Средство от одиночества В Саянском районе создали поселок для пенсионеров

Средство от одиночества В Саянском районе создали поселок для пенсионеров

Поселок «Ветеран» расположился на окраине села Агинское. Только заканчиваются последние дома райцентра, как взгляду открывается интересная картина. Ярко-розовые корпуса как будто вписаны в березовую опушку. На скамеечках перед клумбами беседуют старички и старушки, а вдали чуть слышится песня – в местном клубе идет репетиция хора.

Вот такое решение

20 лет назад именно так в Саянском районе решили проблему одиноких или оказавшихся в сложной жизненной ситуации пенсионеров. Задумали проект, построили целый микрорайон для ветеранов. Это не приют и не дом-интернат, это настоящий поселок, живут в котором только пожилые люди. 50 домов по 50 квадратов, каждый рассчитан на двоих проживающих. Комната своя, а кухня и удобства общие.

пенсионеры– Да это и хорошо, – говорят жители «Ветерана». – Вдвоем веселее и за одним столом сидеть, и технику приобретать.

Это в 1990-х годах, когда только все начиналось, чтобы заселить поселок «Ветеран», главы сельсоветов ходили по домам в деревнях района и предлагали пенсионерам переехать в социальное жилье. Сейчас микрорайон считается «элитным», жить здесь хотели бы многие саянцы. В администрации Агинского сельсовета образовалась приличная очередь. Но прежде необходимо выдержать конкурс.

– На очередь становятся не только одинокие пенсионеры, но и семейные пары, – рассказывает заместитель главы сельсовета и председатель комиссии по заселению «Ветерана» Наталья Непомнящая. – По существующим условиям они должны подходить по нескольким показателям. Отработать в районе не менее 10 лет. А на момент заселения иметь возраст не более 75 лет. Комиссия обследует жилищное положение и вынесет вердикт. Некоторым отказываем.

Места в домиках «Ветерана» освобождаются, только если житель умирает или уже не может ухаживать за собой и его забирают родственники. Как это ни печально, но очередь двигается…

Отбор как в космонавты

Дома «Ветерана» от других построек села Агинского отделяет небольшой заборчик. На входе нас встречает пожилой мужчина на костылях. Представляется просто: «Петро». Рассказывает: всю жизнь в Агинском шофером проработал, помнит, как строился этот микрорайон на окраине села, да не предполагал, что ему здесь жить придется.

– Я у детей в городе был. Но долго там находиться не могу – дышать плохо. У меня бронхиальная астма, инфаркт, да еще и ногу отняли – тромб оторвался, – перечисляет Петр Степанович Чихарев. – Привезли меня дети в Агинское – то у брата поживу, то у сестры. Деваться некуда. Определили меня в поселок «Ветеран». Я этому рад.

Приготовить, постирать мужчина и сам может. Чего сложного – дом со всеми удобствами: и горячая, и холодная вода из крана течет, в туалет на улицу выходить не надо, воду не носить, уголь в печку не бросать.

– Как в городе, – замечает Петр Степанович. – За продуктами на машине езжу – вон она, за клубом стоит. А прибираться в комнате обслуга приходит, я ей 100 рублей в месяц за это плачу.

В общей сложности за коммунальные услуги пенсионеры платят чуть больше тысячи рублей. Остальную пенсию пускают на собственные расходы. Петр Степанович, например, стиральную машинку, пылесос приобрел, в комнате у него телевизор стоит – все чин чином.

– Большинство жителей «Ветерана» – дисциплинированные люди, – уверен глава Агинского сельсовета Владимир Иванькин. – Но есть и те, что выпивают, дебоширят. Таких по суду выселяем, отправляем к родственникам или в дома-интернаты.

Пары для проживания в одном доме здесь выбирают, как космонавтов в полет – чтобы психологическая совместимость была.

Один на всех

– Хорошо здесь жить: поел – и на боковую, телевизор смотреть, – смеется Петро. – А то в карты играем допоздна. Кто хочет, в клубе поет. Но это звезды, артисты.

пенсионеры выступают в клубеИз местного клуба действительно доносится музыка. В одной из комнат представительный гармонист руководит отрядом женщин. Те самозабвенно выводят грустную песню. Ансамбль «Сударушка» – недавнее изобретение переехавшего в село Агинское норильчанина Владимира Команчукова. Говорит: ушел на пенсию, в деревню переселился, и скучно стало. Решил культуру здесь поднимать.

– Бывал раньше в этих местах – в деревне Благодатке у друга. И так мне понравилось, – рассказывает Владимир. – Ушел на пенсию и решил пожить в деревне. Я сам деревенский. У меня в памяти осталось: выйдешь на улицу – все село поет, гармошки играют. А приехал – и такое разочарование. Выйдешь вечером на улицу – ау! – никого нет.

Говорят, Владимир Владимирович в Норильске неуемным творческим характером отличался – хором руководил. И в Саянском районе от песни в стороне не остался. Организовал «Сударушку». За год этот небольшой женский коллектив весь район исколесил.

– Я строгий, – рассказывает художественный руководитель. – У меня так: пришел петь – пой. Мы все одного возраста. Себя не жалею, почему их жалеть стану? Куда пригласят, я им говорю: «Девчонки, поехали». И никто не сказал: «Не буду». В машину прыг, отконцертировали. А на обратном пути еще ко мне домой заглянем, чаю попьем, отдохнем.

– Да он помрет без нас, – смеются сударушки. –Хоть и требует сильно, но говорит: «Девчонки, я вас люблю, за вас любого порву». – И заводят: – Гармонист наш просто чудо. Ну а если запоет, то совсем с ума сведет.

Владимир Владимирович только довольно улыбается, но напоказ делает сердитое лицо: «Даже на застолье правильно пойте!», а сам отмечает:

– Коллектив – моя семья.

Обычная история

– Мало здесь дедов, – замечает другая жительница «Ветерана» баба Маша. – На нашей улице только один остался (в поселке четыре улицы. – Ред.). Деды рано хвосты откидывают. У меня муж уж 20 лет назад умер.

…В офисе коменданта уже полным ходом идет битва. Вот они – деды, которых, по словам бабы Маши, так мало в поселке «Ветеран». Мужчины режутся в карты. Бой серьезный.

– Наши с русскими играют! – кричат картежники. И тут же шутливо сообщают: – Вон тот 23 раза дураком остался. Сарай проиграл, комната жены осталась.

Меряются здесь мужчины не успешностью или богатством, а возрастом: «Ты против меня горох. Мне в июне 66 будет, ты 60-летний сопляк против меня». И одиночеством. Из 100 жителей здесь и пятерки семейных пар не наберется. В основном старички одиноки.

Один остался, идти некуда, а детям и самим в домишках тесно – внуки и правнуки уж народились. Это обычная история жителей поселка «Ветеран». В социальных домах для стариков создан уют и комфорт. Почти каждый год ремонт делают – стены подлатали, окна пластиковые поставили. Да и общение со сверстниками очень важно для пенсионеров.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег