Стоит село на Енисее Здесь живут по принципу «чтобы людям было комфортно»

Стоит село на Енисее Здесь живут по принципу «чтобы людям было комфортно»

Сколько деревенек на великой сибирской реке – крохотные и побольше, процветающие и еле живые. О многих северных населенных пунктах красноярцы и не слышали даже. Или искренне считают, что там, за Енисейском, жизни нет вовсе. На самом деле – чем дальше на север, тем интереснее и старше деревушки. Например, село Верхнеимбатск было основано раньше Енисейска и сейчас живет вполне благополучно, интересно и самодостаточно.

Жить здесь приятно

Две казачьи семьи – Плотниковы и Перепрыгины – в далеком 1607 году сплавлялись по Тоболу, потом по Тазу и в августе вышли на Енисей. Там, где в Енисей впадает речка Верхний Имбак, место оказалось хорошим – так сначала появилось небольшое зимовье, а потом и деревенька. По имени речушки назвали ее Верхнеимбатском, а День села с тех пор так и отмечают – в начале августа. В этом году селу исполнится 410 лет.

– Вот здесь празднуем, – глава Верхнеимбатского сельсовета Николай Павлович Шляхов широко обводит рукой окрестности. На угорье – летняя сцена с крышей, от нее полукругом расходятся лавочки. Рядом – Дом культуры, сельсовет, детский сад, аллея Победы – вся светская жизнь на одном пятачке с роскошным видом на реку. – А для стариков ставим столики, чтобы удобнее было. Все приносят еду, кто что приготовит, накрываем – и так празднуем.

Енисей для Верхнеимбатска – главное «градообразующее предприятие». В советские времена здесь были совхозы и участок рыбзавода. После развала Союза все закрылось, и работать в селе негде: остается только социальная сфера – школа-детсад-сельсовет, еще ЖКХ, но для 500 человек этого маловато. Поэтому сельчане летом рыбачат и собирают грибы-ягоды, зимой охотятся.

Пока мы разглядываем детскую площадку рядом с главной сценой, мимо проходит поливальная машина. Да, в жару летом пыльные дороги здесь поливают.

– А что вы удивляетесь? – улыбается Николай Павлович. – Дорога пылит, люди жалуются. Когда наш тракторист свободен, почему бы и не полить. Нужно, чтобы людям удобно было.

И, похоже, что эта фраза – негласный девиз главы сельсовета. Верхнеимбатск – на самом деле такой населенный пункт, где глава извернется, но сделает все, чтобы было как у людей. И чувствуется, что жить здесь приятно: каждый второй дом украшен самодельными скульптурами или расписан. Вон в огороде семьи Андреевых на пеньке сидит ежик, чуть дальше – Баба-яга в избушке, эта усадьба постоянно побеждает в конкурсе на День села. Где-то на калитке трубят ангелы, а вот на торце другого дома большая картина с изображением сохатого, который выходит из леса. В этот момент хозяева подкрашивают наличники – готовятся к празднику.

Добротное уютное крепкое село – какими и должны быть поселения на этой земле.

Ее называли Белая лебедь

Когда-то село было еще красивей: на угорье стояла высокая белая церковь, Белая лебедь, как называли ее в округе. Достроили ее в 1700-м, до этого две деревянные сгорели.

– Так хотела вам показать, как она выглядела, а не могу книгу найти, – Нина Плотникова, заведующая библиотекой, из тех первых Плотниковых. – Опять книгу почитать взяли, знаете, в последнее время в селе начали интересоваться историей. Раньше не было такого.

Нина Самсоновна ловко пробирается между стеллажами в небольшом помещении: библиотека, начавшаяся с книг Якова Бограда, отбывавшего здесь ссылку, сейчас насчитывает 19 тысяч изданий. Верхнеимбатск – читающее село, поэтому план в 200 посещений ежемесячно выполняется. Есть уголок для молодых родителей, для детей – энциклопедии и большой экран, на котором крутят мультики. Все это венчает большой макет верхнеимбатской церкви, выполненный в лоскутной технике. Его принесла местная мастерица для конкурса ко Дню села. Изображение этого утраченного храма возникает то здесь, то там в творчестве сельчан – чувствуется, что церкви здесь очень не хватает.

Выставка будет проходить в клубе – он от библиотеки через дверь. Большой зал для дискотек, где все лето хозяйничают на детских танцах самые маленькие. На небольшой сцене – новенькая барабанная установка: есть своя мальчиковая группа The Boys, которая зажигает на серьезных дискотеках. Основной зал клуба вмещает 105 человек.

– Но на большие праздники, например, на 9 Мая, мы ставим стулья в проходы, чтобы все поместились, – рассказывает Евгения Иском, директор сельского Дома культуры. Она вступила в должность месяц назад. – А сколько на берегу собираем, даже не знаем, посчитать нужно будет, но много.

Визитная карточка клуба – вокальная группа «Сударушки»: 17 участниц от 30 до 77 лет выступают на всех деревенских праздниках и даже ездят на гастроли и конкурсы – в Бахту, Енисейск. Поют все – и русское народное, и эстрадное. Репетируют в клубе, которому в этом году исполнилось 14 лет. В 2003 году Николай Шляхов построил его, можно сказать, хитростью – денег в бюджете были крохи, поэтому здание строили постепенно: фундамент, стены, крыша. Зато теперь занимаются все – в этом году впервые взяли группу из детского сада.

Нужен стимул

Детский сад – через дорогу. Уютное здание, игровая площадка с качелями и домиками, которые сделали сами сотрудники и родители. По траве бегают дети – группа в саду одна, разновозрастная, зато 27 человек.

– Так много малышни в селе буквально второй год, – рассказывает исполняющая обязанности заведующей садом Татьяна Иванова.

Стараются детишек оздоравливать – поэтому зимой гуляют до минус 30 °С, когда не задувает северный ветер, летом – наоборот: в любую погоду, лишь бы ветер был. Он сдувает мошку, иначе погулять удается не больше 15 минут. Заведующая и еще один воспитатель получают сейчас второе высшее – в саду будет еще два психолога.

Сейчас и не подумаешь, что садик стоит на месте той самой церкви и старого погоста. Говорят, разрушили ее между 1932 и 1935 годами. Да не просто разрушили – растащили так, что, когда строили садик, не смогли найти даже фундамента, пропала и вся церковная утварь. С горем пополам нашел глава здание, которое, как ему кажется, было сложено из того церковного кирпича. Сейчас село его выкупает, в планах – перестроить и сделать церковь.

– А то есть ощущение, как проклятие какое, что ли, – глава замолкает. – Вот не идет жизнь, как хотелось бы, пробуксовывает. Да и в первую очередь людям это нужно – я же вижу, что они к вере тянутся.

Николай Павлович с горечью рассказывает, что где-то церковные здания приспособили под склады и хлева, и как бы повезло Верхнеимбатску, если бы было именно так.

Не везет селу с больницей, у которой уже поменяли статус на амбулаторию – слишком мало населения для полноценной клиники, и со школьными учителями. Сейчас в школе 43 ученика, в сентябре придут 10 первоклашек, а у директора Николая Серебряникова до сих пор вакантны две ставки – учителей начальной школы и английского.

– Нужен стимул, – вздыхает директор. – А стимула особого нет: зарплаты у школьных учителей очень скромные. Вот и размещаем объявления в Интернете на сайтах по поиску работы, ищем, собеседование по телефону проводим, но зарплата… А так дети у нас прекрасные, в позапрошлом году четыре выпускника показали лучшие баллы на ЕГЭ по русскому и математике.

Главное, чтобы педагог «зацепился» в деревне – здесь, конечно, интересно в первую очередь рыбакам и охотникам. И тем, кого не особо смущают простые деревенские условия: в служебной квартире есть центральное отопление, техническая вода и крохотный огородик, но туалет – на улице. В школе верят, что найти новые кадры получится: все-таки почти половина педагогического состава – те самые гости, которые приехали сюда и влюбились в красоты Енисея, суровой сибирской природы.

В школе – уютные отремонтированные классы, а после последнего капитального ремонта в 2011 году – и теплые туалеты. Интерактивные доски, оборудован компьютерный класс, современный пищеблок. Единственное, на что в последний ремонт не хватило денег, – спортзал. Сейчас занятия проходят в крошечном актовом зале рядом со столовой. Огромный спортзал, когда-то бережно обитый изнутри реечкой, разваливается на глазах – расходятся стены. Новый – по проекту – стоит больших денег, которых пока у сельсовета нет.

На своем месте

Верхнеимбатск хорошо знают в Туруханском районе. За глаза говорят, что так живется селу только потому, что глава толковый. Это на самом деле так, хоть глава и не любит, когда говорят о нем. Мол, работаю, как положено, – и нечего меня нахваливать.

– Вот голубой цвет на нашем гербе – это, конечно, Енисей, – Николай Павлович в своем кабинете показывает флаг с гербом Верхнеимбатска, который совместно с геральдическим обществом разработали около 10 лет назад. – Рыба – это, само собой, рыбалка, олени – охота.

Сам Николай Павлович – заядлый охотник и рыбак. В Верхнеимбатске он впервые оказался в 1973 году – оканчивал 10-й класс, жил в интернате, который тогда вмещал 70 учеников. Отучился – и уехал к сестрам в Казахстан. Потом вернулся уже в 80-х секретарем парткома, был и главным зоотехником в совхозе, и начальником участка. Главой в первый раз избрали в 1996 году, с тех пор с завидным постоянством переизбирают, хоть раз за разом Николай Павлович и строжится, что на новый срок не пойдет. Ему нравится заниматься «земными делами», как он говорит: следить за помостками в селе, за тем, чтобы все было обкошено, не пылили дороги, работали клуб и школа.

Верхнеимбатский сельсовет – хлопотное хозяйство, за всем надо следить, ведь Север – суровая земля с трескучими морозами за минус 50 °С зимой и жарой летом. Сейчас главная задача – дать людям работу. Чтобы хорошо жилось местным, чтобы молодежь, отучившись в городе, возвращалась домой. Чтобы село жило дальше.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако, из-за