Страсти по ОСАГО «Автогражданку» хотят оставить без денег

Страсти по ОСАГО «Автогражданку» хотят оставить без денег

Госдума готовится изменить закон об ОСАГО – убрать из цепочки «страховщик – страхователь» деньги, а компенсации заменить «натурой», то есть ремонтом. Эксперты опасаются, что нововведение добавит хлопот автомобилистам. Впрочем, и плюсы реформы очевидны – это может избавить от мошенников, зарабатывающих на страховках.

Опасения надуманы?

Напомним, идею о необходимости замены денег при выплатах ОСАГО «натурой» еще в прошлом году высказал президент Владимир Путин. Социологи при этом выяснили: каждый второй россиянин эту инициативу поддерживает. Автоактивисты провели эксперимент – прокатились по сервисам и увидели, что единая методика определения восстановительного ремонта страховщиков почти один в один совпадает с прайсом мастерских. Вроде бы никаких сложностей возникнуть не должно.

Но многие опасаются – будет ли работать ОСАГО «в натуре» без сбоев на практике? Не участятся ли споры относительно стоимости отдельных деталей, их износа и качества самих работ, приживется ли нововведение в регионах так же, как и в столице? Не «утонут» ли сервисы в потоках клиентов?

Эксперты федерального информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» утверждают, что во многом опасения надуманы. К примеру, извечный предмет споров страховщиков и автомобилистов – износ деталей – после нововведения учитываться не будет. Если помяли бампер твоего «японца» 90-х годов – получи новый безо всяких споров. Относительно качества и возможного затягивания сроков работ общественники также советуют не беспокоиться. По их данным, многие официальные сервисы сегодня работают не на полную мощность (почти простаивают), а потому будут рады «лишней» работе. Ну а тянуть с ремонтом мастерским и самим невыгодно, так как оперативность означает больший оборот машин – большую прибыль.

Впрочем, есть нюансы. Автопредприниматель Сергей Хохлов говорит, что официальные сервисы и владельцы новых машин действительно выиграют:

– Официалы работают только с оригинальными, то есть дорогими запчастями. Ремонтироваться за деньги дорого. Даже если тебе выплатили хорошую компенсацию, этого может не хватить. С переходом на «натуру» таких проблем не будет. Есть фронт работ – его надо выполнить.

С другой стороны, владельцы подержанных машин, которые ремонтируются в неофициальных сервисах «у дяди Васи», могут столкнуться с рядом проблем. В частности, механики могут ремонтировать лишь видимые повреждения, использовать неоригинальные детали. К примеру, радиатор после столкновения требует замены, а его лишь «штопают». После месяца эксплуатации он обязательно потечет, но как ты потом докажешь, что виноват сервис? Ведь этот элемент не видно полностью после сборки, а проверять каждый этап работ лично не каждый автовладелец способен. В сервисе могут вместо оригинальной японской кузовной запчасти поставить китайскую, которая отличается по размерам на несколько миллиметров, – вроде бы ничего, но внешний вид машины установка неродной детали кузова здорово портит. А если меняется агрегат, то последствия могут быть еще плачевнее – машина просто не будет работать должным образом.

– Думаю, с этими проблемами автовладельцы будут сталкиваться на начальных этапах нововведения. Это на самом деле «лечится» легко – вместе с изменением закона об ОСАГО необходимо ввести ряд требований к самим сервисам. Нужно запретить ремонтироваться у кустарей. Понятно, что одни лишь официалы не справятся с наплывом клиентов – в малых городах их вовсе нет. Но ведь на самом деле существует много нормальных сервисов, которые удовлетворяют высоким требованиям, – говорит Хохлов.

В ответе за сервис?

Эксперты проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» пояснили, что проблемы с качеством не будет – дело в том, что ответственность за ремонт несет страховая компания совместно с сервисом. А в случае обнаружения недостатков человек вправе требовать их скорейшего устранения. Вот и получается, что рейтинг компании теперь будет зависеть и от этого фактора – страховщикам придется избирательно относиться к выбору партнеров, ведь иначе клиент перебежит в другую компанию.

Очевидный плюс от введения натуральной компенсации – избавление от мошенников в ОСАГО. По расчетам экспертов, в прошлом году ущерб от криминальной деятельности в этой сфере составил около 40 млрд рублей. Один из основных «методов» заработка – оценка ущерба с превышением реального в разы. Несмотря на то что все дефекты после ДТП должны рассчитываться по единой методике, фактически этого не происходит. Убрав из цепочки деньги, государство лишает мошенников их главной цели.

Впрочем, остается вариант мошенничества с запчастями – их реальной и выдуманной стоимостью.

Деньги из ОСАГО уйдут, но лишь частично. Денежная компенсация будет выплачиваться в случае невозможности восстановления авто или превышения лимита страховой выплаты

ДОЛГОВОЙ ХВОСТ

Как купить машину без приданого

В России создан электронный реестр автомобилей, которые находятся в залоге. Это должно избавить покупателей машин на вторичном рынке от «сюрпризов». После покупки отвечать за чужие долги не придется. Вот только стопроцентной гарантии не даст никто.

Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик рассказал, что с 1 января этого года подать уведомление о залоге движимого имущества можно на сайте www.reestr-zalogov.ru. Здесь же покупатель может проверить «чистоту» покупки – не числятся ли за автомобилем долговые «хвосты».

– Если машины в списке нет, можно смело покупать, – говорит Корсик.

Сама процедура проверки достаточно проста – заходите на сайт, в разделе «Найти в реестре» вводите VIN автомобиля, смотрите результаты. Для того чтобы зафиксировать результат, посещения сайта, естественно, недостаточно – нужно получить выписку у нотариуса. В Нотариальной палате Красноярского края пояснили, что эта услуга стоит около 300 рублей. Зато в дальнейшем, даже если проблемы возникнут, у вас будет бумага, доказывающая, что вы – добросовестный покупатель, и отвечать за долги прежнего владельца не придется. Кстати, уже есть соответствующее решение Верховного суда.

Отметим, проблемная машина может и не числиться в реестре, хотя это и бывает весьма редко. Как сообщили в Нотариальной палате Красноярского края, банки сами заинтересованы подавать сведения в реестр залогового имущества – ведь в случае, если машина была заложена несколько раз, преимущественное право на взыскание имеет первый в списке.

Стопроцентной гарантии об отсутствии долгового «хвоста» за автомобилем база сайта дать не может. Банки не обязаны вносить данные о залоговом движимом имуществе

Проверить машину на предмет залогов можно на сайте www.reestr-zalogov.ru

«Бентли» и стадо коров

Анциферово-13-Олег-Кузьмин.jpgСегодня в реестр вносятся не только автомобили, но и другое движимое имущество. К примеру, бизнесмены активно вписывают туда станки, оборудование. Есть даже несколько тысяч уведомлений о стадах крупного рогатого скота, находящихся в залоге.

Всего в реестре чуть более трех миллионов строчек с залоговым имуществом. При этом около двух миллионов – это автомобили (в основном кредитные). Кстати, в списках кредитных машин очень много дорогостоящих иномарок. На сегодня зафиксирована целая дюжина «Бентли Континенталь».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт