фирма переживает не лучшие времена, учредители не сразу объявляют о банкротстве. Этот же принцип действует и в семье: хочешь получить результат – вкладывай. Будь готов ждать, прощать, заботиться, любить.

Наверняка многих смутит мысль, что к отношениям нужно относиться как к деловому предприятию. Ведь любовь в сознании многих – нечто эфемерное. Как говорила героиня известного фильма: «Амур – и глазами так – ух!»

Кто-то считает, что работа и семья – вещи несовместимые. В реальности дело часто сближает людей так же серьезно, как семейные узы. Неудивительно, что часто одно вытекает из другого. Служебные романы заканчиваются свадьбой. А родственные связи превращаются в деловые.

Стабильность важнее конфет?

База семейного бизнеса – доверие. На работников, которых «понабрали» по объявлениям, не будешь полагаться так же, как на брата, мужа, племянника. Поэтому, выбирая между наемным профессионалом и пусть и не таким знающим, но родным человечком, останавливаются на последнем. В ожидании прибылей они готовы вкалывать за семерых, а иногда и вовсе обходиться без оплаты.

То, что для одних предприятий, где вместе работают жена и муж или мать и сын, сила, для других может стать слабостью. Все-таки дело нужно строить, основываясь на принципах профессионализма, а не «посторонним вход воспрещен».

2623.1500x999.1359553416.jpgСчастье, если родной человек оказывается еще и хорошим профессионалом. В этом можно позавидовать Людмиле Тисленко, которая 10 лет назад вместе с сыном открыла частную клинику.

– У меня были большой врачебный опыт и стаж, у сына – задатки менеджера и идеи молодого прогрессивного человека. Мы объединили эти «капиталы», и, как показало время, не зря, – рассказывает главный врач одной из частных медицинских клиник Красноярска Людмила Тисленко. – В таком объединении есть и плюсы, и минусы. У нас есть общие задачи и интересы. Возможно, если бы я работала в какой-то другой клинике, я бы не справлялась с такими объемами. Здесь я это делаю иногда в ущерб своему свободному времени. Но иначе просто не могу. Если нужно ради дела поступиться собственными интересами, это делает и сын.

Чтобы избежать еще одного серьезного риска семейного бизнеса, Людмила Тисленко и ее близкие стараются все производственные вопросы оставлять за порогом дома.

– В клинике заняты только я и сын. Но по факту получается, так или иначе к этому причастна вся наша большая семья, – продолжает Людмила Тисленко. – У нас семейная династия врачей, поэтому все они очень терпеливо относятся к тому, что мы бываем иногда очень заняты. Такое понимание и забота – серьезный тыл.

…Проводить параллели между бизнесом и семьей можно долго. Строить бизнес учатся – читают книги, посещают разнообразные курсы и тренинги. Иначе – разорение. Строить отношения почему-то принято по наитию.

И бизнес, и семья переживают этапы развития. Разве захочет деловой человек отказаться от опыта и связей, которые пришли со временем? Но почему-то в отношениях люди – особенно это касается женщин – все возвращаются мыслями к конфетно-букетному периоду знакомства с любимым, вместо того чтобы получать удовольствие от спокойствия и стабильности, которые приходят только с годами.

Сочиняй мечты

У каждой системы отношений – личных, профессиональных, семейных – есть свои закономерности. А значит, ими можно научиться управлять – стоит лишь понять принципы. Красноярский психолог Ефим Чеботарев разработал собственную программу «Управление живыми системами». Сегодня он помогает читателям газеты «Наш Красноярский край» разобраться в основных механизмах управления бизнесом и семьей. К слову, сам он успешен в обоих аспектах.

Стратегия

Зачем компании стратегия? Чтобы не заниматься постоянным тушением пожаров и устранением форс-мажоров, а знать «куда и как мы направляемся». Можно плыть по течению. Многие так и делают. Грустная статистика показывает, что 4/5 компаний погибают в течение первых пяти лет существования, и 2/3 семей России следуют тем же путем.

fotolia_3832998_xl.jpgСлишком часто, воспитав детей (новую волну ключевых сотрудников), родители (собственники) сталкиваются с неразрешимыми противоречиями и принимают решение расстаться. И происходит это из-за допущенных ими ничтожных сбоев.

Между тем и бизнес-смерти, и семейной трагедии можно избежать. Для этого на предприятии нужно выделить ключевую цель. А в «ячейке общества» – понять, к какой большой МЕЧТЕ вы двигаетесь. И что необходимо сделать по дороге к ней. Назначить ответственных за исполнение на каждом этапе, использовать сильные стороны и возможности рынка или вашей семьи.

Итак, ваши действия:

1. Мечтать. Собраться всей семьей и мечтать. Так много и интересно, чтобы появилось о чем говорить: о детях (маленьких и выросших), о взрослых (дома и на работе), о жилье (городском и загородном), об игрушках (детских и взрослых)…

2. Записывать все, что понравилось.

3. Составить единый список и тоже систематизировать его по направлениям (можно «приобретения» и «достижения» с разнесением по членам семьи) и по логическим уровням.

4. Обязательно определить сроки и ответственных (это, конечно, не бизнес, но надо же из мечты реальность делать, а без ответственности это никак не срастется).

5. Подсчитать, во сколько это все обойдется, и откорректировать список/сроки/зарплатные амбиции.

6. Отпраздновать великое будущее семьи.

Повесить стратегию семьи на видное место, и пусть глаза мозолит. Ведь к ней постоянно возвращаться придется – для корректировки неадекватного и вычеркивания исполненного.

7. Достигать и отчитываться перед всеми. А на семейных беседах поддерживать друг друга.

Порядок

Помните, как в мультике? Один говорит: «Чистота – залог здоровья!», а другой вторит-противоречит: «Порядок – прежде всего!» Факт чистоты, не подкрепленный порядком, сам по себе особого значения не имеет. Приятно, конечно, когда ни пылинки. Но если это следствие «внезапного» порыва, а не системных мероприятий, то грош цена такой чистоте!

Особенно хорошо это видно в бизнесе, где работают только системы. И важны не столько уникальные результаты, сколько удовлетворительные, постоянные, предсказуемые, управляемые. Порядок фиксируется в документах. То, что обеспечивает независимость результата от человеческого фактора, подверженного приливам и отливам вдохновения. Поэтому инструкции должны быть написаны в расчете на Гомера Симпсона – как можно буквальнее и примитивнее. С многоуровневой «защитой от дурака».

В семье же от дурака так просто не защититься. Да еще и требования не напишешь. Да и, написав, исполнять не заставишь… как быть?

План действий может быть таков:

1. Определяемся с тем, что же такое «порядок в нашей семье»: чистота/наличие вещей на оговоренном месте/параллельность и перпендикулярность расположения предметов и проч.

2. Еще раз оговариваем зоны ответственности: кто принимает решение о порядке, кто и где его поддерживает.

3. Договариваемся, что самое важное в этом вопросе – достичь нормативного уровня, то есть выполнить договоренности. А если кто-то хочет «сверх того», то другой не будет возражать, если первый сам и займется реализацией своих амбиций.

4. Оговариваем последствия нарушения порядка (скандал, совместное исправление, игнорирование).

5. Хвалим того, кто поддерживает порядок. И даже если ему это не очень удается, то ищем минимальный повод и снова хвалим. Уж в этом-то глубоко бытовом вопросе положительная обратная связь никогда не будет лишней.

Бюджет

Вопросом бюджетирования в бизнесе никого не удивишь. И вроде все ясно: деньги считаем, по разным статьям расписываем, по периодам отчетности закрываем. При этом люто ненавидим бухгалтерию за ее дотошность…

А в семье – кого ненавидеть за неисполнение бюджета?

Проще оттолкнуться от идеи центров финансовой ответственности. Причем всю ответственность за доходы оставить на главного «кормильца», остальные лишь вносят посильную лепту. Важно сосредоточиться на тратах. Расписать их по типам деятельности и ответственным. Только в этом случае деньги не будут утекать сквозь пальцы.

Порядок действий примерно такой:

1. Выделяем бюджет для него: на бизнес-ланчи, обслуживание машины, кафе/боулинги/бани с друзьями… Он должен быть прозрачным для жены (зачем женщине лишние поводы для беспокойства?).

2. Выделяем бюджет для нее: на помаду, косметолога, что-то еще. Этот бюджет должен быть непрозрачным для мужа (зачем ему лишние стрессы – все равно никогда не поймет, как можно СТОЛЬКО тратить на такую ерунду?!).

3. Определяем расходы на быт: еду, хозтовары, одежду, оплату коммунальных услуг. Прозрачный, закреплен за нею.

4. Фиксируем расходы на детей: музыкальная школа, кружки и т. п. Данный бюджет закрепляем за главой семьи.

5. Формируем «инвестиционный бюджет» – новая квартира/машина/учеба детей в вузах. Это позволит более грамотно заниматься подготовкой будущего.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории