Новости
Статьи
Фото
Видео
Книжное Красноярье
Интересные факты
Документы
Архив
Реклама
Поиск  

15 Декабря 2017г.
USD: 58.89   +0.19        EUR: 69.42   +0.02
#Социум   #Происшествия   #Спорт   #Культура   #Транспорт   #Экономика   #Дети   #Образование   #Политика  





Главная Статьи Школа выстроит диалог

Школа выстроит диалог

Первые шаги к переменам



Автор: Елена Лалетина     № 20 / 904

Статья «Святая наука – услышать друг друга» («НКК», 10 февраля 2017 года), в которой описывалась ситуация в Дивногорской общеобразовательной школе для детей с особенностями развития, вызвала живой отклик и у родителей, и у коллектива учебного заведения. Нас пригласили побывать в школе и оценить произошедшие здесь изменения.

Есть претензии

Напомним, в редакцию газеты представители родительского комитета КГБОУ «Дивногорская общеобразовательная школа» обратились за помощью. Родители жаловались, что ученикам отказывают в занятиях с логопедом, материальное обеспечение учебного процесса взвалили на плечи педагогов. Учебные пособия для детей с множественными психическими расстройствами в дефиците, а таким школьникам нужна наглядность. Для них обычные слова ничего не значат, каждое предложение подкрепляется изображением. Этих-то картинок как раз и не хватает. Все это негативно сказывается на качестве образования, дети не усваивают материал.

Прокурорская проверка подтвердила претензии родителей. В ответе на запрос «НКК» заместитель прокурора Красноярского края Сергей Белогуров отметил: должных мер к обновлению учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря не принимается, нет достаточного количества педагогических работников (логопедов, психологов).

Научить труду

В Дивногорской общеобразовательной школе нас встретила громкая музыка: шла динамическая перемена. Ребятишки разминались в актовом зале. Прозвенит звонок, и они вновь сядут за парты.

Директор Ольга Ершова сразу же отмечает: с трудовым обучением в школе все в порядке.

– Участвуем в краевой ярмарке ремесел, различных конкурсах. Продаем поделки, а на вырученные деньги закупаем материалы, бисер. Это маленькая часть того, что делают наши дети, – показывала выставку работ школьников Ольга Юрьевна.

В Дивногорской общеобразовательной школе обучаются ребятишки с легкой, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Сложные поделки из бисера и кожи – дело рук учеников из первых двух групп. Хотя, говорит учитель технологии Наталья Медведева, была у нее на уроках и девочка со сложным дефектом, прекрасно вышивала.

Технологии здесь отводится больше часов, чем любому другому предмету (в 8-м классе 8 часов в неделю). Это «трудовая» школа, главная задача педагогов – научить ребенка работать.

Нет проблем и с обеспечением педагогов методической литературой.

– У нас есть книги на каждую нозологию. Учитель может прийти и спросить, – говорит директор. – На методическое сопровождение каждый год из бюджета края выделяется 103 тысячи рублей.

Для ребят со сложным множественным дефектом – методика Монтессори. Под это оборудование отведен отдельный кабинет, заведует которым дефектолог. Но воспользоваться может каждый учитель: записывайся в тетрадь и бери.

Открытый урок

На встречу пришли члены нового родительского комитета (прежних, что поднимали проблемы и требовали перемен в школе, переизбрали). Но мы посчитали нужным пригласить и тех родителей, которые обращались в газету. Ирину Баранову и Елену Данько.

…В 7–9-м классе, где учится Паша Баранов, идет урок труда. Ребятишки раскатывают глиняные шарики – лепят матрешку. Гостям с радостью показывают испачканные ладони: работаем! Их новая учительница Любовь Холодилова рассказывает: как только приступила к своим обязанностям, директор предоставила раздаточный материал.

– Школа много покупает пособий, – рассказывает Любовь Холодилова. – Но и я свое привезла. Была в Москве и не могла приехать с пустыми руками. В Красноярске такое не купить. Я, как любой учитель, если увидела хороший материал, который нужен для работы, не могу не приобрести. А так в нашем классе все есть.

В 7–9-м классе для детей со сложным дефектом действительно изобилие. На полках коробочки с раздаточным материалом, у каждого на столе карточки с картинками. Ирина Баранова часто посещает уроки сына и утверждает, что «наглядность» появилась к приезду журналистов.

В 3-м классе, где учится Саша Данько, оформление кабинета победнее.

– У меня материалы дома хранятся. Готовлюсь к каждому уроку и приношу в школу, – рассказывает педагог Ирина Бородина. – Все сама изготавливаю – и дидактический, и раздаточный материал. Бумагу родители приносят, распечатываю дома на цветном принтере. Делаю все, чтобы детям было интересно, чтобы знания получали.

На физкультуре два третьеклассника, остальные болеют. У Миши и Вани бег с препятствиями. Учитель Владимир Ситников поощряет мальчишек: «Молодцы, хорошо бегаете». На вопрос, хватает ли оборудования, только вздыхает:

– Откуда? Нам на это денег не выделяют. В прошлом году благодаря спонсорам мячи закупили. А лыжи – мои ровесники. Собираю где придется и ремонтирую, чтобы малыши катались. Да и для старших лет 10–15 назад покупали инвентарь. Все старое, несовременное. В других школах занимаю оборудование для проведения уроков. А куда денешься, работать надо.

За круглым столом

Наш приезд в школу заставил собраться за одним столом родителей, директора, представителей министерства образования. Диалог получился непростой, слишком много обид у мамочек, не все готовы слушать и слышать, находить совместные решения.

Во время разговора выяснили, что, например, непредоставление услуг логопеда Паше Баранову – это нарушение. Но учебное заведение готово работать в этом направлении. Есть и объективные причины, почему возникают подобные ситуации: школе не хватает квалифицированных специалистов. Сейчас здесь свободны полставки логопеда и ставка дефектолога.

– Город маленький, найти педагогов непросто, – замечает Ольга Ершова. – Я уже все институты обзвонила.

– Будем работать с этой школой и подобными ей, – говорит главный специалист отдела специального образования министерства образования Красноярского края Елена Гришанова. – Не было бы родителей, высказывающих претензии, как бы мы дальше двигались. Раз здесь есть проблема коммуникации, такое может повториться в других учреждениях. Разработаем планы по взаимодействию. Приедем на заключительное родительское собрание. Ситуацию не отпустим, пока она не нормализуется.

– Хорошо, когда есть оппозиция, – соглашается Ольга Ершова. – Без нее наступает стагнация. А родители меня держат в тонусе.

ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ

На встрече в Дивногорской общеобразовательной школе председатель родительского комитета – мама семейного детского дома Наталья Колесникова заметила:

– У меня через эту школу восемь детей прошло. Поверьте, здесь нормальное материальное обеспечение. У меня 41 ребенок, учатся во всех школах Дивногорска. Там наглядный материал намного хуже. И внимания детям меньше.

Занимаются с особыми ребятишками действительно больше. В каждом классе (а в нем может быть от трех до шести детей) педагог, воспитатель и тьютор. К ученикам индивидуальный подход. Образовательная программа составляется учителем для каждого обучающегося на основе рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума.

– И дидактический материал приобретается, – говорит Елена Гришанова. – В соответствии с программой. На каждую тему определено базовое наглядное пособие, дидактическое оборудование. Министерство и прокуратура проверяли программу. Никаких нарушений не нашли. Все, что заложено в документ, в Дивногорской школе есть. Но и учитель должен готовиться к уроку – подбирать раздаточный, дидактический материал. Нередко и самому делать, ведь для детей с тяжелой умственной отсталостью еще не разработаны учебники и тетради.

Новый закон об образовании привел в школы ранее не обучающихся детей в 2013 году. Для них составлены программы, подобраны учителя, образовательную услугу ребятишки с тяжелой умственной отсталостью получают в том объеме, в котором способны освоить. Их учат элементарным вещам – общаться с окружающим миром, жить в социуме, ухаживать за собой. За рубежом давно уже разработаны методики альтернативной коммуникации. Те же карты ПЭКС или система Макатон. Но в России эти методики используются точечно. Карточки не русифицированы, не опробованы, так что ни один институт не рекомендовал их к использованию в общеобразовательных школах.

В министерстве считают: вместо импортной технологии, не имеющей хождения в нашей стране, можно использовать обычные картинки и пиктограммы. Может быть, даже самостоятельно нарисованные. Главное, чтобы учитель и ребенок договорились о значении символа.

– Подготовить картинки для трех-пяти детей – не затратно, – уверена Елена Гришанова. – По трудовому законодательству на ставку учитель работает 18 часов в неделю. Еще 18 ему дается на подготовку к уроку, методическую работу и самообразование. Неправильно говорить и о том, что учителю не платят за приобретение пособий. Часть денег компенсируется. В оклад ежемесячно включается 100 рублей на покупку различных материалов.

Дефектологов и олигофренопедагогов учат использовать подручные материалы на курсах повышения квалификации. И учителя придумывают собственные технологии.

Фото: Константин КОПЫЛОВСКИЙ




Комментарии:



Нет комментариев




* Поля со звездочкой обязательны для заполнения

Оставить комментарий



Всероссийская социальная программа «Здоровье в подарок»

Завод-изготовитель оздоровительной продукции «Здоровая семья Алтай» (г. Бийск) реализует социальную программу по улучшению здоровья граждан ...

Реклама
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВОМ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.



Реплики


Александр ГРИГОРЕНКО

Мегаполис и деревня

Сергей Бурлаку

Жизнь напоказ

От людей в «Инстаграме» не спрятаться



Материалы газеты

Пхенчхан, жди!

Нервотрепка и ожидание, заявления всероссийских федераций, яростные призывы болельщиков и комментарии спортсменов… Точкой этой долгой недели ...


А в ответ – тишина

В июне этого года в крае завершился масштабный проект. Льготники всех муниципальных образований получили единую социальную ...


Лечение по мировым стандартам

В редакции газеты «Наш Красноярский край» в рамках совместного проекта с министерством здравоохранения края «Прием главного» ...


Город должен стать ярче

«Волнуюсь, как перед разговором с родителями», – признался ветеранам глава Красноярска Сергей Еремин. Мэр встретился с ...


Ставка на рост

Канун Нового года – это всегда подведение итогов прожитого и составление планов на будущее. Незримая черта, ...


Взгляд в будущее

В Красноярском крае много лет назад сложилась традиция: в начале декабря представители спортивной отрасли из городов ...



Фоторепортажи