Слово об отце Через годы, через расстоянья…

Слово об отце Через годы, через расстоянья…

Каждое третье воскресенье июня в России отмечается День отца. Правда, пока этот праздник не входит у нас в список официальных, во многих городах его отмечают по инициативе местных администраций, и везде по-разному. Но значимость роли отца в жизни каждого из нас от этого не становится меньше…

В этом году весной мой папа, Александр Миронович, ушел из жизни. Я прилетел уже ко гробу и не успел сказать ему, как много он для меня значил. Что лучшими своими качествами я обязан ему. В нашей семье не принято было говорить друг другу высокопарные слова. Наверное, зря. Мы просто любили и любим друг друга. Чувствуем на расстоянии. Чувствовали. Сейчас отцу не напишешь и не позвонишь – расстояние такое, что ни одно письмо не доберется. А недосказанное – осталось.

Моя коллега, когда мы с ней увидели этот праздник в календаре, сказала:

– Напиши, что отец для ребенка важен даже тогда, когда его нет рядом. Когда ты просто знаешь, что он где-то есть, помнит и думает о тебе, заботится, пусть даже издалека…

Стопроцентно согласен.

Мой отец был речником, прошел путь от матроса до капитана, в детстве я его видел нечасто. Лет в 20 я и вовсе уехал на другой край земли, и виделись мы хорошо если раз в год. Каждое его слово было веским и ценным, как слиток золота. Слышал я их редко, и тем они были ценней. Запоминал на всю жизнь.

Случалось, он приходил из рейса на два-три дня и, не успев толком пообщаться с семьей, снова уходил вверх по Дунаю, до самых Альп, через всю Европу. Иногда на три-четыре месяца – советские суда раньше сновали по реке как челноки.

Но держать в руках молоток и пилу, вязать морские узлы, ремонтировать обувь и делать всякую мужскую работу по дому он меня научил. Сам был из крестьянской семьи и умел многое – строить, плотничать, сети плести, рыбу ловить, борщ варить…

Очень жалею, что мы с ним мало общались. Но зато, когда у него был отпуск, время мы проводили замечательно. Ездили на море и на рыбалку – оба заядлые рыбаки. В низовьях Дуная есть где порыбачить, куча озер, лиманов, плавни. Он меня будил ни свет ни заря, мы садились в машину и ехали в то село, где наши корни. Там было большое рыбное озеро. Когда всходило солнце, мы уже стояли в камышах, по колено в воде, с удочками, и таскали карасей. Никогда не забуду те рыбалки. Он рассказывал о своем детстве. Мы много говорили о жизни и о будущем. Сейчас смотрю: почти все сбылось. И то, от чего отец предостерегал меня, – тоже. Откуда он знал?!

Он был педант и аккуратист. Все у него всегда записано и расписано, все разложено по полочкам. Всегда выглажен, вычищен и трезв. Мама говорила:

– Кругом грязь, и все в этой грязи по колено. А папа наш пройдет – у него ботинки как сверкали, так и сверкают. Как будто по воздуху летел.
Дотошный, иногда даже нудный. Работа наложила свой отпечаток на характер, там по-другому было нельзя.

Он всю жизнь ходил на буксирах и толкачах. Я иногда его спрашивал:

– А почему ты не пошел на пассажирские суда? Вон они какие красивые, все капитаны в парадной форме…

Отец отшучивался:

– Белый пароход – черная жизнь.

Намекал на то, что на «пассажирах» хочешь не хочешь, а надо прислуживать. Это было не в его характере.

Он был настоящим речным трудягой. Работа тяжелая, нервная, ответственная, за спиной караван барж с грузами на миллионы долларов. А река узкая, быстрая, коварная, скалы сжимают фарватер.

Отец всегда говорил: «Живи так, чтоб к тебе однажды ночью не постучали в дверь и не сказали: «пройдемте».

Стараюсь. Пока вроде получается. По кривой дорожке не пошел. А мог. Отец не позволил. Помог найти свой фарватер. Он был строг со мной. Я благодарен ему за это.

А какие нравоучительные письма он мне писал своим каллиграфическим почерком! Страниц по шесть каждое. Со штампами европейских столиц, они приходили в мои многочисленные общаги, съемные квартиры, в чужие города, «до востребования». Это не письма были – правила жизни. Концентрированная мудрость. Храню для сына и внуков.

Жаль, его педантизм и дотошность мне не передались. Видимо, тут дело не в генах.

Наши отцы всегда с нами. В наших делах, поступках, мыслях. В наших детях и внуках. Мы продолжаем с ними разговаривать и равняться на них. Особенно тогда, когда им уже некуда написать и позвонить.

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что