Согнать с тропы Наблюдая полемику вокруг новых драконовских штрафов за нарушение ПДД, вспомнил, как года три-четыре назад один депутат Госдумы предложил штрафовать на миллион за въезд на полосу для общественного транспорта.

Согнать с тропы Наблюдая полемику вокруг новых драконовских штрафов за нарушение ПДД, вспомнил, как года три-четыре назад один депутат Госдумы предложил штрафовать на миллион за въезд на полосу для общественного транспорта.

Разумеется, пресса обсмеяла его со всех сторон – почему, дескать, всего лишь миллион, а не десять, или сразу пожизненное…

Вполне допускаю, что этот малоизвестный парламентский оригинал просто хотел засветиться, но на самом деле он затронул одну из вечных тем: можно ли бороться со злом, ужесточая наказание? Прогрессивная общественность вроде бы давно сошлась на том, что нельзя, неотвратимость гораздо лучше жестокости – и ,по правде говоря, с этим нельзя не согласиться. С другой стороны, вспоминаю, как один мой знакомый – простой рабочий парень, не злой вроде бы – убеждал, что если расстреливать за безбилетный проезд (как, по народной легенде, это делал Гитлер), то проблема зайцев решится мгновенно и бесповоротно. Я его спросил: «А если сам попадешься?» Он ответил: «Я на работу пешком хожу».

Людей с подобным устройством мозга у нас достаточно – перед ними и заискивал тот думский оригинал.

Но есть теория, и есть действительность, несходство которых особенно заметно, когда речь идет не о глобальных материях вроде «преступления и наказания», а о простых житейских вещах.

Штрафы за нарушение ПДД как раз из этой оперы…

Здесь в некоторых точках теория и действительность сходятся. Из личных наблюдений: когда за непристегнутый ремень безопасности наказывали 50 рублями, закону подчинялись только отдельные странные личности. Сейчас берут в 10 раз больше – и пристегиваются все или почти все. По той же причине стали пропускать пешеходов на зебре – раньше это считалось дурным тоном.

И это правильно – штраф не должен имитировать наказание (взрослым людям вообще неприлично заниматься любыми имитациями), иначе им ничего не изменить в действительности. Но у последней есть свои четкие, ни одним законом не зафиксированные границы.

Когда каждый день, из года в год, видишь на одном и том же месте в центре города ряды аккуратно припаркованных машин под знаком «Стоянка запрещена» и беленькой табличкой, намекающей на эвакуатор, понимаешь, что это и есть действительность. Было время, когда ГИБДД пыталась бороться, но потом бросила это бессмысленное занятие. Предъявлять гаишникам какие-то претензии глупо, потому что они живые люди, а не волшебники, способные приподнять всю эту незаконно припаркованную армаду в воздух и приказать лететь на штрафстоянку. Невозможно идти против силы вещей, которая заключается в том, что ДЕВАТЬ МАШИНЫ НЕКУДА. Объективно некуда. Это и есть действительность – и не только Красноярска, но, наверное, любого другого крупного города.

Общим местом стало утверждение, что власти, ужесточая наказание, должны решить проблему парковок. Но если она не была решена на протяжении 15 лет автомобильного бума, то почему должна решиться сейчас? Откуда возьмутся парковки, если в деловых центрах городов занят каждый сантиметр площади, включая дворы окрестных домов – которые, кстати, тоже хотят перекрыть? И даже если найдут, где их строить, то как жить, пока идет стройка?

Однако есть другой парадоксальный тезис – решение проблемы парковок заключается в отсутствии ее решения. Попросту для автомобилистов создаются невыносимые условия, чтобы склонить их пересесть на общественный транспорт. Будто бы так делают во всем цивилизованном мире. Но здесь начинается совсем другая «территория» – далекая от пробок и прочих коммунальных вопросов. Это попытка изменить поведение человека.

Если поперек протоптанной тропы поставить деревянный забор, дыра в нем появится самое позднее на следующий день. Тропа – вычисленный массовым опытом вектор движения, он по определению безошибочный, и сломать его может только нечто непреодолимое. Например, забор из бетона – хотя не факт… Помню, в середине 90-х железная дорога попробовала нагреть руки на дачном ажиотаже и в конце мая втрое подняла цены на электрички. Обернулось это катастрофическим числом зайцев и побоями невинных контролеров. Через неделю начальство вернуло прежние цены. Оно, наверное, не подозревало, что покушается на одну из основ тогдашнего бытия: дача должна приносить доход, а не очищать карманы, и пусть Луна врежется в Землю, но в посадочный сезон наш человек должен быть там. Точка.

Поэтому намерение разгрузить проблемные территории в больших городах посредством эвакуаторов и высоких штрафов по меньшей мере сомнительное. По сути, это попытка согнать людей с протоптанной тропы, того самого безошибочного вектора. Разумеется, не всех людей – у новшества будут и сторонники. Например, тот красноярский старичок, который года два назад бил стекла машин, заполонивших двор.

Москвичи, к которым новый закон особенно жесток, уже высказывают на форумах примерно такие предложения: «Просто нужно всем, кто приехал сюда работать, оставить сии мегаполисы, отправиться домой и заботиться о себе самим. Тогда больше половины машин точно не будет…» Короче говоря, появляется новый повод для традиционной всероссийской дискуссии «Кто кому мешает жить»: автомобилисты – пешеходам, окраины – центру, провинция – столицам, бедные – богатым, и в обратном порядке. Правда, есть вариант, что «сила вещей» опять пересилит…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но